Философские учения Древней Греции

(Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель).

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА /VII –VI в.в. до н.э./.(Фалес, Анаксимен, Анаксимандр): 1) Пытаются заменить мифологическое мировоззрение рациональным объяснением. 2) Оперируют понятием «природа». Природа - совокупность самых разнообразных материальных явлений, которые возникают, функционируют и уходят в небытие. 3) Природа – совокупность преходящих друг в друга свойств, качеств, состояний (холод и тепло, влага и сухое и пр.). 4) Хотят найти первоматерию («первопричину»).

ФАЛЕС (ок. 640/625 - ок. 547/545 до н.э.) - древнегреческий философ и политический деятель (из Милета), один из "семи мудрецов". В фокусе внимания Ф. были проблемы природы. Предположительно, возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихииводе. Бог, по Ф., - это ум космоса, а Вселенная одушевлена и одновременно полна божеств. Жизнь у Ф. необходимо предполагает питание и дыхание: в этих функциях выступают вода и божественное начало ("псюхе").

АНАКСИМАНДР (610-540 до н.э.) — ионийский (из Милета) натурфилософ, ученик и последователь Фалеса. А. был первым среди философов, провозгласившим в качестве первоначала апейрон — как нечто материальное, качественно неопределенное и бесконечное. Из апейрона путем выделения возникает все, что было, есть и будет в этом мире. А. приписывают одну из первых в интеллектуальной традиции Запада формулировок закона сохранения материи. А. ввел термин "закон" —перенеся понятие общественной практики на природу. Полагал, что порождение всего живого обусловлено испаряемой солнцем влагой и, поэтому, происхождение людей можно объяснить изменением "животных другого вида", типа рыб.

АНАКСИМЕН (585-525 до н.э.) — ионийский (из Ми-лета) натурфилософ, ученик Анжксимандра. В качестве материального первоначала А. предложил воздух— это самая бескачественная из всех материальных стихий, прозрачная и невидимая субстанция, которую трудно увидеть, которая не имеет цвета и обычных телесных качеств. Из воздуха, благодаря разрежению возникает огонь, благодаря сгущению — ветер, облака, вода, земля и камни. Постулирование "сгущения" и "разрежения" единой праматерии предполагало шаг к разработке первых учений о качественных изменениях в мире

ПИФАГОР Самосский (ок. 570 - ок. 500 до н.э.) - древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма.

П. впервые назвал Вселенную "космосом" (греч. cosmos - порядок) по причине той упорядоченности, которая ему присуща. Он также первый, давший себе название "философ" или "любомудр", вместо обычного "мудрец" или просто "сведущий". На место "мудрости" как осведомленности о практической жизни, и, в первую очередь, о государственных делах, П. предложил поместить более высокий род знания - чистое размышление, т.е. рассмотрение "мудрости" (sophia) как любимого предмета, что впредь и стало именоваться "философией" (phileo - люблю и sophia). В качестве основного принципа всего сущего П. выделял число.

ГЕРАКЛИТ / VI – V в.в. до н.э./ считал, что в мире нет ничего неподвижного, неизменного. В процессе изменений происходит переход явления в свою противоположность, идет борьба противоположностей. Первоосновой всего является огонь как некая подвижная субстанция. Гераклит является зачинателем диалектики в античной философии.

ШКОЛА ЭЛЛЕАТОВ /V в. до н.э./ (Парменид, Зенон - «против учения Гераклита»). Зенон: прославился апориями – затруднительного положения, в которое попадает разум при анализе явления. (Ахиллес и черепаха)

ПАРМЕНИД Элейский (вторая половина 6 - начало 5 в. до н.э.) - основоположник элейской школы. Абсолютное бытие существует. Если бы его не было, не было бы самой природы. Мы можем выразить то, что существует, что не существует, мы словами выразить не можем. Считал, что небытия нет, вещь и мысли об этой вещи одно и тоже. Всякая мысль, имеющая дело с изменчивым видимым миром, сама изменчива и непостоянна, представляет собой лишь, правдоподобное мнение. Обладать внутренней обязательностью, согласно П., может лишь "чистая" мысль, коренящаяся в себе самой и свободная от всяких ссылок на видимое. П. впервые разработал понятие бытия, небытия не существует, ибо оно немыслимо и невыразимо. Бытие не возникает и не исчезает, оно непрерывно и однородно, оставаясь себе тождественным, оно ни в чем не нуждается и представляет собой совершенную сферу. Введение П. оппозиции "пути мнения" и "пути истины" стало судьбой европейской философской мысли по крайнее мере на два с половиной тысячелетия.

ЗЕНОН Элейский (ок. 490 - ок. 430 до н.э.) - древнегреческий философ, представитель элейской школы. Все апории 3. сводятся к доказательству того, что 1) логически невозможно мыслить множественность вещей; 2) допущение движения ведет к противоречиям. Так, апория "Ахиллес" фиксирует, что - в противоречии с чувственным опытом - быстроногий Ахиллес не может догнать черепаху, т.к. пока он пробежит разделяющее их расстояние, она все же успеет проползти некоторый отрезок, когда же он будет пробегать этот отрезок, она еще немного отползет и т.д.

ЭМПЕДОКЛ из Акраганта, Сицилия (490/487/482-430/ 424/423) - древнегреческий философ, врач, жрец и чудотворец, оратор и государственный деятель. Э. утверждал, что неизменные самотождественные элементы мира, "корни всех вещей" (огонь, воздух, земля, вода), вечно находясь в состоянии смешения, соединения и разделения, несотвори-мы и неуничтожимы. Элементы эти, произошедшие "от природы и случаем", по мысли Э., переходят из одного крайнего состояния абсолютного смешения и в противоположное - абсолютного разделения под воздействием активных нематериальных начал - "Любви" и "Вражды". Живые существа, по Э., формируются путем отбора наиболее приспособленных к жизни комбинаций фрагментов их тел. Последней стадией этого процесса является формирование полноценных животных с половой дифференциацией. Не разделяя чувственное восприятие и интеллект, Э. утверждал, описывая наряду с физическими и физиологическими процессами, также и феномен ощущений у живых организмов, что от воспринимаемого объ екта постоянно отделяются материальные "истечения", проникающие в "поры" органов чувств.

АНАКСАГОР (500-428 до н.э.) — древнегреческий (из Кла-зомен) философ,математик и астроном, около 30 лет прожил в Афинах, фактический основоположник афинской философской школы. Известное нам сочинение — "О природе".. Многообразие тел в природе А. сводит к неизменным, неисчислимо многим и бесконечно малым элементам действительного мира ("семена вещей", позднее названные "гомеомериями"), которые вначале были в беспорядке смешаны и образовывали хаос. А. отрицал пустоту допускал бесконечную делимость вещества. Ни одна вещь не возникает и не исчезает, а образуется лишь из трансформации уже существующих вещей. Мировой "ум" ("нус"), тончайшее и легчайшее вещество, содержащее полное знание обо всем и обладающее величайшей силой, приводит их в движение и упорядочивает. (Первая европейская философская версия модели мира, где деятельное начало — определительная характеристика всякой сущности). Будучи заключен в материи, в которой он творит, нус несоединим с ней, а потому независим и философ свободен в своих воззрениях (влияние на Сократа). С именем А. связывается начало традиции европейского интеллектуализма, в рамках которой духовная автономия оценивается как цель и способ существования интеллигенции

СОФИСТИКА -учение представителей сложившейся в Афинах во второй половине 5 в. до н.э. школы софистов - философов-просветителей, тяготевших к релятивизму, первых профессиональных учителей по общему образованию. Термин "С." проиходит от греческого слова "софист" (sophistes - мудрец), которым тогда называли платных учитилей ораторского искусства. Все прежние истины они объявили относительными. Релятивизм, перенесенный в теорию познания, привел софистов к отрицанию объективной истины. Открыли ряд правил логического мышления, но все внимание сосредоточили на разработке логических уловок.

