Тема 18. Карл Маркс и марксизм

Философские идеи Карла Маркса оказали и продолжают оказы­вать огромное влияние на философию, социологию и экономику, а также на мировоззрение и судьбы сотен миллионов людей в мире.

Маркс — создатель научного социализма. В начале своей философ­ской деятельности Маркс увлекался идеями Гегеля, но впоследствии критически пересмотрел его взгляды и создал собственное учение —


Раздел VI. Переход к неклассической философии

Тема 18. Карл Маркс и марксизм

научный социализм, основанное на материалистическом понимании истории и решающей роли в ней пролетариата (рабочего класса). На­учный социализм базировался также на экономическом учении о прибавочной стоимости и взгляде на философию как практику изме­нения существующего мира. Основные идеи своего учения он изло­жил в работе, написанной совместно с Ф. Энгельсом, «Манифест Коммунистической партии» (1848) и в эпохальном труде «Капитал».

Философия как практика. Маркс считал, что философы, пытаясь понять окружающий мир и общество как реализацию вечных законов развития Абсолютного духа (Гегель) или априорных структур созна­ния (Кант), тем самым оправдывали и обожествляли существующий мир и существующее общество со всем их несовершенством и злом. Так, если Гегель показывал, что современная ему прусская монархия является результатом развития Абсолютной идеи, то тем самым он абсолютизировал данное общество и снимал вопрос о возможности и необходимости каких-либо существенных изменений данного обще­ства и перехода к более прогрессивному его состоянию. В этом за­ключался «некритический позитивизм» Гегеля, т.е. некритическое принятие и оправдание того, что есть, как оно есть. Таким образом, за стремлением философски понять и объяснить существующее по­ложение вещей скрывалось фактическое его оправдание. Маркс вы­двинул нового задачу перед философией: перестать быть лишь теоре­тическим описанием и объяснением действительности, но служить делу ее практического изменения. В знаменитых «Тезисах о Фейерба­хе» (1845) Маркс писал: «Философы лишь различным образом объяс­няли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Маркс считал религию продуктом определенных общественных отношений, определенного типа общества, противоречия которого таковы, что приводят к удвоению мира в сознании людей: религиоз­ный, воображаемый и действительный мир. Это означает, что рели­гия может быть преодолена только в том случае, когда сама действи­тельность будет понята в своей противоречивости и революционным путем преобразована через устранение этого противоречия.

Отчуждение труда. Вообще отчуждение есть превращение резуль­татов человеческой деятельности и самой человеческой деятельности в силу, господствующую над человеком и враждебную ему. Сам чело­век создает мир, который его порабощает, в том числе через господ­ство над ним воображаемых религиозных сущностей — богов, судь­бы, рока. Процесс отчуждения характеризует также и капиталисти­ческое производство. Рабочий создает продукт, который, вступая в рыночные отношения в качестве товара, начинает господствовать над самим рабочим. Маркс пишет в «Экономическо-философских руко­писях 1844 года»: «Чем больше рабочий выматывает себя на работе, тем могущественнее становится для него предметный мир, создавае­мый им самим против самого себя, тем беднее становится он сам, его внутренний мир, тем меньшее имущество ему принадлежит. Точно так же обстоит дело и в религии. Чем больше вкладывает-человек в бога, тем меньше остается в нем самом».

Отчуждение проявляется не только через господство над рабочим его собственного продукта, но и в противопоставлении рабочему его собственной трудовой деятельности как процесса. Труд предстоит по отношению к рабочему как принудительная внешняя деятельность; в которой он не утверждает, а отрицает себя, «не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а разрушает свою физичес­кую природу и разрушает свои духовные силы». Но если продукты труда и сам труд не принадлежат рабочему, то кому же они принадле­жат? Владельцу средств производства, частному собственнику. Таким образом, отчужденный труд и частная собственность порождают друг друга, они взаимосвязаны.

Учение о прибавочной стоимости. Маркс пришел к выводу о том, что стоимость товара определяется количеством времени, необходи­мым для его производства. Капиталист покупает у рабочего особый товар, которым он обладает, — его способность к труду, с помощью которого он производит товары. Это означает, что капиталист опла­чивает рабочему стоимость лишь той совокупности товаров, которые рабочий и его семья должны потреблять для воспроизводства способ­ности рабочего к труду. Разница между стоимостью совокупности то­варов, производимых рабочим, и стоимостью способности рабочего к труду и составляет ту прибавочную стоимость, которую присваивает себе капиталист.

Эта прибавочная стоимость не «съедается» капиталистом, а вкла­дывается в производство новых товаров, таким образом, происходит расширенное воспроизводство капитала в целом.

Классовая борьба и победа пролетариата. В результате огромные капиталы и власть оказываются в руках немногих, но все больше ста­новится пролетариев и люмпенов (от нем. Ьитреп — «лохмотья», т.е. бродяги, уголовники, нищие). По Марксу, история любого общест­ва — это история классов. В рабовладельческом обществе — это сво­бодные и рабы, в феодальном — феодалы и крестьяне, в новейшее время — буржуа и пролетарии. В той мере, в какой растет капитал, пропорционально этому растет и пролетариат, который способен к самоорганизации и становится революционной силой. Маркс выдви­гает тезис: «Экспроприаторы должны быть экспроприированы». Частная собственность должна быть уничтожена. Победа пролетариа-


Раздел VI. Переход к неклассической философии

Тема 18. Карл Маркс и марксизм

та как организованной силы, вооруженной революционной теорией, неизбежна. Вместе с победой пролетариата все человечество освобо­дится от господства частной собственности.

Отрицание частной собственности. Коммунизм. Маркс считал, что было время, когда частной собственности не было, и в будущем должна наступить эра, когда ее не будет. Преодоление частной собст­венности есть коммунизм. В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» Маркс показывает два возможных способа отрицания частной собственности.

Непосредственное уничтожение частной собственности (или гру­бый коммунизм). Результатом этого процесса является переход к та­кому обществу, в котором подвергается отрицанию все то, чем не могут обладать все. Это не только богатство, но и таланты, качества, порождающие творческую индивидуальность. Категория рабочего не отменяется, а распространяется на всех. Общество в целом становит­ся капиталистом в лице государства. «Этот коммунизм, отрицающий повсюду личность человека, есть лишь последовательное выражение частной собственности, являющийся этим отрицанием». Такой ком­мунизм есть возврат «к неестественной простоте бедного, грубого и не имеющего потребностей человека, который не только не возвы­сился над уровнем частной собственности, но даже и не дорос до нее». Очевидно, что мы здесь имеем теоретическое описание того самого социализма, на реализацию которого Россия потратила в XX в. семь десятилетий.

Положительное упразднение частной собственности. В этом случае коммунизм понимается как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека. Это сознательное возвращение человека самого к себе с сохранением всего богатства предшествую­щего развития в рамках господства частной собственности. Такой коммунизм равен гуманизму. Он есть разрешение противоречий между человеком и природой, между индивидом и родом. Маркс пишет: «Коммунизм есть освобождение всех человеческих чувств и свойств, есть эмансипация человеческой чувственности». Господство частной собственности приучило нас смотреть на вещи односторон­не, с точки зрения выгоды и полезности. Коммунизм есть переход к такому состоянию, когда человек будет воспринимать мир во всем богатстве его свойств и качеств, в том числе воспринимать вещи по законам красоты.

Фридрих Энгельс и диалектический материализм. Фридрих Энгельс (1820—1895) в течение сорока лет был другом и соратником Маркса. В соавторстве они написали ряд работ, им были отредактированы вторая и третья часть «Капитала». Энгельсу принадлежит заслуга соз­дания так называемого диамата, или диалектического материализма, который впоследствии стал основой советского марксизма. Энгельс применил метод марксистской диалектики к природе, тогда как сам Маркс применял диалектику главным образом для объяснения зако­номерностей истории и общества.

Энгельс считал, что «диалектика есть не-что иное, как наука об общих законах движения и развития природы, общества и мышле­ния». На основе изучения гегелевской философии он сформулировал три ее основных закона: 1) закон перехода количества в качество;

2) закон единства и борьбы противоположностей; 3) закон отрицания отрицания. Согласно последнему закону общество, в котором изна­чально господствовала общественная (общинная) собственность, подверглось отрицанию в лице частной собственности, которая, в свою очередь, должна подвергнуться новому отрицанию (отрицание отрицания) через возврат к общественной, но уже коммунистической собственности с сохранением всего богатства тех производительных сил, которые были развиты в условиях частной собственности.

Марксизм после Маркса. Несмотря на то что основным достиже­нием Маркса был экономический анализ современного ему капита­листического общества, его ученики взяли на вооружение главным образом его учение о материалистическом понимании истории и о философии как революционной практике. Во главу угла была постав­лена теория классовой борьбы и диктатуры пролетариата. В октябре 1917 г. в России наиболее решительными последователями этих идей — большевистской частью российской социал-демократии во главе с Владимиром Лениным — был совершен революционный переворот, который привел к тому, что на много лет наша страна превратилась в испытательный полигон для марксизма-ленинизма.

Итоги этого эксперимента неутешительны, поскольку Россия из одной из наиболее быстро развивающихся европейских держав пре­вратилась по реальному уровню жизни населения в третьеразрядное государство.

Критика марксизма. Многие пророчества марксистов не оправда­лись. Так, например, согласно марксисткой теории в капиталисти­ческом обществе должна возрастать концентрация капитала в руках немногих и тем самым увеличиваться разрыв между капиталистами, которых должно становиться все меньше, и возрастающим большин­ством все более нищающих пролетариев (тем, кому «нечего терять, кроме своих цепей»). Сегодня в развитых капиталистических общест­вах, таких как США и страны Евросоюза, большинство рабочих об­ладают высоким уровнем личного потребления, а капитал через ак­ционирование и другие формы как раз децентрализировался, таким


Раздел VI. Переход к неклассической философии

образом, «пролетаризация» и пауперизация большинства населения не произошла,

Такой авторитетный философ, как Карл Поппер (1902—1994), резко критиковал Маркса за убеждение, что вообще научным путем можно точно определять закономерности развития общества на боль­шие периоды времени. С точки зрения Поппера, наука дает лишь правдоподобные гипотезы, которые не гарантируют однозначного понимания действительности, а это значит, что предвидеть будущее в качестве неизбежно наступающих определенных фаз развития невоз­можно.

Что касается учения Маркса «о прибавочной стоимости», то обна­ружилось, что стоимость товара определяется не только трудом рабо­чего, но и другими факторами, такими как редкость товара, а также труд и талант самого капиталиста как организатора производства, его способностью предвидеть спрос и предложение на определенные то­вары. Это, кстати» соответствует некоторым высказываниям самого Маркса, что в производстве на смену совместному, т.е. коллективно­му труду как повторяющейся деятельности приходит в связи с пре­вращением науки в непосредственную производительную силу так называемый всеобщий труд — деятельность, сравниваемая с трудом ученого и художника. Это означает, что пролетариат в качестве субъ­екта повторяющейся, нетворческой деятельности перестает играть доминирующую роль в процессе капиталистического производства.

Вопросы для самопроверки

1. В чем Маркс видел задачу философии как практики?

2. К чему ведет согласно Марксу отчуждение труда от человека в капита­листическом обществе?

3. Проиллюстрируйте примерами тезис о том, что человека порабощает то, что он сам и создает (например, человек создает государство для реализа­ции своих интересов — обеспечения обороны, порядка, — а затем государст­во подчиняет человека для реализации своих собственных интересов).

4. Приведите аргументы «за» и «против» теории «прибавочной стоимос­ти». Как вы считаете, каким образом возникает частная собственность и воз­можен ли «честный» капитал?

5. В чем вы усматриваете принципиальную разницу между «грубым ком­мунизмом» и коммунизмом как гуманизме^?

6. Приведите примеры из жизни природы, в которых проявляются зако­ны диалектики, сформулированные Энгельсом.

7. Некоторые ученые из англоязычных стран приходят в замешательство, когда марксизм рассматривается как «научный социализм». Как вы думаете, почему?

8. За что Карл Поппер критиковал марксизм?

Литература

9. Маркс считал, что лишь труд рабочего наделяет товар стоимостью. Имеют ли в таком случае стоимость земля, чистая вода, красивое тело? Могут ли они быть товаром и иметь цену?

10. Существовало ли сходство практического марксизма с религией, с ко­торой он боролся? Если существовало, то в чем оно выражалось?

Литература

1. Арон Р. Мнимый марксизм. М., 1993.

2. Булгаков С. Карл Маркс как религиозный тип // Булгаков С. Героизм и подвижничество. М., 1992.

3. Джохадзе Д.В. Марксизм, общественная мысль современности и соци­алистические тенденции развития человечества в XXI веке. М., 2001.

4. Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 42.,

5. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 4. /

6. Поппер К.Р. Нищета историцизма. М., 1993.

7. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государст­ва // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4.

8. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: