Сущность и явление

Понятие сущности и явления. По мере накопления знаний отдельных необходимых свойств и связей исследуемого объекта, установления отдельных законов, которым подчиняется его функционирование и развитие, возникает потребность в объединении знаний, сведении их в единое целое. Этот момент развития

познания является ступенью воспроизведения сущности как совокупности необходимых свойств и связей (законов) объекта, взятых в их естественной взаимозависимости, в их «живой жизни» (В. И. Ленин). Поскольку сущность есть целое, расчлененное на множество взаимосвязанных сторон, отношений, представляющих необходимое в чистом виде, воспроизвести ее в познании можно только через систему идеальных образов, понятий, только через построение соответствующей теории.

Отражая внутреннее, необходимое в вещи, категория «сущность» возникает, формируется и развивается вместе с категорией «явление». Явление — это обнаружение внутреннего в вещи на поверхности, через массу случайных свойств и связей, раскрывающихся в результате ее взаимодействия с другими вещами.

Таким образом, сущность представляет собой совокупность всех необходимых свойств и связей вещи, взятых в их естественной взаимозависимости, законов ее функционирования и развития. К области же явления относятся внешние проявления всех этих сторон и связей (законов).

Идеалисты или вообще отрицают существование сущности, или отрицают ее материальность. Не признавал существования сущности, например, Беркли. Это же характерно и для воззрений Маха и Авенариуса. Другие философы (например, Платон, Гегель) признают объективное реальное существование сущностей, но считают их идеальными. У Платона эти сущности образуют особый мир, являющийся истинной реальностью, составляющий высшее бытие. У Гегеля сущность является понятием того или иного предмета, сохраняющим себя при всех его изменениях.

Диалектический материализм считает, что область существования такого рода понятий — не окружающая действительность, не внешний мир, а сознание. Существуя в сознании, они не только не составляют никакого высшего по отношению к внешнему миру бытия, но подчинены этому миру, зависимы от него, ибо их содержание почерпнуто из этого мира, представляет собой снимок, копию с тех или иных сторон или связей объективной действительности.

Диалектика взаимосвязи сущности и явления. Согласно диалектическому материализму, сущность вещей материальна, представляет собой совокупность необходимых сторон и связей и существует независимо от человеческого сознания. Существуя реально, она органически связана с явлением, раскрывает свое содержание только в нем, через него. Явление же, в свою очередь, тоже неразрывно связано с сущностью, не может существовать без нее. В. И. Ленин, подчеркивая неразрывную связь сущности с явлением, писал: «...сущность является. Явление существенно» '.

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 227.

Явление, представляя собой форму проявления сущности, отличается от нее: сущность в нем нередко выражается в искаженном виде. Исследуя товарное производство, К. Маркс показал, что сущность стоимости товара, представляющая собой совокупность общественно необходимого труда, затраченного на его производство, проявляется через цену этого товара, которая, как правило, не соответствует сущности, не совпадает с ней, а отклоняется в ту или иную сторону.

Выражая сущность, явление привносит к тому, что идет от сущности, новые моменты, черты, обусловленные внешними обстоятельствами, в которых существует вещь, взаимодействиями вещи с окружающими ее условиями. Поэтому явление всегда богаче сущности. Это нетрудно увидеть на приведенном выше примере соотношения стоимости товаров с их ценами. Цены того или иного товара всегда разнообразнее (и в этом смысле богаче), чем его стоимость, ибо в них выражается не только зависимость от количества общественного труда, необходимого для производства единицы данного товара, но и от целого ряда внешних факторов, в частности от соотношения спроса и предложения этого товара на рынке.

Если явление определяется не только сущностью — совокупностью внутренних необходимых сторон и связей вещи,— но и внешними условиями ее существования, взаимодействием ее с другими вещами, а последние постоянно меняются, то содержание явлений должно быть текучим, изменчивым, в то время как сущность составляет нечто устойчивое, сохраняющее себя во всех этих изменениях. Например, цены того или иного товара постоянно меняются, стоимость же его определенное время остается неизменной. Аналогичным образом обстоит дело и с материальным положением людей, в частности рабочих в капиталистическом обществе. Оно изменяется от одного рабочего к другому, от одного периода (или фазы) развития производства к другому, в частности от оживления к подъему, кризису и депрессии. Однако совокупность производственных отношений людей (сущность), определяющая материальное положение людей, остается неизменной, устойчивой. Выражая данную закономерность соотношения сущности и явления, В. И. Ленин писал: «...несущественное, кажущееся, поверхностное чаще исчезает, не так «плотно» держится, не так «крепко сидит», как «сущность»'.

Будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность не остается совершенно неизменной. Она изменяется, но медленнее, чем явление. Изменение ее обусловливается тем, что в процессе развития материального образования одни необходимые стороны и связи начинают усиливаться, играть большую роль, другие отодви-

' Ленин В. И. Поли собр. соч., т. 29, с. 116.

гаются на второй план или исчезают совсем. Примером изменения сущности в ходе развития материального образования может служить переход капитализма с домонополистической стадии на стадию империализма. Если в домонополистический период существования капитализма господствовали свободная конкуренция, вывоз товаров, а монополии не играли какой-либо существенной роли, то в период империализма свободная конкуренция хотя и продолжает существовать, но существенным образом ограничивается монополией, которая здесь становится всеобщим явлением и начинает играть определяющую роль в жизни общества, вывоз товаров оттесняется на второй план, господствующим становится вывоз капиталов и т. д. Все это. указывает на то, что с вступлением капитализма в стадию империализма сущность его претерпела определенные изменения, хотя природа его осталась той же самой. Конспектируя книгу Гегеля «Лекции по истории философии», Ленин писал: «...не только явления преходящи, подвижны, текучи, отделены лишь условными гранями, но и сущности вещей также» '.

Закономерности познания сущности. Движение к сущности начинается с выявления основы — основных (определяющих) сторон, отношений. Основные стороны, отношения определяют формирование, функционирование, направление изменения и развития всех других сторон материального образования. Поэтому, приняв их за исходное начало, мы сможем шаг за шагом воспроизвести в сознании существующую взаимосвязь и других сторон, сможем определить место, роль и значение каждой из них.

Основа относится к области внутреннего, является моментом сущности. Однако, начиная исследование объекта с восприятия внешних его сторон, свойств, с описания явления, люди ищут ее (основу) среди свойств и связей, лежащих на поверхности явления. Выделенные познающим субъектом в качестве основы внешние стороны и связи выступают в виде формального основания. Например, на первоначальных ступенях познанияэлектричества в качестве основы этого явления выступала «электрическая сила», в качестве основы теплоты—«теплород» и т. д. Формальное основание не имеет сколько-нибудь значительной познавательной ценности: оно оставляет познающего в рамках явления, фиксации единичного и общего, качественных и количественных характеристик. Через формальное основание познающий субъект не способен осмыслить имеющуюся необходимую связь и зависимость между выявленными им единичными и общими, качественными и количественными характеристиками, он их представляет как существующие.

Но в ходе дальнейшего развития познания человек переходит

' Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 227.

от внешнего к внутреннему, от описания наблюдаемых на поверхности явления единичных и общих, качественных и количественных характеристик к объяснению их из внутренних взаимодействий сторон исследуемого предмета, от фиксации следствия к выявлению порождающей его причины. В ходе этого движения познания существенным образом меняется представление об основе, она теперь выступает в виде реального основания.

Реальное основание выражает действительную причину, порождающую те или иные моменты содержания вещи. Опираясь на них, можно объяснить определенные ее свойства и связи. Но все содержание, все ее стороны и связи вывести из указанного реального основания нельзя, поскольку ряд сторон и связей порожден не данной выявленной причиной, а другими причинами, другими реальными основаниями. В результате возникает необходимость объединения множества имеющихся у исследуемого явления реальных оснований и обусловливаемых ими свойств в единое целое, объяснения их из единого принципа, то есть перехода к новому, более глубокому основанию, так называемому полному основанию.

Полное основание составляют главные (основные) стороны, отношения исследуемого объекта. Основные стороны, отношения определяют формирование, изменение и взаимосвязь всех других сторон материального образования, поэтому, исходя из них, мы сможем объяснить все его стороны, выявить взаимосвязь между ними и определить место, роль и значение каждой из них. Для химического элемента, например, полным основанием будет заряд атомного ядра, ибо, опираясь на него, мы можем объяснить все имеющиеся у него более или менее существенные свойства и связи, в том числе и те, которые служат «реальными основаниями» для других свойств; для электрических явлений таким основанием будет взаимодействие между электронами и протонами, на основе которого объясняются все другие свойства и связи, характерные для электричества. Применительно к империалистической стадии капитализма полным основанием выступает господство монополий в экономической области. Исходя из этого обстоятельства, можно объяснить другие особенности империализма.

Достигнув основы, выступающей в форме полного основания, познающий субъект, опираясь на нее, начинает объяснять все другие необходимые стороны и связи, составляющие сущность исследуемого объекта, воспроизводить в сознании в системе понятий существующую между ними необходимую взаимозависимость.

Поскольку сущность проявляется лишь через явление и последнее выражает ее в преобразованном, часто искаженном виде, то, во-первых, в познании нельзя ограничиваться фиксацией того, что лежит на поверхности материальных образований, необходимо стремиться проникнуть внутрь вещей и за явлением разгадать

действительную сущность; во-вторых, в практической деятельности нельзя исходить из отдельных явлений, нужно руководствоваться прежде всего знанием сущности, законов функционирования и развития действительности. Сущность же, законы природной и социальной действительности открывает наука.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: