Композиция исторического портрета

Структура любой исследовательской работы (в том числе и исторического портрета) включает содержание, введение, основную часть, заключение список использованной литературы и приложения. Рассмотрим кратко содержание и основное назначение перечисленных разделов.

1) Содержание исторического портрета представляет собой краткий план, благодаря которому автору легко структурировать и располагать материал. В качестве примера предлагаем рассмотреть оглавление из работы, посвященной деятельности императора Александра II (1855-1881 гг.):

Содержание
Введение 1. Биография императора Александра II 2. Направления деятельности императора Александра II 3. Результаты деятельности императора Александра II Заключение Список литературы Приложения  

2) Введение имеет целью ознакомить читателя с сущностью излагаемого вопроса или с его историей, с современным состоянием той или иной проблемы, с трудностями принципиального или технического характера, которые препятствуют достижению цели работы. В структуре введения:

− обосновывается актуальность выбранной темы (описывается значимость того или иного исторического деятеля для современности);

− формулируется цель и задачи исторического портрета;

− указывается, какие были использованы источники, производится их краткое описание по рубрикам;

− описываются применяемые методы исследования, структура.

Традиционно при оформлении введения значительные затруднения у студентов вызывают вопросы, связанные с описанием источников информации, методов и методологии исследования. Предлагаем раскрыть их более подробно.

В качестве примера, предлагаем рассмотреть образец оформления введения из работы, посвященной императору Александру II.

Актуальность. В процессе поэтапного реформирования Российского государства наши политические лидеры вынуждены периодически оглядываться в прошлое и учитывать опыт проведения реформ в нашей стране в прошлом. Такой опыт может быть как позитивным, так и негативным, но он должен быть учтен. Показателен в данном контексте опыт жизни и деятельности царя-преобразователя Александра II, своими реформами, сломавшего традиционную структуру российского общества. «Великие реформы» второй половин XIX заложили основу капиталистического развития страны, но и дали жизнь целому комплексу социальных проблем.

Цель работы: изучить биографию и основные направления деятельности императора Александра II, правившего Российской империей с 1856 по 1881 гг.

Задачи работы:

1) рассмотреть основные этапы биографии Александра II;

2) выделить и рассмотреть направления внутренней политики Александра II;

3) выделить и рассмотреть направления внешней политики Александра II.

Источники. В процессе написания исторического портрета нами использовались разнообразные источники: биографические словари и справочники, журнальные и газетные статьи, воспоминания и мемуары, опубликованные документальные источники и интернет-ресурсы.

Методы. Для достижения поставленной цели мы своей работе использовали широкий спектр методов. Анализ и синтез, дедукция и индукция и т.д.

3) Основная часть исторического портрета разбивается на составные элементы в соответствии с кратким планом работы (содержанием). Материал основной части представляет собой описание исследовательской работы. Объем текста основного содержания не должен превышать 15 страниц. Стиль написания текста – научный (см. приложение 3). Основная часть – это самый важный элемент исторического портрета, предлагаем остановиться на его написании более подробно.

При подготовке письменных работ имеется несколько методических

приемов изложения научных материалов.

Наиболее часто используются следующие приемы:

1) строго последовательный;

2) целостный (с последующей обработкой каждой главы);

3) выборочный (главы пишутся отдельно в любой последовательности).

Строго последовательное изложение материала работы требует сравнительно много времени, так как, пока ее автор не закончил полностью очередной раздел, он не может переходить к следующему. Но для обработки одного раздела требуется иногда перепробовать несколько вариантов, пока не найден лучший из них. В это время материал, почти не требующий обработки, ожидает очереди и лежит без движения.

Целостный прием требует почти вдвое меньше времени на подготовку текста, так как сначала пишется все произведение в черновом варианте, как бы грубыми мазками, затем производится его обработка в частях и деталях, при этом вносятся дополнения и исправления.

Выборочное изложение материалов также часто применяется авторами. По мере готовности фактических данных автор обрабатывает материалы в любом удобном для него порядке. Выберите тот прием изложения, который считаете для себя наиболее приемлемым для превращения так называемой черновой рукописи в промежуточную или окончательную.

На этом этапе работы над историческим портретом из уже накопленного текстового материала помимо отдельных глав желательно выделить следующие композиционные элементы: а) введение; б) выводы и заключение; в) список использованных источников; г) приложения. Перед тем как переходить к окончательной обработке черновика исторического портрета, полезно обсудить основные положения ее содержания со своим преподавателем.

Работа над окончательным вариантом исторического портрета. Этот прием целесообразно использовать, когда черновой вариант готов. Все нужные материалы собраны, сделаны необходимые обобщения, которые получили одобрение преподавателя. Теперь начинается детальная шлифовка текста работы. Проверяются и критически оцениваются каждый вывод, диаграмма, таблица, каждое предложение, каждое отдельное слово. Автор уточняет композицию, расположение материалов и их рубрикацию. Желательно также еще раз проверить убедительность аргументов в защиту своих научных положений. Здесь целесообразно посмотреть на свое произведение как бы «чужими глазами», строго критически, требовательно без послаблений.

4) Заключение – это неотъемлемая часть исторического портрета. В этом разделе кратко формулируются основные результаты работы в виде утверждений, а не перечислений всего того, что было сделано. Выводы должны быть краткими и точными, и, как правило, состоять из одного-трех пунктов. Выводы – это принципиальные положения исследовательской работы, которые автор готов защищать. В качестве примера оформления заключения можно взять отрывок из работы, посвященной императору Александру II.

Император Александр II оказал значительное влияние на ход развития России в конце XIX в. – начале XX вв. Его реформы не только изменили социально-экономический строй в стране, но и заложили предпосылки будущих серьезных социальных потрясений. Деятельность императора было многосторонней, он активно занимался внутренней и внешней политикой.

В результате работы над историческим портретом нам удалось прийти к следующим основным выводам:

1) «великие реформы» 1860-70-х гг. сломали структуру традиционного общества в России и направили ее в русло капиталистического развития;

2) реформы Александра II способствовали становлению в России гражданского общества, но, в общем, их потенциал не был полностью реализован;

3) благодаря активной деятельности императора на балканском направлении, Росси удалось завоевать свободу для ряда славянских народов, находившихся под гнетом Османской империи. Вместе с тем стратегические задачи России в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. так и не были решены;

4) в период правления Александра II к России были присоединены обширные территории в Центральной Азии. Впервые были установлены дипломатические отношения с державами Дальнего Востока.

5) Исторический портрет завершается списком литературы. В этом разделе в алфавитном порядке перечисляются все использованные литературные источники. Все источники нумеруются в сквозном порядке. При этом в самом тексте должны быть ссылки на них. Существуют определенные библиографические правила для описания различных источников. При оформлении списка литературы следует руководствоваться требованиями ГОСТа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: