double arrow

Парная супервизия на группе


Супервизорский семинар имеет целью не только разбор случаев, но и обучение технике ведения супервизии. Этой цели и служит парная супервизия на группе. В течение 20 минут в центре большого круга работают консультант и супервизор. Затем наблюдатели дают супервизору обратную связь по процессу ведения супервизии, происходит обсуждение. После этого группа завершает обсуждение случая, представленного консультантом.

Модифицированный вариант «миланской школы»

С этой техникой супервизорской практики нас познакомил датский психотерапевт Алан Хольмгрем, который проводил супервизорский семинар в «Гармонии» в 1991 году. Процедура разбора случая использует принципы «миланской школы» се­мейной психотерапии и организована следующим образом.

В течение 20 минут проводится парная супервизия на группе. Затем — пятнадцатиминутная пауза, в течение кото­рой ситуацию разбирают наблюдатели. Если в группе более десяти человек, наблюдатели могут разделиться на две или три малые группы, не больше восьми человек каждая. Группа наблюдателей работает по методу «мозгового штурма» — то есть предлагаются без критики любые идеи, ассоциации, образы, метафоры, имеющие отношение к ситуации клиента, взаимодействию клиента и консультанта, консультанта и су­первизора. При этом консультант и супервизор не участвуют в обсуждении, но могут ходить от группы к группе и слушать рассуждения наблюдателей. Каждая группа фиксирует пред­ложенные идеи и затем делится ими в большом кругу. После этого консультанту и супервизору дается еще десять минут на то, чтобы завершить ситуацию. Если этого оказывается недостаточным, можно выделить дополнительное время для завершения обсуждения в большом кругу.

Первый шаг — парная супервизия на группе.

Консультант: Позвонила мама. Сказала о том, что хочет помочь своему сыну. Мальчику 12 лет (Антон). Он спортсмен, играет в футбол. Он ездит на сборы, считается очень перспективным игроком. Недавно в команду пришел новый мальчик. Он невзлюбил Анто-

на и стал издеваться над его маленьким ростом. Она уже водила Антона к эндокринологу. Антон мучается, переживает, спрашивает врача, можно ли принимать какие-то лекарства для роста. Сейчас он на грани того, что придется бросить любимое занятие. Обо всем подробно рассказал Антон, когда мама отдала ему трубку. Его вопросы:

• как сделать так, чтобы понравиться этому мальчику?

• можно ли что-то предпринять, чтобы вырасти? Вроде бы мы хорошо поговорили, он наметил какие-то шаги. Но мне показалось, что он просто ушел от трудностей, что принял решение уйти из спорта. Может быть, временно. Но все равно это обидно. Ведь до этого он с таким вдохновением говорил о футболе! А школа ему не нравится. В конце мне по­казалось, что он торопился закончить разговор, как будто бы просил, чтобы его отпустили.

Супервизор: Тебе было обидно, показалось, что он принял неправильное решение.

Консультант: Не уверена, что он принял решение. Просто ушел от ситуации. Сказал, что не может не обращать внимание на этого мальчика. Он как будто принес в жертву свое увлечение, свою любовь. Супер­визор: То есть он не защищает себя, а просто убегает. И в вашем разговоре он тоже решил убежать.

Консультант: Да, я видела проблему в том, что он не умеет себя защищать, что он не хочет себя защищать, не хочет игнорировать этого мальчика. Ведь он же говорил: «Я хочу ему понравиться». И я не смогла показать ему, как можно защитить себя.

Второй шаг — обсуждение в малых группах.

Консультант и супервизор молча присоединяются к разным группам. Каждая из малых групп делится в боль­шом кругу своими идеями, фантазиями и метафорами:

У Антона есть потребность быть хорошим со всеми и приятным для всех.

Зачем ему нужно нравиться этому мальчику (обид­чику)?

174

175

176

Причина конфликта — зависть со стороны обид­чика.

Важно исследовать отношения мальчика с отцом.

Следует рассмотреть взаимоотношения со сверст­никами вообще.

Может, у Антона есть скрытый мотив уйти из команды?

Возможно, у мальчика низкая самооценка.

Может быть, для Антона уход от решения про­блем — стандартный способ выхода из конфликтной ситуации.

Как клиент вообще относится к поражению?

В разговоре консультант чувствовала себя мамой.

Для консультанта неприемлем подобный выход — решать проблемы способом ухода из ситуации.

Третий шаг завершение работы в паре консультант супервизор.

Супервизор: Лена, ты послушала обсуждение в малых группах, сейчас ребята поделились своими идеями в большом кругу. Что откликнулось у тебя?

Консультант: Ты знаешь, две вещи. Я подумала, что действительно, мы мало говорили об отношениях с отцом. Вернее, о том, что нет отношений, — отец моряк, он очень мало времени проводит дома. На­верное, в этом что-то есть. Мальчику хочется быть мужественным, не зря же он выбрал футбол, мужской вид спорта. А маленький рост — как будто недостаток мужественности. Это может быть связано с отноше­ниями с отцом. В общем, я подумаю...

Супервизор: А второе?

Консультант: Я подумала, что ребята, наверное, были правы — мне не хотелось, чтобы он уходил из ситу­ации и таким образом разрешал проблему.

Супервизор: А что для тебя означает уход из ситу­ации?

Консультант (после паузы): Это хороший вопрос... Я сейчас подумала — я много возможностей упустила в жизни из-за того, что не защищала себя, уходила из ситуации... И потом очень жалела об этом... Это важно... Спасибо.

177

Супервизор: Но это уже, наверное, не для супервизии. Консультант: Конечно.

Супервизор: Как ты сейчас себя чувствуешь? Консультант: Хорошо. Есть какая-то печаль, но и есть

над чем подумать. Супервизор: Можем мы на этом завершить? Консультант: Конечно.


Сейчас читают про: