double arrow

Идеи тестирования в психологии: перспективы и критика


Практика использования психологических тестов показала ощутимый материальный эффект. Так, А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев описали массовый эксперимент, который был проведен под руководством Еркеса, который разрабатывал психологические методики для нужд армии. Только во время Первой мировой войны при помощи тестов был обследован 1 миллион 800 тысяч военнослужащих. Во время Второй мировой войны – уже 7 миллионов солдат Соединенных Штатов Америки. В трудных условиях военные вряд ли бы стали необоснованно отвлекать бойцов от их прямых обязанностей. По заявлениям военных специалистов, психологическое тестирование и основанное на их результатах распределение солдат себя оправдали.

Вместе с тем, хорошо известно, что психодиагностические тесты стали подвергаться критике с первых лет своего массового применения. До сих пор в силе остается критическое замечание Е. Клапареда, высказанное еще в начале века по поводу тестов. Он указывал на то, что трудно определить их психологическую ценность, так как нельзя точно назвать те способности, которые тесты выявляют. Если психолог поставит перед большим количеством учеников задачу зачеркивать букву «А» на странице какого-либо текста, то, несомненно, можно получить различные результаты. Однако, как замечает ученый, трудно понять, что означают эти различия и что нужно думать о психологической сущности учеников, опираясь на эти различия. Является ли скорость зачеркивания признаком только более высокой способности к движениям, или же большого внимания и более высокого интеллекта. Один и тот же вопрос можно задать при выполнении всех других тестов: «Можно ли по частному испытанию сделать вывод о психике в целом?».




Известно еще более категорическое замечание – тестовый метод служит измерением только степени определенной способности и ничего не говорит о том, как протекают психические процессы. Против тестов А. Бине выдвигается возражение, сохраняющее силу до сегодняшнего дня для распространенных вербальных методик. Согласно уравнению регрессии,

· 54% эффективности выполнения теста А. Бине обусловлены педагогическим возрастом, то есть уровнем и качеством приобретенных знаний в школе;

· 11% – собственно биологическим возрастом;

· 33% – интеллектом, который является предметом тестирования.

В результате дети, живущие в лучших социальных условиях и получающие лучшее образование, достигают большего результата в тесте, хотя они и не обладают большим интеллектом, по сравнению с детьми, которые находятся в менее комфортной среде, препятствующей умственному развитию.

В 1960 г. Б. М. Теплов более объективно отнесся к тестам. Он писал о том, что существуют аргументы, дающие возможность видеть как сильные, так и слабые стороны тестов. С его точки зрения отсутствуют причины принципиально отрицать тесты, отрицать стандартизацию условий испытания, стремление психологов выражать результаты испытания количественно или статистическую обработку результатов тестирования. Однако большая часть тестов не имеет своей прочно обоснованной научной базы. Тесты нередко представляют собой испытания, составленные чисто эмпирически, их назначение вряд ли можно доказать статистически, на основе массового их применения.



Требования к тестовым заданиям были сформулированные А. Г. Ковалевым и В. Н. Мясищевым. По сути, это программные принципы психологической диагностики.

· тестовую методику следует тщательно анализировать в плане ее функционального назначения;

· результаты исследования должны подлежать оценке в связи с культурно-экономическими условиями развития обследуемого;

· необходимо давать оценку не только решению, но и способу этого решения;

· исходя из полученных результатов, необходимо не только определять градации (уровни), то есть распределение результатов отдельных измерений, но и выделять качественно типичные или же индивидуальные особенности решения заданий;

· полученные результаты имеют лишь предварительное, ориентировочное значение, показывающее, в каком направлении может изменяться дальнейшее поведение обследуемого;

· оценка результатов тестирования предполагает знание границ возможного их колебания в случае повторного испытания одного и того лица.







Сейчас читают про: