double arrow

Истоки научной психологической диагностики


Корни психологической диагностики и психодиагностического метода уходят в глубь веков. За много лет до нашей эры в Древнем Китае существовала система тестирования способностей и отбора правительственных чиновников. Каждые три года сам император экзаменовал чиновников по шести видам искусства: музыке, стрельбе из лука, верховой езде, умению читать, умению писать, знанию ритуалов и церемоний. Кроме того оценивалось поведение чиновников быту. Подобная система «профессиональной диагностики» просуществовала довольно долго и затем была усложнена. В нее дополнительно были включены обязательные знания гражданского права, военного дела, финансов, сельского хозяйства и географии.

Любопытна и в определенной мере поучительна система диагностики религиозно-философского учения чань-буддизма. Для проверки знаний учителя использовали различные загадки, вопросы, парадоксы. Например, ученика спрашивали: «Была ли борода у бородатого?» Отвечать надо было немедленно. При этом один из наставников целился в ученика из лука. Или наставник мог схватить своего оппонента, трясти его и кричать: «Говори! Говори! Отвечай немедленно!» В результате создавалась довольно драматичная ситуация. С помощью такого приема учителя выявляли симулянтов, которые маскировали свою некомпетентность.




Строгая система диагностики готовности к обучению в школе существовала у Пифагора, который с большим трудом принимал в свою школу новичков. Он считал, что не из каждого дерева можно выточить Меркурия. Ученый внимательно относился к рекомендациям родителей и учителей, скрыто наблюдал за поведением претендентов. Особое значение Пифагор придавал походке и смеху молодых людей. Он утверждал, что манера смеяться и ходить может многое сказать о характере человека. Испытания Пифагора состояло из двух этапов. Прежде всего «диагностировалась» стрессоустойчивость претендента. Он должен был переночевать одни в пещере. Затем проводилось тестирование интеллекта. При этом предлагалась заведомо не решаемая задача. Обескураженного новичка вводили в зал, где все, кто уже учился в школе, оскорбляли неудачника и смеялись над ним. Если поведение «жертвы» отличалось присутствием духа, умением держать себя и с достоинством отвечать на выпады, то испытание заканчивалось приемом в школу.

Возникает предположение, что одно из первых тестирований в нашей стране было проведено в 1666 году царем Алексеем Михайловичем с целью получения общественного мнения о русской церкви. Перед церковным собором царь поодиночке вызывал к себе всех участников и предлагал письменно ответить на три вопроса: имеют ли право восточные патриархи вершить дела русской церкви; достоверны ли печатные греческие книги; правильны ли решения предыдущего собора 1654 года.







Сейчас читают про: