double arrow

Вопрос 2. Гоббс о единстве естественных и божественных законов


Люди от природы наделены не только чувствами, но и разумом. Состояние войны противоречит разуму. Разум это рассудительность, способность человека сделать правильное суждение о совершаемых им действиях которые могут привести к выгоде или вреду для других людей.

Разум сохраняет в себе императив самосохранения.

На смену естественному праву приходит естественный закон, а он заставляет ограничивать собственную свободу.

Естественный закон – это веление разума относительно того что нужно делать и от чего следует отказываться для сохранения жизни и здоровья.

Если люди нарушают естественные законы, они глупы, неспособны к рассудительности.

Гоббс формулирует 20 естественных законов:

1и 2 главные законы.

1- Право всех на все сохранить нельзя, надо отказаться от некоторых прав, либо перенести их на других людей.

2- соглашение или договоры надо исполнять.

Все законы со 2 по 20 подчиняются 1 как конституции.

Законы с 3 по 8 – регулируют межличностные отношения, с 9 по 12 (13) – регулируют распределение материальных и не материальных благ.

Все они сводятся к золотому правилу не делай другому того что ты не хочешь чтобы сделали тебе.




Этот закон издревле знаком всем здравомыслящим людям, тем не менее мало людей способных его соблюдать.

Естественные законы .т.е. основанные на разуме неизменны и вечны так как нарушение любого из них ведет к войне.

Естественный закон есть закон моральный, люди признавая мир благом вступают в соглашение жить вместе что яв-я делом разума.

Если мир это благо значит что все средства необходимые для поддержания мира хороши поэтому добродетели это скромность, справедливость, доверие, человечность, милосердие и т.д.

Классификация законов:

1. В зависимости от своего происхождения законы бывают божественные и человеческие. Божественные делятся на естественные законы которые бог возвестил людям посредствам своего вечного слова от рождения присущего им в виде естественного разума, и положительные законы это законы управления государством и богопочетание содержащиеся в священном писании = гражданские божественные законы.

Гоббс доказывает что все естественные законы яв-ся божественными подтверждая каждый естественный закон цитатой из писания.

Вопрос 3.

При переходе от естественного состояния к гражданскому право всех на все отменяется и переносится на одного – это одно лицо и есть государство, как всякое лицо у него есть свои права и имущество.

Государство – есть единое лицо воля которого в силу соглашения многих людей признается волей их всех, с тем чтобы оно могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов общества ради мира и защиты общих интересов.



Происхождение государства по Гоббсу двояко:

1. Чье либо естественное могущество яв-ся основанием того что властитель приобретает граждан по своей воле, так возникает патерналистское или деспотическое государство.

2. Граждане по собственному решению подчиняют себя господству одного человека или собранию людей наделяемых верховной властью, там возникают установленные государства.

Из этого следует:

1. Началом государства следует считать – право большинства выражающего свое согласие. Каждый человек сохраняет свое право на самозащиту до тех пор пока не обеспечена его безопасность и не появилась принудительная власть государства.

2. Власть сосредоточена в руках верховного правителя=одно лицо, группа людей или все. Главной причинной наделения государства абсолютной властью яв-ся то что каждый отдельный человек не может управлять собой, т.е. жить согласно естественным=разумным, божественным законам. Только благодаря наличию верховного властителя государство - единое лицо имеет собственную волю, может хотеть или не хотеть отсюда закон есть объявленная воля верховного правителя.

Оправдание абсолютной власти.

Гоббс формулирует жесткую альтернативу или естественное состояние а это анархия, война всех против всех, жизнь в постоянном страхе и опасности или государство, разумные законы и мир.

Т.о. государство единственная альтернатива во имя всех против всех.

Виды правления:

· Демократия – к ним от-ся государства в которой верховная власть принадлежит собранию и каждый гражданин имеет право голоса.



· Аристократия – верховная власть принадлежит собранию но право голоса имеет лишь часть граждан.

· Монархия – верховная власть принадлежит одному человеку.

Так называемые «неправильные» формы: Анархия, Тирания, олигархия не яв-ся самостоятельными формами а это лишь оценка граждан их суждения о властвующих.

Высшая форма правления монархия а низшая демократия она неизбежно распадается т.к. власть раздроблена.

Более эффективная монархия так как на отличается от аристократии и демократии тем что в последних для решения дел нужны известные сроки и заранее установленные места.

Границы верховной власти

Никогда не будет существовать такая верховная власть которая сможет абсолютно подавить свободу человека.

Произвол власти ограничен:

1.природа самого человека – естественные психологические свойства а именно опасность для жизни и здоровья вызывают неповиновение власти, тем не менее гражданская добродетель правителя. Обязанность правителя – благо народа – это один из законов естественного разума.

Учения Гоббса о государстве основано на 2-х принципах:

1. Антропологический – человек по Гоббсу не может сам управлять своими страстями, единственный сдерживающий его мотив это страх.

2. Социологическое – государство – это большое и устойчивое сообщество, единство воли.







Сейчас читают про: