double arrow

в СССР и на постсоветском пространстве


Как считают отечественные психологи [Батурин Н. А., 2004], отечественная психологическая диагностика прошла три этапа развития, преодолев несколько кризисов.

Этап зарождения российской психодиагностики –Длился до середины1930-х годов.Его особенности во многом определялись влиянием психодиагностического бума в Европе и Америке. Связан с именами таких психологов, как А. П. Болтунов, Н. Н. Ланге, Г. И. Россолимо, Ф. Е. Рыбаков, М. Ю. Сыркин. Основным достижением первого этапа можно считать признание идеи стандартизованного измерения психических явлений. Особенно ярко это наблюдалось в педагогике, профессиональном отборе. Последовавшее в 1936 году постановление ВКП(б) вызвало глубокий кризис психодиагностики. Практическое использование тестов фактически было запрещено. Тесты были признаны буржуазными и ненужными.

Этап возрождения психодиагностики– Медленное восстановление идей тестирования происходило под влиянием общего идеологического потепления 1960-х годов. В этот период выдающуюся роль сыграли исследования, проведенные под руководством Б. Г. Ананьева, психодиагностическая деятельность К. М. Гуревича, В. М. Блейхера, Л. Ф. Бурлачука. Признаком возвращения психодиагностики стало использование тестов в комплексном лонгитюдном исследовании студентов в ленинградском государственном университете.




Этап интенсивного развития психодиагностики – Преодоление отставания российской психодиагностики от зарубежной начинается с 1980-х годов. Направление и темп развития отечественной психологической диагностики определяли исследования А. А. Бодалева, Л. Ф. Бурлачука, К. М. Гуревича В. Н. Дружинина Е. А Климова, Е. Ю. Коржовой, Л. В. Куликова, А. Е. Личко, В. М Мельникова, Е. С. Романовой, Л. Н. Собчик, Е. С. Соколовой, В. В Столина, Н. В. Тарабриной, А. Г. Шмелева, Л. Т. Ямпольского и многих других.

Этот этап отличается от предыдущих выраженной ориентацией на создание новых психодиагностических методик. Однако большая их часть до сих пор не стандартизована. Наряду с активной разработкой психодиагностического инструментария отечественные психодиагносты продолжали внедрять в практику зарубежные методики. Как и на предыдущем этапе, полноценную адаптацию проходили лишь некоторые методики. Большая часть тестов использовалась без доказательства надежности и валидности.

В 1990-годах спрос на психодиагностические методики существенно возрос. Психодиагностический бум был вызван превращением психологии в массовую профессию. Психологическое сообщество существенно пополнилось, правда, не всегда высококвалифицированными специалистами. К сожалению, проблема профессиональной подготовки психодиагностов нередко решалась с нарушением правил этики.

Естественно, что психологическая диагностика не лишена ограничений и по ряду вопросов заслуживает обоснованную критику. Однако кризис психодиагностики обусловлен не только и не столько проблемами психодиагностического процесса, сколько проблемами, которые сохраняются в общей или так называемой теоретической психологии.

ЗАВДАННЯ:

Прочитати та законспектувати в зошит, звертаючи особливу увагу на:

· інформацію щодо становлення наукової психодіагностики,

· критичний аналізідей, пов’язаних із тестуванням,

· особливості розвиткувітчизняної психодіагностики







Сейчас читают про: