Цепная ассоциация как неуправляемое, спонтанное протекание процесса воспроизведения содержания сознания и подсознания субъекта. Метод свободных ассоциаций в психоанализе. Оценка эмоционального состояния испытуемого путем анализа речевого материала, полученного при проведении цепного ассоциативного теста.
Эготизм речи как отражение индивидуальных особенностей личности.
Тема №30. Оценка свойств говорящего. Аудирование речи.
Индивидуально-психологические особенности речи. Взаимосвязь личностных особенностей и характеристик устной речи. Возможности диагностики говорящего по свойствам его голоса и речи (психоакустические свойства голосу, способы организации длительного высказывания, паралингвистические составляющие, и собственно содержательные характеристики сообщения). Оценка содержательных характеристик речи с помощью методов контент-анализа и интент-анализа высказываний. Оценка свойств говорящего с помощью метода семантического дифференциала.
|
|
Понятия: логоневроз, логофобия, логонемота. Оценка индивидуальной предрасположенности к речевой тревожности с помощью методики «Карта контроля состояния речи».
Особенности процесса аудирования (слушания и одновременного понимания звучащей речи). Качество аудирования (частичное, неполное, удовлетворительное, отличное, неудовлетворительное). Факторы, способствующие повышению качества аудирования. индивидуально-психологические особенности аудитора. Роль познавательных процессов личности в ходе аудирования. Определение индивидуальных особенностей аудирования путем построения «Профиля слушателя».
Тема №31. Определение темпо-ритмических особенностей речи.
Исследование ригидности речи.
Темпо-ритмические особенности речи. Связь темперамента и темпо-ритмических особенностей речи. Этнические аспекты скорости речи. Ситуационные факторы, влияющие на темпо-ритмические особенности речи (настроение, знание излагаемого материала, знание языка, на котором ведется рассказ и так далее). Типы пауз.
Оценка темпо-ритмических особенностей речи с помощью измерителя темпоральных характеристик речи. Исследования темпа устной речевой деятельности с помощью теста на чтение.
Ригидность речи. Причины ригидности (малый речевой запас, плохое самочувствие испытуемого, невысокий интеллект и другие). Способы диагностики и коррекции ригидности речи.
Тема №32. Психографологические характеристики и психолингвистические