double arrow

Состав выборки по полу


Если исследование нацелено на изучение межполовых различий в данном психическом явлении, то лучше взять подвыборки мужчин и женщин, равные или близкие по объему. Тогда при меньшем общем количестве испытуемых можно будет выявить различия с более высоким уровнем достоверности. Если цель иная, определенных предположений о половых различиях по измеряемым параметрам нет, то предпочтительнее иметь состав либо однородный по полу, либо по количеству лиц мужского и женского пола примерно равный. Нередко автор может неожиданно для себя обнаружить половые различия в выраженности того или иного качества, которое при планировании исследования не относилось к числу имеющих половую специфичность. Тогда встанет вопрос оценки выраженности и достоверности этих различий.

Рассмотрим выраженность половых различий на примере числовых показателей популярной методики ДМО — адаптированного Л.Н.Собчик (1990) варианта теста интерперсональной диагностики Т.Лири. Используем собранные нами данные на выборке 344 человека. В таблице 1 приведены первичные статистики шкальных показателей методики ДМО мужской и женской подвыборки.

Табл. 1. Первичные статистики шкальных показателей методики ДМО

Пол: Мужчины Женщины
Шкала Средн -95% +95% Сигма Средн -95% +95% Сигма
6,71 6,13 7,28 3,46 5,63 5,21 6,06 3,09
6,29 5,90 6,69 2,36 4,68 4,39 4,97 2,08
6,55 6,08 7,02 2,80 5,32 4,99 5,64 2,38
5,81 5,29 6,33 3,11 4,82 4,45 5,20 2,72
5,27 4,79 5,74 2,82 6,30 5,87 6,73 3,11
5,14 4,73 5,55 2,44 5,44 5,03 5,85 2,97
6,50 6,02 6,99 2,88 7,30 6,93 7,67 2,70
6,24 5,63 6,85 3,64 7,09 6,60 7,58 3,56

Примечание.

Средн. — средние величины;

-950% и +95.0% — доверительные интервалы средних величин;

Выделены средние величины, значимо превышающие соответствующие показатели у лиц противоположного пола.

В подвыборке мужчин 139 человек в возрасте от 20 до 57 лет, средний возраст 31,4 года (сигма 7,2), средняя величина ранга образования 4,2 (ранжирование уровней образования приведено в таблице 9). В подвыборке женщин 205 человек в возрасте от 19 до 60 лет, средний возраст 37,1 года (сигма 10,1), средняя величина ранга образования 4,5. Подвыборки достаточно схожи по должностному статусу и принадлежности к социальной группе. Практически все в одной и другой подвыборке проходили обследование по предложению психолога.

Представленные данные показывают, что в семи из восьми шкал (октантов, по терминологии руководства) есть значимые различия между обследованными мужчинами и женщинами. В руководстве к данной методике говорится о том, что интерпретация октанта зависит от величины балла. Выделены четыре градации: 3-4 балла, 5-8 баллов, 9-12 баллов, более 12 баллов. Вместе с тем, средние величины варьируют у мужчин от 5,14 балла до 6,71 балла и еще больше у женщин: от 4,68 балла до 7,30 балла.

Повышенные оценки по первым четырем шкалам означают преобладание неконформных тенденций, склонность к конфликтным проявлениям, большую независимость мнения, упорство в отстаивании собственной точки зрения, тенденцию к лидерству и доминированию. У мужчин эти оценки по этим шкалам значимо выше, чем у женщин. Повышенные оценки по следующим четырем шкалам означают преобладание конформных установок, тенденцию к сотрудничеству, неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам. У женщин по трем шкалам из четырех оценки значимо выше, чем у мужчин. Корреляционный анализ показывает тесные связи между шкальными оценками ДМО, особенно внутри первой и второй четверок. Нетрудно догадаться, что связи положительные внутри четверок и — отрицательные между четверками. Из этого можно сделать вывод, что и без учета статистических параметров шкальных оценок не будут сделаны грубые ошибки в интерпретации профиля отдельного испытуемого или усредненного профиля группы испытуемых.

Тем не менее, при интерпретации полученных результатов почти по всем шкалам будет происходить некоторое смещение в оценках и характеристиках. Предположим, что сравниваемые группы состоят из испытуемых одного пола или распределение по полу в них далеко не в равных долях. Тогда сопоставляя «мужскую» и «женскую» группы, исследователю может быть трудно принять решение о том, чем именно обусловлены различия: влиянием половой специфичности в коммуникативных установках и тенденциях или влиянием иной независимой переменной.

Статистически достоверные половые различия обнаружены нами и при сравнении шкальных оценок опросника Шмишека (выборка 343 человека, мужчин 282 человека, женщин 61 человек.). У мужчин выше показатели по первой (гипертимность) и девятой (дистимность) шкалам, а у женщин — по третьей (эмотивность), пятой (тревожность), шестой (лабильность), седьмой (демонстративность) и десятой (экзальтированность). В параграфе 4.2.3. представлены данные показывающие, что половая принадлежность испытуемых является значимой переменной в доминировании той или иной стратегии поведения в конфликтной ситуации. По результатам обследования с использованием методики Томаса в двух шкалах из пяти половые различия значимы.

Этот перечень может быть продолжен. Таким образом, достаточно выраженные половые различия совсем не редкость. Существование половых различий обсуждалось и обсуждается, интерпретируется многими учеными. Заметим, что очень часто рассмотрение идет без обращения к количественным оценкам. Это ограничивает возможности учета таких фактов и в фундаментальных, и в прикладных исследованиях. Возвращаясь к вопросу планирования исследования, еще раз подчеркнем, что выборка не должна формироваться без учета состава по полу. Напомним, если не отслеживать этот параметр выборки, то основную часть выборки составят лица женского пола.


Сейчас читают про: