Элементы медико-тактической характеристики ЧС

Медико-тактическая характеристика очага поражения вклю­чает характеристику возможных условий работы службы медицины катастроф в районе чрезвычайной ситуации. Она складывается из характеристики (оценки) медицинской обстановки (величина и структура санитарных потерь, выход из строя сил и средств здравоохранения и т.д.) и тактической обстановки (размер оча­га, характер и зоны разрушений и т.д.).

Медико-тактическая характеристика очага включает:

1. Определение размеров очага, зон разрушения, зон заражения РВ, ОВ (СДЯВ), БС в зависимости от вида катастрофы, вида и мощности взрыва, возникших пожаров, метеоусловий и др.

2. Характер санитарных потерь:

- количественная характеристика (по зонам разрушения и по местонахождению);

- качественная характеристика или структура (по виду и тяжести поражения, по локализации травм).

3. Степень выхода из строя сил и средств здравоохранения:

- лечебно-профилактических учреждений;

- медицинского имущества;

- медицинского персонала;

- зданий для развертывания этапов медицинской эвакуации;

- путей эвакуации (дорог, мостов и т.д.).

4. Организацию лечебно-эвакуационного обеспечения:

а) задачи медицинской службы:

- вид, объем, сроки оказания медицинской помощи;

- потребность в силах и средствах здравоохранения;

- лечебно-эвакуационная характеристика пораженных.

б) организация и проведение санитарно-гигиенических и про­тивоэпидемических мероприятий:

- оценка санитарной обстановки в очаге и за его граница­ми;

- продолжающееся действие ионизирующего излучения, ОВ (СДЯВ);

- оценка эпидемиологической обстановки и др.

5. Морально-психологическое состояние населения:

- оценка психо-эмоционального состояния населения;

- мероприятия по предупреждению паники, психо-неврологического стресса и др

3+т

Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и уменьшения ущерба народному хозяйству, а в случае их возникновения - для ликвидации последствий на основании постановления Правительства Российской Федерации в стране создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Основными задачами РСЧС являются:

· разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

· проведение мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

· создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

· сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

· подготовка населения к действиям в ЧС;

· прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

· осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

· ликвидация ЧС;

· осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

· реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

· международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

В основе построения и функционирования РСЧС лежат следующие принципы:

· защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности Российской Федерации;

· организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее организации);

· реализация мероприятий по защите населения и территорий от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

· заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов и сроков реализации;

· согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и по гражданской обороне (ГО);

· соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству Российской Федерации и решаемым задачам.

В мирное время органы управления, силы и средства РСЧС участвуют в подготовке государства к ведению гражданской обороны по следующим основным направлениям:

· обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

· создание и поддержание в готовности фонда защитных сооружений и средств индивидуальной защиты;

· заблаговременная подготовка к эвакуационным мероприятиям, а также подготовка районов эвакуации населения;

· совершенствование систем оповещения населения;

· планирование мероприятий ГО;

· обеспечение готовности сил и средств к ведению ГО, создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях РСЧС переводится на функционирование в условиях военного времени. Порядок перевода и режимы функционирования РСЧС в условиях военного времени устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях решения комплекса специальных задач по защите населения и территорий от опасностей различного характера (в том числе от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий) федеральными органами исполнительной власти организуются соответствующие федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС:

· служба медицины катастроф (Минздрав России);

· служба охраны общественного порядка (МВД России);

· противопожарная служба (МВД России);

· служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельхоз России);

· государственная спасательная служба (МЧС России);

· служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Минздрав России);

· служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);

· служба экологической безопасности (Госкомэкология России);

· противопаводковая служба (Минприроды России);

· служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);

· служба поиска и спасения на море (Минтранс России);

· транспортная служба (Минтранс России);

· служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз);

· служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).

Аналогичные или подобные службы могут создаваться на территориальном, местном и объектовом уровнях.

Силы и средства различных министерств и ведомств, предназначенные для решения аналогичных задач, могут объединяться в единую службу. Примером такого объединения является Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК).

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации.

Непосредственное руководство функционированием РСЧС возлагается на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: