Содержание психологической (учебной) практики
Цель, задачи и место психологической практики в системе подготовки
Специалиста
Цель и задачи практики
Психологическая практика является первым этапом практической подготовки специалистов с квалификацией «Лингвист, преподаватель иностранных языков».
Цель практики – закрепление в ходе знакомства с реальной обстановкой в современной школе теоретических знаний, полученных во время изучения курсов «Психология» и «Педагогика», углубление, систематизация и расширение знаний в сфере прикладных аспектов психологической науки.
Задачи практики предполагают:
- изучение организационной структуры учреждения образования и действующей в нем психологической службы;
- ознакомление с основными направлениями деятельности школьного психолога;
- развитие и накопление специальных навыков в области прикладных аспектов психологической науки;
- овладение навыками выявления особенностей внимания, памяти и мышления в разные возрастные периоды;
- приобретение навыков анализа самооценки школьников, диагностики межличностных отношений, психологического анализа урока;
- изучение учебной и научной литературы психолого-педагогического характера;
- формирование у студентов первичных навыков применять адекватные психологические методики в исследовательской и практической деятельности.
Место психологической практики в системе подготовки специалиста
Студенты дневной формы обучения специальности 1-21 06 01-01 - «Современные иностранные языки (преподавание)» проходят психологическую практику на 1 курсе во 2 семестре. Продолжительность практики – 1 неделя (36 часов).
Психологическая практика представляет собой логическое продолжение усвоения практических психологических и педагогических знаний и теоретических научных позиций, фундамент которых закладывается при изучении дисциплин «Психология» и «Педагогика». Данная практика является ознакомительной. Она проводится на базе средних школ города и предусматривает изучение будущими учителями многосторонней деятельности школы, в особенности психологической службы школы, выработку у студентов комплекса психолого-педагогических умений и навыков.
Содержание психологической практики
№ п\п | Разделы (этапы) практики | Виды учебной деятельности на практике, включая самостоятельную работу студентов | Практические умения и навыки, компетенции, формируемые на данном этапе | Формы текущего контроля |
Подготови-тельный этап | § осуществление договоренности со школами о проведении практики § заключение договоров со специалистами школы § разработка графиков экскурсий и бесед со специалистами школы § подготовка приказа о прохождении практики § инструктаж по технике безопасности | § знание основных целей и задач практики, места и сроков ее проведения § знание нормативных документов и организации работы по охране труда | Устный опрос студентов по вопросам техники безопасности | |
Знакомство с местом и условиями психологи-ческой практики | § экскурсия по школе § беседа с представителями администрации школы § знакомство с историей школы, основными направлениями работы, концепцией образовательного процесса данного учреждения, инновационной деятельностью, с основной документацией, регламентирующей работу школы § знакомство с психологической службой школы, деятельностью школьного психолога § уточнение рабочих моментов (распределение по классам, знакомство с расписанием, составление графика посещения уроков) | § знание концепции образовательного процесса современной школы § знание основных направлений работы данного учреждения образования § знание документов, регулирующих учебно-воспитательную работу школы § знание основных направлений деятельности школьных психологов § умение планировать свою работу в школе, составлять график посещения уроков, вести записи наблюдений | Собеседование | |
Посещение школьных уроков и мероприя-тий | § знакомство с работой учителей-предметников § целенаправленное наблюдение и анализ работы учителя § наблюдение за приёмами управления вниманием § изучение процессов памяти; наблюдение приёмов активизации произвольной и непроизвольной памяти учеников на уроке § наблюдение за организацией учителем мыслительной деятельности учеников, использованием различных приёмов в этом направлении § наблюдение за особенностями проявления мотивационной сферы школьников, их самооценки § наблюдение за различными проявлениями межличностных отношений § изучение учебной и научной литературы по проблемам прикладных аспектов психологии § психологический анализ урока | § знание основных направлений работы школьного учителя § знание основных аспектов прикладной психологии § умение распознавать приёмы управления вниманием, активизации памяти, организации мыслительной деятельности § умение выделять особенности проявления мотивационной сферы, межличностных отношений § умение анализировать, обрабатывать полученные в ходе наблюдения данные § умение работать с учебной и научной литературой § умение проводить психологический анализ урока | Собеседование, выступление на семинаре | |
Подготовка отчета о практике | § заполнение дневника практики с отражением основных наблюдений § составление психологического анализа урока § составление конспекта учебной и научной литературы | § умение анализировать полученные данные, приводить их в систему § умение составлять отчет о проделанной работе | Отчет о практике Дифференциро-ванный зачет |
2.1.3. Примерное распределение бюджета времени, отводимого на планирование деятельности студентов во время психологической практики
Номер этапа | Наименование раздела, темы практики | Всего дней | Виды самостоятельной работы | |
Подготовительный этап | Изучениеобщих требований по охране труда и мер безопасности. | |||
Знакомство с местом и условиями психологической практики | Изучение концепции образовательного процесса и основных направлений работы современной школы, документов, регулирующих учебно-воспитательную работу школы, основных направлений деятельности школьных психологов. Формирование первичных навыков планирования своей работы в школе. | |||
Посещение школьных уроков и мероприятий | Изучение основных направлений работы школьного учителя и школьного психолога, основных аспектов прикладной психологии. Формирование навыков целенаправленного наблюдения и обработки данных, навыков работы с учебной и научной литературой, навыков осуществления психологического анализа урока. | |||
Подготовка отчета о практике | Подготовка отчетной документации |