Вопрос. Социокультурное бытие общества, его сущность, структура и закономерности развития

Общество как в сущностном, так и в содержательном отношении являет собой достаточно сложное явление.

С одной стороны, общество представляет собой целостное единое образование или как говорят философы, единый целостный организм, а с другой стороны, оно являет собой продукт взаимодействия людей как субъектов производства на определенной ступени своего конкретно-исторического развития.

Социокультурное бытие общества по своей природе и сущности носит неявный и невербальный характер. Её вербализация осуществляется на рефлексивно-теоретическом уровне.

Кроме того, социокультурное бытие общества в содержательном плане состоит из 4 (четыре) частей или сфер:

а) экономической,

б) социальной,

в) политической,

г) духовной.

В социокультурном бытии общества мы обнаруживаем как общие, так и частные законы его развития (присуще отдельным сферам).

К общим законам относятся: закон об определяющей роли способа производства в общественном развитии, закон о соответствии производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон об определяющей роли базиса по отношению к настройке и др. частные законы-законы, присущие каждой из сфер на том или ином конкретно - историческом этапе развития цивилизации.

Здесь надо обратить внимание на то, что законы общественного развития имеют свою собственную специфику. С одной стороны, они носят объективный характер, т.е. отражают объективные взаимосвязи и отношения между людьми во всех сферах жизни, а с другой, они проявляются через сознательную или осознанную деятельность людей. В этой ситуации цели отдельных людей могут не совпадать с целями общества. Поэтому, законы общества - это законы - тенденции, проявляющиеся через столкновение воль и устремлений многих людей, их интересов и потребностей.

Что же такое экономическая часть социокультурного бытия?

Раскрывая взаимодействие общественного бытия и общественного сознания, я дал самое общее определение общественному бытию, Поэтому следует раскрыть в полном объёме его сущность и структуру. Рассмотрение этой сложной проблемы требует осмыслении ее основания, а точнее - фундамента мировой истории.

В специальной философии марксизма была обнаружена эта основа, признающая цельность, связность и непрерывность человеческой истории, позволяющая понять сущность общества и закономерности его развития. Такой основой является материальное производство.

Прежде всего, мы должны определить, что такое производство?

“Производство - процесс, посредством которого люди преобразуют предметы природы для удовлетворения своих потребностей, собственной деятельностью опосредствуют, регулируют и контролируют обмен веществ между собой и природой”

Производство бывает двух типов: материальное и духовное.

Материальное производство представляет собой не только необходимое условие для существования общества, ибо оно связано с производством необходимых средств к жизни, но в большей степени материальное производство-это процесс производства и воспроизводства человека, всей системы общественных отношений в рамках определенного способа производства.

Другими словами, материальное производство в границах реальной жизни функционирует в виде или форме конкретно-исторических способов производства материальных благ.

До К.Маркса никто из экономистов и философов даже не догадывался, что человек производит не только вещи, которые ему необходимы для того, чтобы жить и “делать историю”, но и тот способ, каким он производит необходимые ему вещи, средства жизни, а значит и те отношения, в рамках которых он трудится. Именно в этом и через это человек проявляет себя как существо общественное. Именно поэтому материальное производство предстает как протекающий в специфических исторических условиях процесс производства и воспроизводства общественных отношений, а также самих людей, участвующих в созидании средств к жизни.

В этой связи способ производства материальных благ есть не что иное как, способ жизнедеятельности людей, направленной на производство и воспроизводство всей системы общественных отношений (как материальных, так идеологических), самого человека как субъекта общественного производства.

Вместе с тем, “человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий [Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф.]. Соч, 2-е изд. Т.23. – С.189].

Это говорит о том, что способ производства как способ деятельности содержит в себе и элемент субъективного, сознательного начала, момент целеполагания и целеосуществления (целереализации).

В содержательном отношении способ производства материальных благ выступает в качестве исторически определенной, конкретной формы или ступени развития общественного производства, определяющей социальные, политические и духовные процессы жизни вообще. Кроме того, будучи определённым способом деятельности людей, способ производства материальных благ воплощает в себе два вида отношений: исторически сложившееся отношение людей к природе, которое в социальной философии обозначается понятием «производительные силы», и исторически сложившиеся отношения людей друг к другу в процессе производства по отношению к собственности на средства производства, что обозначается в понятии «производственные отношения».

В социально-философской литературе, вслед за Марксом, “производительные силы” определяются “как результат практической энергии (деятельности) людей”. Очевидно, что этого недостаточно, ибо в категории “ производительные силы ” отражается не только результат, но и сам процесс деятельности индивидов как субъектов производства в ходе всей мировой истории.

Судите сами и проанализируйте отрывок из знаменитого письма К.Маркса к Анненкову, от 28 декабря 1846: “Люди не свободны в выборе своих производительных сил, которые образуют основу всей их истории, потому, что всякая производительная сила есть приобретённая сила, продукт предшествующей деятельности. Таким образом, производительные силы - это результат практической энергии людей, но сама эта энергия определена теми условиями, в которых люди находятся, производительными силами, уже приобретенными раньше, общественной формой, существовавшей до них, которую создали не эти люди, а предыдущее поколение”. И далее Маркс продолжил “Благодаря тому простому факту, что каждое последующее поколение находит производительные силы, приобретенные предыдущим поколением, и эти производительные силы служат ему сырым материалом, - благодаря этому факту образуется история человечества, которая тем больше становится историей человечества, чем больше выросли производительные силы людей и, следовательно, их общественные отношения” [Маркс К., Энгельс Ф. Сочю,2-е изд.-Т.27,С.402].

Таким образом, производительные силы являются не только результатом, но и диалектическим процессом, связывающим воедино всю историю человечества. Поэтому, в рамках способа производства материальных благ, производительные силы выполняют ведущую, активную и доминирующую роль по отношению к системе производственных отношений.

В целом, можно дать такое общее определение “производственным отношениям”: “ Производственные отношения - это отношения между людьми как субъектами производства по поводу собственности, обмена, потребления и распределения материальных благ”

Из сказанного нами выше, вполне логичным выглядит выделение мной двух форм существования и функционирования производственных отношений: статичной и динамичной.

Согласно статичной, производственные отношения предстают как отношения между людьми как субъектами производства, в которых отражается результат их субъективно-объективной деятельности в ходе воспроизводства и развития сущности общественного производства и своей собственной.

Согласно динамичной, производственные отношения - это отношения между людьми как субъектами производства, в которых отражается процесс их субъективно-объективной деятельности в ходе воспроизводства и развития как своей предметной сущности, так и сущности общественного производства.

В этом диалектическом единстве статичной и динамичной форм производительных сил и производственных отношений фиксируется прерывность и непрерывность мировой истории, процесса социализации в целом, что позволяет, в конечном счёте, понять философское различие понятий “собственности” и «отношений собственности», являющихся ведущим элементом в системе производственно-экономических отношений.

Почему так ставится вопрос? А дело в том, что производственные отношения носят дуальный характер: производственно- технические, технологические отношения и производственно- экономические. Если первые определяются техническим и технологическим разделением труда, то вторые (производственно-экономические) определяются, в конечном счете, отношением собственности на средства производства.

К сожалению, в философской литературе имеет место отождествление отношений собственности с собственностью на средства производства. На концептуально-философском уровне мы можем говорить лишь о существовании первобытно-общинных, рабовладельческих, феодальных и т.п. типах собственности.

Всё дело в том, что вся предыстория и история развития отношений собственности – это предыстория и история становления собственности как общественного отношения, как общественного института, возникновение которого детерминировано, в конечном счёте, становлением социализированных отношений собственности. Поскольку собственность в “ чистом” видене существовала никогда, то и говорить об этих формах, типах или классификации лишено всякого смысла.

В социально-философском плане “отношения собственности ” представляют собой систему субъективно-объективных связей между людьми как субъектами производства по распредмечиванию и опредмечиванию конкретно-исторического, социокультурного пространства или бытия мира и человека.

Что же собой представляет собственность как общественное отношение? В литературе имеется множество определений этому понятию. Если их суммировать, то окажется, что собственность как общественное отношение предстаёт в виде общественного состояния как особого рода социального образования в широком смысле этого слова. Мне лично импонирует определение, которое дал Э.В.Ильенков: “собственность”- это не “вещь”, не сумма вещей, находящихся в юридическом и узаконенном владении, а, прежде всего, сама форма деятельности, самый процесс присвоения, лишь выражающийся, в “вещах”, в предметно-фиксируемых продуктах “[Ильенков, Э. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма.- М.,1984].”

Природа собственности такова, что она, с одной стороны, направлена на вещи, на продукты труда в качестве потребительных товаров, а с другой, собственность не тождественна вещным формам, вещным отношениям или отношениям по поводу вещи. Как образно заметил Э.Фромм “чем больше я имею, тем больше я способен любить.”

Следовательно, собственность как общественное отношение в социально-философском смысле слова представляет собой творческий процесс субъективно-объективной деятельности людей как субъектов производства по распредмечиванию и опредмечиванию социокультурного пространства бытия мира и человека. В этом определении указывается на то, что собственность как общественное отношение отделена и удалена от множества конкретных форм, выступающих источником и движущей силой развития её социокультурного пространства. В собственности как общественном отношении отражается и диалектически сочетается единство процесса и результата, субъекта и объекта, динамики и статики… На её высшей ступени субъектом собственности становится мир человека, а её объектом - человеческий мир.

Итак, следует чётко различать два понятия: “отношения собственности” и “собственность как общественное отношение”, что позволяет понять сам механизм социализации, её сущность как особого феномена, затрагивающего интересы не только экономической системы общества, но и социальной, политической и духовной. Разумеется, основным механизмом, обеспечивающим становление и развитие как одного, так и другого, является процесс распредмечивания и опредмечивания субъектом производства всей системы общественных отношений.

В содержательном плане производительные силы общества включают в себя следующие элементы:

1) человек как субъект производства, включенный в производственный процесс, реализующий свою природу и сущность;

2) предмет труда, или точнее и вернее – объект труда, как часть мира, вовлеченный в сферу материального производства;

3) cредства труда - это вещь или комплекс вещей, который субъект производства помещает между собой и природой и с помощью которых он воздействует на объект труда.

В социальной философии к ним относят орудия труда от самых простейших до современных, технологию и технику, науку и т.д.

Короче говоря, взаимодействие этих элементов делает подвижной и деятельной, динамичной всю систему производительных сил как определяющего элемента в способе производства материальных благ.

Не случайно в социальной философии марксизма мы обнаруживаем один из её основных законов - закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. [См.об этом подробнее в работе К.Маркса “К критике политической экономии.Предисловие» – Маркс К., Энгельс Ф. Соч,2-е изд., Т 13.]

Открытие этого закона позволило К.Марксу преодолеть абстрактный подход в понимании общества и сформулировать конкретно-историческое понятие общественно-экономической формации, в которой само общество предстало как единство результата и процесса деятельности людей в экономической, социальной, политической и духовной жизни, а само человечество “приобрело” свою историю и логику бытия.

б) социальная сфера жизни общества

Эта сфера общества связана, в первую очередь, с наличием в нем социальных отношений между людьми. Долгое время в философской литературе понятие “социальное” и “общественное” отождествлялось. Такая точка зрения не является верной, ибо по своему объему и содержанию понятие “социальное” уже, нежели “общественное”.

Другими словами, социальные отношения являются одним из составляющих элементов отношений общественных.

Под социальными отношениями следует понимать тип отношений, отражающих устойчивые и существенные связи между различными общностями людей (племя, семья, род, община, народность, нация, народ).

Эти отношения приобретают подвижность и развитость через функционирование конкретно-исторической структуры общества. В первобытном обществе - это социальная структура общества, в классовых обществах (рабовладельческом, феодальном и т.д.) ─ это социально-классовая структура общества.

Социальная структура общества – это совокупность социально-исторических общностей людей (рода, племени, семьи, общины) и их отношений между собой. Под социальной общностью понимается большая группа людей, связанных общим производственным взаимодействием.

Социально-классовая структура общества возникает с появлением частной собственности и классов, представляя собой совокупность социально-исторических общностей людей, классов, социальных групп и их отношений между собой.

Как в первом, так и во втором случае обе структуры общества определяются господствующим способом производства материальных благ. И от его динамики зависит динамика структуры общества, как в бесклассовом, так и в классовом обществе.

Появление социально-классовой структуры общества обусловлено появлением частной собственности на средства производства и возникновением классов В домарксистской философии имели место три основные теории происхождения классов: а) распределительная, б) организационно-психологическая, в) теория насилия.

Согласно первой, классообразующим признаком являются формы и размеры получения доходов; согласно второй - одни люди от природы наделены организационными способностями быть руководителями, другие - подчиненными; согласно третьей – насилие является классообразующим признаком. Ещё раз повторюсь, что Ф.Энгельс в своей работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства” указал на то, что возникновение классов связано с общественным разделением труда и возникновением частной собственности.

Что же собой представляют классы?

Классы – это большие группы людей, различающиеся:

1. их местом в исторически сложившейся определенной системе общественного производства;

2. по их отношению к средствам производства (большей частью закрепленному и оформленному в законах);

3. по их роли в общественной организации труда;

4. по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которым они располагают

Определяющим признаком классов является второй - по их отношению к средствам производства.

Как и другие социальные общности, классы, складываясь, обретают свою качественную определенность (рабы и рабовладельцы, крепостной и феодал и др.), свою внутреннюю границу, отделяющую их от других классов, других социальных групп.

Из определения классов, которое приведено, следует, что исходным для понимания сущности классов является определенное их «выведение» из материального производства, понимание материального производства в качестве важнейшего фактора конституирования классов

Вместе с тем, связь классов с материальным производством отнюдь не противоречит тому, что данная общность складывается под определяющим воздействием производственных отношений общества.

Но производственные отношения, как мы уже знаем, воплощаются, реализуются через определенные экономические интересы. Вот эти производственно-экономические интересы и являются тем экономическим механизмом, который объединяет, сплачивает определенные группы людей-классы.

В.С. Барулин в своем учебнике “Социальная философия” ставит вопрос о территории как факторе класса в качестве общности:“ видимо, при определенных условиях имеет значение рассмотрение территориальной эволюции классов, например, образование рабочего класса в бывших национальных окраинах СССР” [Барулин В.С. Социальная философия: Учебник-изд.2-е.-М.:ФАИР-ПРЕСС, 2000.-С.92].

В целом можно сказать, что социальная сфера жизни общества носит целостно-исторический характер, ибо она обретает свою специфику в границах той или иной общественно-экономической формации. К сожалению, до сих пор в социальной философии мы не обнаруживаем серьезных теорий, в которых бы в полном объеме, была раскрыта социальная сфера как целостное социальное образование и определены закономерности её развития.

Если говорить о реалиях мира в начале XXI в., то можно признать следующее:

1) произошел процесс ослабления действий основных классовых признаков;

2)сегодня человек развивается как социально вычленившийся индивид, как независимый субъект, ориентированный на собственно экономические и профессиональные основания, в первую очередь на индивидуальные способности и необходимость их развития.

в) политическая сфера жизни общества

Политическая сфера жизни общества существовала не всегда. Её возникновение как важнейшего атрибута общества связана с возникновением политики и политической системы общества.

Под политикой в самом широком смысле этого слова следует понимать форму отношений между классами, нациями и государствами. Поэтому политическая система общества – это классовое образование, обеспечивающее существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью. Политическая власть - реальная способность господствующего класса проводить свою волю в жизнь посредством политики и правовых нормах.

Политическая система общества обусловлена, в конечном счете, социально-экономической структурой общества, т.е. она представляет собой часть надстройки над базисом общества. Если базис представляет собой совокупность всех производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества, то надстройка представляет собой:

1) общественные идеи, теории, в которых отражаются классовые интересы людей;

2)общественные организации и учреждения, с помощью которых осуществляется на практике публичная власть (государство, политические партии, профсоюзы, молодежные организации); 3) идеологические отношения, с помощью которых отстаиваются и защищаются интересы классов, стоящих у власти.

С помощью политической системы общества осуществляется политическая власть в обществе, ибо принимаемые в её рамках решения общеобязательны для всего общества в целом и каждой её подсистемы.

Политическая система носит относительно самостоятельный характер, т.е. она, с одной стороны, оказывает огромное воздействие на все стороны политической жизни общества, а с другой стороны, она имеет свои специфические закономерности развития.

Другими словами, основной функцией политической системы общества является мобилизации всех ресурсов общества по их реализации в жизнь.

Ядром, стержнем любой политической системы является государство. Изначально следует отметить, что государство не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Кроме того, оно не есть “ действительность нравственной идеи “ или ” образ и действительность разума ” (Гегель).

Государство представляет собой продукт развития общества на известной ступени его бытия. Ф.Энгельс в своей работе “ Происхождение семьи, частной собственности и государства” подробно рассмотрев этот вопрос, указал, что государство, 1) возникло как результат общественного разделения труда и возникновения частной собственности и классов; 2) государство есть продукт проявления непримиримых классовых противоречий. Поэтому оно призвано служить формой разрешения этих противоречий.

Основными признаками государства являются:

1.Наличие территориального деления государств и исполнение своих внутренних и внешних функций;

2. Наличие публичной власти, т.е. власти, отделенной от общества и стоящей над обществом. В нее входят: а) чиновничий аппарат или аппарат управления;

б) особые отряды вооруженных людей (армия, милиция, (полиция), суд, прокуратура, разведка и т.д.);

в) вещественные придатки (тюрьмы и различного рода принудительные учреждения);

г)налоги.

Итак, сущность государства определяется тем, какой класс стоит у власти, т.е. является экономически господствующим. Государства с одинаковой сущностью охватываются понятием исторического типа государства, (рабовладельческого, феодального и т.д.).

Государства того или иного типа находят свое конкретное выражение в формах. Форма государства - это организация класса в господствующий класс, определяемая экономическим развитием общества и соотношением в нем классовых сил. В нее входят три элемента:

а) форма государственного правления;

б) форма государственного устройства;

в) политический режим

Самостоятельно выпишите определения этих элементов и как они проявляются, через какие организации в различных странах, в том числе – в нашей, в Украине

Важное место в политической системе общества занимают политические партии. Если, скажем, профсоюзы возникают на базе складывающегося разделения труда и общности профессиональных интересов, то социальной основой партии являются классовые интересы людей. Так, партия господствующего класса отражает в своей деятельности господствующее положение класса в обществе, непростую систему его отношений с другими классами, организациями и общественными институтами. Таким образом, любая партия отражает коренные интересы класса или какой-то его части. (Прокомментируйте, какие сложились партии в нашем обществе и какое место они занимают в политической системе; покажите роль и значимость других элементов политической системы украинского общества).

Политическая сфера как целостная система общественного управления имеет объективные законы своего функционирования и развития., имеет “свои” принципы бытия - это целостность политической системы, центральное место занимает в ней государство, консолидация всех институтов власти и политических партий.

Итак, если в экономической системе общества человек реализует себя через предметную деятельность в системе материального производства, в социальной системе - через включенность в различные общности людей, то в политической системе – через реализацию своей социально-управленческой роли, в духовной системе общества – через его участие в духовной жизни общества, через те или иные формы духовной деятельности.

Духовная сфера общества раскрыта мной в предыдущих темах курса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: