Аквариум. Эта форма работы используется в учебных группах для того, чтобы участники получили опыт ведения тренинговой группы

Эта форма работы используется в учебных группах для того, чтобы участники получили опыт ведения тренинговой группы. Процедура организована следующим образом: внутри большого круга образуется малый круг из 6-7 участников. Один из них (по желанию) выполняет роль ведущего супер-визорской группы, другой предъявляет ситуацию на супер-визию. Участники разбирают случай, наблюдатели (большой круг) отмечают, что в поведении ведущего показалось им эффективным и что они предложили бы сделать иначе, а так­же делают свои заметки по ситуации супервизируемого. По окончании разбора ведущий получает обратную связь, затем в большом кругу участники обсуждают задачи, проблемы и трудности ведущего супервизорской группы. Если это не­обходимо, разбор ситуации, предъявленной на супервизию, завершается в большом кругу.

ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

Основываясь на материалах супервизорских семинаров, нам удалось выделить некоторые основные трудности, встре­чающиеся в практике начинающего консультанта:

• Разделение профессиональной и личной позиции.

• Чрезмерная вовлеченность консультанта в ситуацию клиента.

• Несоответствие проявлений клиента тем моделям, которые существуют у консультанта, — например, в случае насилия консультант ожидает проявления сильных эмоций и когда их не видит, то теряется.

• Разделение ответственности — как передать клиенту его часть ответственности.

178

• Беспомощность, замешательство, чувство вины кон­сультанта.

• Установление отношений доверия.

• Несформированность представлений, насколько кон­сультант может раскрывать себя клиенту.

• Невозможность отключиться от ситуации клиента сразу по окончании сессии и даже дома.

• Обращение по поводу третьего лица.

• Определение места консультанта между двумя полю­сами — погруженности в проблему клиента и погруженности в собственные чувства.

• Состояние консультанта по окончании сессии — как трезво оценить свою работу, не впадать в отчаянье от неудачи и в эйфорию от успеха.

6.4. ПРОФИЛАКТИКА СГОРАНИЯ ЧТО ТАКОЕ «СГОРАНИЕ»?

В самом общем виде сгорание можно определить как неа­даптивную реакцию на профессиональный стресс. В зарубежной литературе существует множество описаний «сгорания» или «выгорания» (burnout). Выделяя основное, можно сказать, что «сгорание» характеризуется состоянием хронической усталос­ти, эмоционального истощения, опустошенности. Появляются трудности сосредоточения, снижается продуктивность работы. Нарушаются отношения с окружающими — отмечается чрезмер­ная обидчивость, чувствительность к критике, частые конфлик­ты. Если вовремя не помочь себе, описанные симптомы могут усугубляться и выражаться уже на физическом уровне в форме снижения иммунитета к болезням, повышенного травматизма.

«Большинство авторов склоняется к мнению, что синдром «выгорания» наиболее характерен для представителей комму­никативных профессий — профессий системы «человек—че­ловек»: врачи, медицинский персонал, учителя, консультиру­ющие психологи, психиатры, психотерапевты, представители различных сервисных профессий, а также все категории ру­ководителей-менеджеров»55. То есть психологи-консультанты

55 Водопьянова Н. Е. Мир медицины. № 7-8, 2001.

находятся в первых рядах «группы риска» и вопрос о том, как позаботиться о себе, приобретает особую актуальность.

Сгорание может быть описано как сочетание физической и эмоциональной усталости. Это неадаптивная реакция на стрессовую ситуацию на работе, отражающая неспособность справиться с внутренним и внешним давлением условий вашей профессиональной деятельности.

СПОСОБЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: