Сущность метода и его концептуальная модель. Виды беседы в психологии: стандартизированная, частично стандартизированная, свободная.
Подготовка и проведение частично стандартизированной беседы. Создание ситуации общения. Среда и условия интервьюирования. Регистрация данных. Навыки ведения беседы. Особенности взаимодействия исследователя и респондента. Инструментарий (вопросник, искусство коммуникатора).
Схема наблюдения за поведением человека в ситуации открытого социального общения. Понятия: дистанция общения, контекст, контакт, диалог, занимаемая позиция в общении, социальный фасад, индивидуальный стиль ведения беседы. Ведение протокола по предложенной схеме, получение первичного опыта содержательного анализа текста интервью, получение первичного опыта обнаружения проблемных областей личности, создание психологического портрета главного персонажа в ситуации интервью.
Завершение интервью. Разновидности интервью. Факторы повышения эффективности метода. Достоинства и недостатки. Позиции слушания. Методы воздействия в процессе беседы.
|
|
Тема №43. Создание психологического и поведенческого портретов личности
На основе наблюдения.
Обсуждение анонимных портретных описаний. Экспертная оценка. Подготовка «психологического портрета» испытуемого и описание его «анамнестических» данных. Навыки создания психологического и поведенческого портретов личности на основе наблюдения. Технология наблюдения. Вербальные и невербальные проявления. Подбор диагностических средств. Составление карты психологического самоконтроля взрослого и психологического развития подростка.
Тема №44. Понятие малой группы, требования к проведению группового обследования. Методика диагностики межличностных отношений.
Малая группа. Основные характеристики малой группы. Просоциальные группы. Понятие коллектива. Диффузная группа. Общая характеристика изучения межличностных отношений. Особенности изучения с учётом возраста обследуемых, общественного статуса, уровня развития и профессиональной направленности групп. Оценка эмоционально-личностных отношений в группах методом «семантического дифференциала».
Тема № 45. Методики социометрического и референтометрического
Обследования.
Требования к организации исследования группы. Социометрия: понятие, общая характеристика метода. Особенности проведения. Составление социоматрицы и социограммы. Виды социограмм. Вычисление индекса групповой сплоченности и дополнительных социометрических индексов. Обработка и интерпретация результатов.
Методики референтометрического обследования. Социально психологическая самоаттестация. Требования к организации обследования. Составление бланка обследования. Обработка и интерпретация результатов. Понятие социально-психологического рельефа.