Римские политико-правовые учения

Вопрос 1. Марк тулий – юрист, философ, политик, оратор.

Работы: «о государстве», «об обязанностях», «письма к цезарю».

Политическая концепция Цицерона.

Цицерон развивает общую для античности точку зрения на государство как место цивилизованное:

1. Сущность государства – это совместное владения государством как общим достоянием. В данном случае республика – это не конкретная форма правления а именно общее достояние, не отчуждаемое благо.

2. Если государство есть достояние народа то народ при этом не любое соединение граждан собранных вместе каким либо образом а соединение многих людей связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Люди объединяются в общество образуя народ под влиянием 2-х побуждений: страха перед дикой природой и потребности к общению, она исходит из взаимного интереса друг к другу и ведет к согласию в понимании прав и обязанностей т.е. права. Согласие в понимании права есть источник справедливости.

3. Формы правления – правление осуществляет либо один человек либо несколько выборных либо все граждане. Первый случай это царская власть, второй случай это власть оптиматов (аристократов) третий случай это власть популяров (народ). Это 3 простые формы, ни одна из не является совершенной но терпима при конкретных условиях. Причина несовершенства простых форм это постепенное уменьшение общего достояния и соответственно уменьшения справедливости:

· Царская власть единолична, при ней все остальные отстранены от законодательства и принятия решений. И она легко может превратиться в тиранию.

· Господство оптиматов так же лишает народ возможностей в управлении и легко может превратиться в клин богатых и знатных.

· Всевластие народа. Несправедливо тем что основано на равенстве и не знает различий в общественном положении.

Наилучшим государством яв-ся 4 вид государственного устройства который образован равномерностью смешения 3 правильных. Тогда в государстве есть нечто выдающееся и царственное, часть власти вручена авторитету уважаемых людей а некоторые дела отданы суждению и воли народа.

1. Равенств без которого свободные люди не могут обходиться

2. Прочность так как простые легко перерождаются в свои противоположности

3. Сохраняется единство народа а значит государства.

Вопрос 2. Учение о вечном законе и об идеальном правителе.

Государство устроено так чтобы быть вечным. Так как власть на земле связанна с вечным законом который являет собой справедливость. Суть – закон есть заложенный в природе высший разум велящий нам совершать то что следует совершать и запрещающий противоположное. Т.о. закон это важная связь между людьми и божеством.

Так как лучше разума нет ничего но он присущ и человеку и божеству то первая связь между человеком и божеством в разуме. Образцом связи с вечным законом яв-ся идеальный правитель – принцепс.

Так как каждая форма правления не совершенна это приводит к круговоротам и деградации в судьбе государства. Нужен спаситель государства, который может восстановить единств общества и на основе своего авторитета восстановить справедливость.

Черты идеального правителя:

1. править силой морального авторитета

2. сам подчиняется закону

3. он хороший стратег

4. он силой власти и страхом перед наказанием заставляет людей делать то к чему прочие могут склонить лишь не многие

5. знает право


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: