Супервизорский семинар имеет целью не только разбор случаев, но и обучение технике ведения супервизии. Этой цели и служит парная супервизия на группе. В течение 20 минут в центре большого круга работают консультант и супервизор. Затем наблюдатели дают супервизору обратную связь по процессу ведения супервизии, происходит обсуждение. После этого группа завершает обсуждение случая, представленного консультантом.
Модифицированный вариант «миланской школы»
С этой техникой супервизорской практики нас познакомил датский психотерапевт Алан Хольмгрем, который проводил супервизорский семинар в «Гармонии» в 1991 году. Процедура разбора случая использует принципы «миланской школы» семейной психотерапии и организована следующим образом.
В течение 20 минут проводится парная супервизия на группе. Затем — пятнадцатиминутная пауза, в течение которой ситуацию разбирают наблюдатели. Если в группе более десяти человек, наблюдатели могут разделиться на две или три малые группы, не больше восьми человек каждая. Группа наблюдателей работает по методу «мозгового штурма» — то есть предлагаются без критики любые идеи, ассоциации, образы, метафоры, имеющие отношение к ситуации клиента, взаимодействию клиента и консультанта, консультанта и супервизора. При этом консультант и супервизор не участвуют в обсуждении, но могут ходить от группы к группе и слушать рассуждения наблюдателей. Каждая группа фиксирует предложенные идеи и затем делится ими в большом кругу. После этого консультанту и супервизору дается еще десять минут на то, чтобы завершить ситуацию. Если этого оказывается недостаточным, можно выделить дополнительное время для завершения обсуждения в большом кругу.
|
|
Первый шаг — парная супервизия на группе.
Консультант: Позвонила мама. Сказала о том, что хочет помочь своему сыну. Мальчику 12 лет (Антон). Он спортсмен, играет в футбол. Он ездит на сборы, считается очень перспективным игроком. Недавно в команду пришел новый мальчик. Он невзлюбил Анто-
на и стал издеваться над его маленьким ростом. Она уже водила Антона к эндокринологу. Антон мучается, переживает, спрашивает врача, можно ли принимать какие-то лекарства для роста. Сейчас он на грани того, что придется бросить любимое занятие. Обо всем подробно рассказал Антон, когда мама отдала ему трубку. Его вопросы:
• как сделать так, чтобы понравиться этому мальчику?
• можно ли что-то предпринять, чтобы вырасти? Вроде бы мы хорошо поговорили, он наметил какие-то шаги. Но мне показалось, что он просто ушел от трудностей, что принял решение уйти из спорта. Может быть, временно. Но все равно это обидно. Ведь до этого он с таким вдохновением говорил о футболе! А школа ему не нравится. В конце мне показалось, что он торопился закончить разговор, как будто бы просил, чтобы его отпустили.
|
|
Супервизор: Тебе было обидно, показалось, что он принял неправильное решение.
Консультант: Не уверена, что он принял решение. Просто ушел от ситуации. Сказал, что не может не обращать внимание на этого мальчика. Он как будто принес в жертву свое увлечение, свою любовь. Супервизор: То есть он не защищает себя, а просто убегает. И в вашем разговоре он тоже решил убежать.
Консультант: Да, я видела проблему в том, что он не умеет себя защищать, что он не хочет себя защищать, не хочет игнорировать этого мальчика. Ведь он же говорил: «Я хочу ему понравиться». И я не смогла показать ему, как можно защитить себя.
Второй шаг — обсуждение в малых группах.
Консультант и супервизор молча присоединяются к разным группам. Каждая из малых групп делится в большом кругу своими идеями, фантазиями и метафорами:
У Антона есть потребность быть хорошим со всеми и приятным для всех.
Зачем ему нужно нравиться этому мальчику (обидчику)?
174
175
176
Причина конфликта — зависть со стороны обидчика.
Важно исследовать отношения мальчика с отцом.
Следует рассмотреть взаимоотношения со сверстниками вообще.
Может, у Антона есть скрытый мотив уйти из команды?
Возможно, у мальчика низкая самооценка.
Может быть, для Антона уход от решения проблем — стандартный способ выхода из конфликтной ситуации.
Как клиент вообще относится к поражению?
В разговоре консультант чувствовала себя мамой.
Для консультанта неприемлем подобный выход — решать проблемы способом ухода из ситуации.
Третий шаг — завершение работы в паре консультант — супервизор.
Супервизор: Лена, ты послушала обсуждение в малых группах, сейчас ребята поделились своими идеями в большом кругу. Что откликнулось у тебя?
Консультант: Ты знаешь, две вещи. Я подумала, что действительно, мы мало говорили об отношениях с отцом. Вернее, о том, что нет отношений, — отец моряк, он очень мало времени проводит дома. Наверное, в этом что-то есть. Мальчику хочется быть мужественным, не зря же он выбрал футбол, мужской вид спорта. А маленький рост — как будто недостаток мужественности. Это может быть связано с отношениями с отцом. В общем, я подумаю...
Супервизор: А второе?
Консультант: Я подумала, что ребята, наверное, были правы — мне не хотелось, чтобы он уходил из ситуации и таким образом разрешал проблему.
Супервизор: А что для тебя означает уход из ситуации?
Консультант (после паузы): Это хороший вопрос... Я сейчас подумала — я много возможностей упустила в жизни из-за того, что не защищала себя, уходила из ситуации... И потом очень жалела об этом... Это важно... Спасибо.
177
Супервизор: Но это уже, наверное, не для супервизии. Консультант: Конечно.
Супервизор: Как ты сейчас себя чувствуешь? Консультант: Хорошо. Есть какая-то печаль, но и есть
над чем подумать. Супервизор: Можем мы на этом завершить? Консультант: Конечно.