Вопрос 1. Марк тулий – юрист, философ, политик, оратор.
Работы: «о государстве», «об обязанностях», «письма к цезарю».
Политическая концепция Цицерона.
Цицерон развивает общую для античности точку зрения на государство как место цивилизованное:
1. Сущность государства – это совместное владения государством как общим достоянием. В данном случае республика – это не конкретная форма правления а именно общее достояние, не отчуждаемое благо.
2. Если государство есть достояние народа то народ при этом не любое соединение граждан собранных вместе каким либо образом а соединение многих людей связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Люди объединяются в общество образуя народ под влиянием 2-х побуждений: страха перед дикой природой и потребности к общению, она исходит из взаимного интереса друг к другу и ведет к согласию в понимании прав и обязанностей т.е. права. Согласие в понимании права есть источник справедливости.
3. Формы правления – правление осуществляет либо один человек либо несколько выборных либо все граждане. Первый случай это царская власть, второй случай это власть оптиматов (аристократов) третий случай это власть популяров (народ). Это 3 простые формы, ни одна из не является совершенной но терпима при конкретных условиях. Причина несовершенства простых форм это постепенное уменьшение общего достояния и соответственно уменьшения справедливости:
|
|
· Царская власть единолична, при ней все остальные отстранены от законодательства и принятия решений. И она легко может превратиться в тиранию.
· Господство оптиматов так же лишает народ возможностей в управлении и легко может превратиться в клин богатых и знатных.
· Всевластие народа. Несправедливо тем что основано на равенстве и не знает различий в общественном положении.
Наилучшим государством яв-ся 4 вид государственного устройства который образован равномерностью смешения 3 правильных. Тогда в государстве есть нечто выдающееся и царственное, часть власти вручена авторитету уважаемых людей а некоторые дела отданы суждению и воли народа.
1. Равенств без которого свободные люди не могут обходиться
2. Прочность так как простые легко перерождаются в свои противоположности
3. Сохраняется единство народа а значит государства.
Вопрос 2. Учение о вечном законе и об идеальном правителе.
Государство устроено так чтобы быть вечным. Так как власть на земле связанна с вечным законом который являет собой справедливость. Суть – закон есть заложенный в природе высший разум велящий нам совершать то что следует совершать и запрещающий противоположное. Т.о. закон это важная связь между людьми и божеством.
|
|
Так как лучше разума нет ничего но он присущ и человеку и божеству то первая связь между человеком и божеством в разуме. Образцом связи с вечным законом яв-ся идеальный правитель – принцепс.
Так как каждая форма правления не совершенна это приводит к круговоротам и деградации в судьбе государства. Нужен спаситель государства, который может восстановить единств общества и на основе своего авторитета восстановить справедливость.
Черты идеального правителя:
1. править силой морального авторитета
2. сам подчиняется закону
3. он хороший стратег
4. он силой власти и страхом перед наказанием заставляет людей делать то к чему прочие могут склонить лишь не многие
5. знает право