double arrow

Развитие марксистской философии В. И. Лениным


Будучи творческой наукой, марксистская философия не стоит на месте, а постоянно развивается, совершенствуется. Всякий> новый значительный шаг в развитии науки и общественной прак­тики неизбежно сказывается на философии, вызывает изменение (обогащение, уточнение, дополнение) отдельных ее принципов, положений. После смерти Маркса и Энгельса огромный всесто­ронний вклад в развитие диалектического и исторического материа­лизма внес Владимир Ильич Ленин.

Ленин всесторонне разработал марксистское учение о материи и сознании, обосновал определяющую роль практики в процессе

познания и на этой основе раскрыл активный, творческий характер сознания, уделив особое внимание проблеме отражения в теории познания. Он определил основные ступени развития познания, его диалектический путь движения к истине. Разрабатывая вопро­сы диалектики, Ленин исследовал сущность диалектической кон­цепции развития, понимаемого как повторение пройденных ступе­ней на более высокой основе, как скачкообразное, революционное изменение действительности, обусловливаемое внутренними проти­воречиями, столкновением противоположных сил и тенденций.

Осмысливая диалектику Гегеля и ее развитие Марксом в «Ка­питале», Ленин сформулировал принцип тождества диалектики, логики и теории познания. Исследуя в свете этого принципа всеобщие стороны и связи действительности, всеобщие диалекти­ческие законы, он показал, что философские категории являются не только формами отражения сторон и связей действительности, но и ступеньками, узловыми пунктами развития общественного познания и практики, а законы диалектики представляют собой не только всеобщие законы действительности, но и законы мышления — методологические принципы, призванные ориенти­ровать людей в их практической и познавательной деятельности.

Таким образом, Ленин вслед за Марксом и Энгельсом разраба­тывал диалектический материализм не только как мировоззрение, но и как теорию познания, метод мыслительной деятельности и практического преобразования действительности.

Исключительно большое внимание уделял Ленин теоретиче­ской разработке проблем исторического материализма. Он дал всесторонний анализ взаимосвязи общественного бытия и обще­ственного сознания, материальных и идеологических отношений, объективного и субъективного, стихийного и сознательного. Под­черкивая определяющее значение материальных условий жизни людей, объективных обстоятельств, Ленин показал огромную роль правильной революционной теории в освободительном дви­жении, ее значение для пролетарской партии рабочего класса, для революционно-преобразующей деятельности широких народ­ных масс.

Показывая решающее значение марксистских идей для под­чинения стихийного движения угнетенных масс единой цели ре­волюционного изменения существующего строя, Ленин выдвинул в качестве важнейшей задачи пролетарской партии разработку со­циалистической идеологии и внесения ее в сознание пролетариата, всех трудящихся.

Ленин, исследуя особенности империалистической стадии капитализма, доказал, что она представляет собой канун социа­листической революции. На основе открытого им закона усиления неравномерности экономического и политического развития капи-

талистических стран в условиях империализма Ленин сделал вы­вод о возможности победы социалистической революции перво­начально в нескольких или даже в одной, отдельно взятой стране.

Ленин дальше разработал марксистское учение о буржуазно-демократической революции и ее перерастании в социалистическую революцию, обогатил его новыми важными выводами. Он дока­зал, что гегемоном в буржуазно-демократической революции, осу­ществляющейся в период, когда капитализм вступил в свою по­следнюю, империалистическую стадию, должна быть не буржуа­зия, а пролетариат, основным союзником которого выступает крес­тьянство, что в результате победы этой революции должна устано­виться не диктатура буржуазии, а диктатура революционного на­рода — рабочих и крестьян. С установлением революционно-демо­кратической диктатуры рабочих и крестьян революция пе заверша­ется, а начинает перерастать в социалистическую революцию, в хо­де которой пролетариат в союзе с беднейшим крестьянством, со всеми эксплуатируемыми осуществляет преобразование общест­венной жизни на социалистических началах. Ленин всесторонне разработал теорию социалистической революции, выдвинул идею необходимости соединения классовой борьбы пролетариата против буржуазии империалистических государств с национально-освобо­дительной борьбой порабощенных народов за уничтожение на­ционального гнета. Ему принадлежит также обоснование возмож­ности некапиталистического пути развития, перехода отсталых стран к социализму, минуя капиталистическую стадию развития.

Большое место в ленинском теоретическом наследии занимает учение о диктатуре пролетариата как власти трудящихся. Развивая на основе опыта трех русских революций выдвинутую Марксом и Энгельсом идею диктатуры пролетариата, Ленин показал необхо­димость диктатуры рабочего класса в переходный период от капи­тализма к социализму, раскрыл ее сущность, особенности, задачи, механизм действия и пути дальнейшего развития. Величайшая заслуга Ленина — открытие им Советов как формы диктатуры пролетариата, родившейся в России в результате творчества рево­люционных масс, и обоснование их роли в осуществлении Великой Октябрьской социалистической революции.

После победы Октябрьской революции внимание Ленина было направлено на теоретическую разработку проблем социалистиче­ского строительства и перспектив мирового революционного про­цесса. Ленин дал научное обоснование возможности построения социалистического общества в условиях капиталистического ок­ружения, показал, что Советская Россия имеет все необходимое для построения социализма, разработал конкретные пути социа­листического преобразования общественной жизни.

Ленин научно обосновал гениальную идею о том, что успеш­ное строительство социализма и коммунизма возможно только под руководством опирающейся в своей деятельности на трудя­щиеся массы и пользующейся их доверием марксистско-ленин­ской партии, которая на основе познания законов общественного развития определяет пути перестройки всей общественной жизни на новых, подлинно коллективистских началах.

В XX столетии философское осмысление мирового историче­ского процесса наиболее адекватную форму получило именно в ленинизме. Творчески применяя марксистскую диалектику к ана­лизу новых исторических условий, теоретически обобщив мировую общественную практику и новейшие научные открытия, Ленин обогатил все составные части марксизма, открыл новый этап в его развитии. Ленинизм — марксизм нашей эпохи, марксизм, разви­тый Лениным и его соратниками, развиваемый КПСС и другими марксистско-ленинскими партиями, учениками и последователями Ленина.

Идеи Ленина имеют всемирно-историческое значение. Они нашли свое реальное воплощение в процессе революционного преобразования мира, в практике социалистического строитель­ства в СССР, других странах социализма, в развитии современного международного коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения.

Глава IV

МАТЕРИЯ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ


Сейчас читают про: