1. Антропологические основания политико-правовой концепции Спинозы. Теории естественного права.
2. Теория общественного договора.
Барух Спиноза 1632-1677, Амстердам, Голландия.
Основные работы – богословско – политический трактат, политический трактат.
Вопрос 1.
Спиноза строил свое учение о праве на изучении человеческой природы:
1) Человек как и любая часть природы стремится к самосохранению. Высший закон природы состоит в стремлении каждого к тому чтобы остаться в своем собственном состоянии и при этом не считаясь ни с чем другим а только с собой.
2) Стремление к самосохранению определяют любой поступок человека все его аффекты=состояние тела и их осознание. 3 основных аффекта:
· Удовольствие – то что увеличивает способность человека к самосохранению
· Неудовольствие – то что уменьшает такую способность
· Желание – это осознанное стремление к самосохранению
Не сочетания этих основных аффектов образуются все прочие: гнев, любовь, скупость и т.д.
Все аффекты делятся на:
|
|
1. Активные
2. Пассивные
Поведения большинства людей подчинено пассивным аффектам связанные с недостаточным познанием истиной пользы для человека.
Пассивные аффекты обуславливают человеческое рабство т.е. бессилие в укрощении и ограничении аффектов.
3) Основной чертой природы человека яв-ся крайний эгоизм:
· Люди делают все ради собственной пользы
· Расчет выгоды это есть рычаг и жизненный нерв всех человеческих действий
· Чужой интерес защищаем лишь ради собственной выгоды
Всеобщий закон человеческой природы.
Ник то не пренебрегает чем либо что он считает за благо разве только в надежде на большее благо или из-за страх перед общим вредом. Отсюда следствие – вечная истина. Каждый изберет из 2-х благ то которое кажется ему большим и из 2-х зол то которое кажется ему меньшим.
Философское учение о человеческой природы связано с теорией естественного права.
Естественное право – это законы природы, это естественная необходимость, в соответствии с которой существует и действует природа и каждая ее честь.