Философские идеи Карла Маркса оказали и продолжают оказывать огромное влияние на философию, социологию и экономику, а также на мировоззрение и судьбы сотен миллионов людей в мире.
Маркс — создатель научного социализма. В начале своей философской деятельности Маркс увлекался идеями Гегеля, но впоследствии критически пересмотрел его взгляды и создал собственное учение —
Раздел VI. Переход к неклассической философии
Тема 18. Карл Маркс и марксизм
научный социализм, основанное на материалистическом понимании истории и решающей роли в ней пролетариата (рабочего класса). Научный социализм базировался также на экономическом учении о прибавочной стоимости и взгляде на философию как практику изменения существующего мира. Основные идеи своего учения он изложил в работе, написанной совместно с Ф. Энгельсом, «Манифест Коммунистической партии» (1848) и в эпохальном труде «Капитал».
Философия как практика. Маркс считал, что философы, пытаясь понять окружающий мир и общество как реализацию вечных законов развития Абсолютного духа (Гегель) или априорных структур сознания (Кант), тем самым оправдывали и обожествляли существующий мир и существующее общество со всем их несовершенством и злом. Так, если Гегель показывал, что современная ему прусская монархия является результатом развития Абсолютной идеи, то тем самым он абсолютизировал данное общество и снимал вопрос о возможности и необходимости каких-либо существенных изменений данного общества и перехода к более прогрессивному его состоянию. В этом заключался «некритический позитивизм» Гегеля, т.е. некритическое принятие и оправдание того, что есть, как оно есть. Таким образом, за стремлением философски понять и объяснить существующее положение вещей скрывалось фактическое его оправдание. Маркс выдвинул нового задачу перед философией: перестать быть лишь теоретическим описанием и объяснением действительности, но служить делу ее практического изменения. В знаменитых «Тезисах о Фейербахе» (1845) Маркс писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
|
|
Маркс считал религию продуктом определенных общественных отношений, определенного типа общества, противоречия которого таковы, что приводят к удвоению мира в сознании людей: религиозный, воображаемый и действительный мир. Это означает, что религия может быть преодолена только в том случае, когда сама действительность будет понята в своей противоречивости и революционным путем преобразована через устранение этого противоречия.
Отчуждение труда. Вообще отчуждение есть превращение результатов человеческой деятельности и самой человеческой деятельности в силу, господствующую над человеком и враждебную ему. Сам человек создает мир, который его порабощает, в том числе через господство над ним воображаемых религиозных сущностей — богов, судьбы, рока. Процесс отчуждения характеризует также и капиталистическое производство. Рабочий создает продукт, который, вступая в рыночные отношения в качестве товара, начинает господствовать над самим рабочим. Маркс пишет в «Экономическо-философских рукописях 1844 года»: «Чем больше рабочий выматывает себя на работе, тем могущественнее становится для него предметный мир, создаваемый им самим против самого себя, тем беднее становится он сам, его внутренний мир, тем меньшее имущество ему принадлежит. Точно так же обстоит дело и в религии. Чем больше вкладывает-человек в бога, тем меньше остается в нем самом».
|
|
Отчуждение проявляется не только через господство над рабочим его собственного продукта, но и в противопоставлении рабочему его собственной трудовой деятельности как процесса. Труд предстоит по отношению к рабочему как принудительная внешняя деятельность; в которой он не утверждает, а отрицает себя, «не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а разрушает свою физическую природу и разрушает свои духовные силы». Но если продукты труда и сам труд не принадлежат рабочему, то кому же они принадлежат? Владельцу средств производства, частному собственнику. Таким образом, отчужденный труд и частная собственность порождают друг друга, они взаимосвязаны.
Учение о прибавочной стоимости. Маркс пришел к выводу о том, что стоимость товара определяется количеством времени, необходимым для его производства. Капиталист покупает у рабочего особый товар, которым он обладает, — его способность к труду, с помощью которого он производит товары. Это означает, что капиталист оплачивает рабочему стоимость лишь той совокупности товаров, которые рабочий и его семья должны потреблять для воспроизводства способности рабочего к труду. Разница между стоимостью совокупности товаров, производимых рабочим, и стоимостью способности рабочего к труду и составляет ту прибавочную стоимость, которую присваивает себе капиталист.
Эта прибавочная стоимость не «съедается» капиталистом, а вкладывается в производство новых товаров, таким образом, происходит расширенное воспроизводство капитала в целом.
Классовая борьба и победа пролетариата. В результате огромные капиталы и власть оказываются в руках немногих, но все больше становится пролетариев и люмпенов (от нем. Ьитреп — «лохмотья», т.е. бродяги, уголовники, нищие). По Марксу, история любого общества — это история классов. В рабовладельческом обществе — это свободные и рабы, в феодальном — феодалы и крестьяне, в новейшее время — буржуа и пролетарии. В той мере, в какой растет капитал, пропорционально этому растет и пролетариат, который способен к самоорганизации и становится революционной силой. Маркс выдвигает тезис: «Экспроприаторы должны быть экспроприированы». Частная собственность должна быть уничтожена. Победа пролетариа-
Раздел VI. Переход к неклассической философии
Тема 18. Карл Маркс и марксизм
та как организованной силы, вооруженной революционной теорией, неизбежна. Вместе с победой пролетариата все человечество освободится от господства частной собственности.
Отрицание частной собственности. Коммунизм. Маркс считал, что было время, когда частной собственности не было, и в будущем должна наступить эра, когда ее не будет. Преодоление частной собственности есть коммунизм. В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» Маркс показывает два возможных способа отрицания частной собственности.
|
|
Непосредственное уничтожение частной собственности (или грубый коммунизм). Результатом этого процесса является переход к такому обществу, в котором подвергается отрицанию все то, чем не могут обладать все. Это не только богатство, но и таланты, качества, порождающие творческую индивидуальность. Категория рабочего не отменяется, а распространяется на всех. Общество в целом становится капиталистом в лице государства. «Этот коммунизм, отрицающий повсюду личность человека, есть лишь последовательное выражение частной собственности, являющийся этим отрицанием». Такой коммунизм есть возврат «к неестественной простоте бедного, грубого и не имеющего потребностей человека, который не только не возвысился над уровнем частной собственности, но даже и не дорос до нее». Очевидно, что мы здесь имеем теоретическое описание того самого социализма, на реализацию которого Россия потратила в XX в. семь десятилетий.
Положительное упразднение частной собственности. В этом случае коммунизм понимается как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека. Это сознательное возвращение человека самого к себе с сохранением всего богатства предшествующего развития в рамках господства частной собственности. Такой коммунизм равен гуманизму. Он есть разрешение противоречий между человеком и природой, между индивидом и родом. Маркс пишет: «Коммунизм есть освобождение всех человеческих чувств и свойств, есть эмансипация человеческой чувственности». Господство частной собственности приучило нас смотреть на вещи односторонне, с точки зрения выгоды и полезности. Коммунизм есть переход к такому состоянию, когда человек будет воспринимать мир во всем богатстве его свойств и качеств, в том числе воспринимать вещи по законам красоты.
Фридрих Энгельс и диалектический материализм. Фридрих Энгельс (1820—1895) в течение сорока лет был другом и соратником Маркса. В соавторстве они написали ряд работ, им были отредактированы вторая и третья часть «Капитала». Энгельсу принадлежит заслуга создания так называемого диамата, или диалектического материализма, который впоследствии стал основой советского марксизма. Энгельс применил метод марксистской диалектики к природе, тогда как сам Маркс применял диалектику главным образом для объяснения закономерностей истории и общества.
|
|
Энгельс считал, что «диалектика есть не-что иное, как наука об общих законах движения и развития природы, общества и мышления». На основе изучения гегелевской философии он сформулировал три ее основных закона: 1) закон перехода количества в качество;
2) закон единства и борьбы противоположностей; 3) закон отрицания отрицания. Согласно последнему закону общество, в котором изначально господствовала общественная (общинная) собственность, подверглось отрицанию в лице частной собственности, которая, в свою очередь, должна подвергнуться новому отрицанию (отрицание отрицания) через возврат к общественной, но уже коммунистической собственности с сохранением всего богатства тех производительных сил, которые были развиты в условиях частной собственности.
Марксизм после Маркса. Несмотря на то что основным достижением Маркса был экономический анализ современного ему капиталистического общества, его ученики взяли на вооружение главным образом его учение о материалистическом понимании истории и о философии как революционной практике. Во главу угла была поставлена теория классовой борьбы и диктатуры пролетариата. В октябре 1917 г. в России наиболее решительными последователями этих идей — большевистской частью российской социал-демократии во главе с Владимиром Лениным — был совершен революционный переворот, который привел к тому, что на много лет наша страна превратилась в испытательный полигон для марксизма-ленинизма.
Итоги этого эксперимента неутешительны, поскольку Россия из одной из наиболее быстро развивающихся европейских держав превратилась по реальному уровню жизни населения в третьеразрядное государство.
Критика марксизма. Многие пророчества марксистов не оправдались. Так, например, согласно марксисткой теории в капиталистическом обществе должна возрастать концентрация капитала в руках немногих и тем самым увеличиваться разрыв между капиталистами, которых должно становиться все меньше, и возрастающим большинством все более нищающих пролетариев (тем, кому «нечего терять, кроме своих цепей»). Сегодня в развитых капиталистических обществах, таких как США и страны Евросоюза, большинство рабочих обладают высоким уровнем личного потребления, а капитал через акционирование и другие формы как раз децентрализировался, таким
Раздел VI. Переход к неклассической философии
образом, «пролетаризация» и пауперизация большинства населения не произошла,
Такой авторитетный философ, как Карл Поппер (1902—1994), резко критиковал Маркса за убеждение, что вообще научным путем можно точно определять закономерности развития общества на большие периоды времени. С точки зрения Поппера, наука дает лишь правдоподобные гипотезы, которые не гарантируют однозначного понимания действительности, а это значит, что предвидеть будущее в качестве неизбежно наступающих определенных фаз развития невозможно.
Что касается учения Маркса «о прибавочной стоимости», то обнаружилось, что стоимость товара определяется не только трудом рабочего, но и другими факторами, такими как редкость товара, а также труд и талант самого капиталиста как организатора производства, его способностью предвидеть спрос и предложение на определенные товары. Это, кстати» соответствует некоторым высказываниям самого Маркса, что в производстве на смену совместному, т.е. коллективному труду как повторяющейся деятельности приходит в связи с превращением науки в непосредственную производительную силу так называемый всеобщий труд — деятельность, сравниваемая с трудом ученого и художника. Это означает, что пролетариат в качестве субъекта повторяющейся, нетворческой деятельности перестает играть доминирующую роль в процессе капиталистического производства.
Вопросы для самопроверки
1. В чем Маркс видел задачу философии как практики?
2. К чему ведет согласно Марксу отчуждение труда от человека в капиталистическом обществе?
3. Проиллюстрируйте примерами тезис о том, что человека порабощает то, что он сам и создает (например, человек создает государство для реализации своих интересов — обеспечения обороны, порядка, — а затем государство подчиняет человека для реализации своих собственных интересов).
4. Приведите аргументы «за» и «против» теории «прибавочной стоимости». Как вы считаете, каким образом возникает частная собственность и возможен ли «честный» капитал?
5. В чем вы усматриваете принципиальную разницу между «грубым коммунизмом» и коммунизмом как гуманизме^?
6. Приведите примеры из жизни природы, в которых проявляются законы диалектики, сформулированные Энгельсом.
7. Некоторые ученые из англоязычных стран приходят в замешательство, когда марксизм рассматривается как «научный социализм». Как вы думаете, почему?
8. За что Карл Поппер критиковал марксизм?
Литература
9. Маркс считал, что лишь труд рабочего наделяет товар стоимостью. Имеют ли в таком случае стоимость земля, чистая вода, красивое тело? Могут ли они быть товаром и иметь цену?
10. Существовало ли сходство практического марксизма с религией, с которой он боролся? Если существовало, то в чем оно выражалось?
Литература
1. Арон Р. Мнимый марксизм. М., 1993.
2. Булгаков С. Карл Маркс как религиозный тип // Булгаков С. Героизм и подвижничество. М., 1992.
3. Джохадзе Д.В. Марксизм, общественная мысль современности и социалистические тенденции развития человечества в XXI веке. М., 2001.
4. Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 42.,
5. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 4. /
6. Поппер К.Р. Нищета историцизма. М., 1993.
7. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4.
8. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.