ПРОТАГОР (480-410 до н.э.) - древнегреческий философ. П. - известнейший из софистов (называл себя "софистом и учителем людей"), один из основателей этой школы. П. приписывется авторство фразы: "О богах невозможно знать ни того, что они есть, ни того, что их нет, каковы они по виду; а причина тому: неясность вопроса и краткость человеческой жизни". Главное положение философии П.: " Человек есть мера всех вещей - сущих в их бытии и несущих в их небытии". Невозможна всеобщезначимая истина. Всякое мнение, по П., истинно и всякая истина есть чье-то мнение. Для одного и того же человека никогда одно и то же не бывает истинным раз и навсегда, в различное время, ибо "тот же" человек становится другим человеком. В этом смысле все относительно. Не существует никакой "сущности явлений", кроме собственно явлений. "

СОКРАТ / V – IV в.в. до н.э/ считал ненужным и даже вредным изучение природы." Сократ ставит вопрос: " В чем природа, сущность человека?" По его мнению, - это душа, как "сознающее Я" и высшая задача воспитателя - научить людей взращиванию души. Техника спора – майевтика (совместный поиск истины, уточнение понятий). Отсюда следует высокая оценка мудрости.

МАЙЕВТИКА (греч. maieutike - повивальное искусство) - метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования в беседе, противопоставляющего сократический диалог софистическому. Полагается, что знание можно найти (”родить”)только через самопознание другого, но для этого необходимы процедуры очищения и уточнения, что осуществляется

ПЛАТОН /V-IV в.в. до н.э./ – родоначальник объективного идеализма. Существует два мира: мир вещей и мир идей. Материальные предметы крайне несовершенны, они возникают и исчезают. Мир идей совершенен, любая вещь - слабая копия идеи. (Символ пещеры)Идея абсолютна, неизменна, совершенна. Мир идей определяет мир вещей. Идея Платона - идеальное государство. В идеальной аристократической республике Платона правят философы, охраняют воины, материальные блага производят ремесленники. Единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда и запрет социального роста. Богатство и бедность презираются, так как ведут к порче людей и социальным возмущениям.

Одно из самых замечательных учений античности «атомизм» Левкиппа и ДЕМОКРИТА - учителя и ученика /V - IVвв/. Они считают, что есть бытие и небытие, понимая бытия как бесконечное количество атомов, а небытие - как пустоту, пространство. Атомы вечны и неизменны, неделимы и непроницаемы. Атомы - мельчайшие частицы, двигающиеся в пустоте, разнообразны по форме, величине, тяжести. Они находятся в постоянном движении и,"складываясь и сочетаясь... рождают вещи", изменения в вещах происходят вследст­вие изменений конфигурации атомов. Атомисты говорили, что существо­вал первичный атомный хаос, затем в нем вследствие столкновений возникают вихри и далее образуются миры.

В работах АРИСТОТЕЛЯ /IV в. до н.э./ материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум — перводвигатель). Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. Исходя из своего учения о 4-х причинах (материальной, формальной, действующей и конечной /целевой/), Аристотель приходит к идее первой причины. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи.. Аристотель является основоположником логики.

ТЕЛЕОЛОГИЯ (греч. telos - завершение, цель; teleos - достигший цели и logos - учение) - учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом. Выделение Аристотелем материальной, формальной, действующей и целевой причин как объясняющих возникновение и существование любого объекта кладет начало развитию целевого когнитивного подхода к действительности, характерного для европейской (и в целом - западной) философской и культурной традиции.

ейской философской мысли по крайнее мере на два с половиной тысячелетия.

ЭПИКУР (341-270 до н.э.) - древнегреческий философ-моралист эпохи эллинизма, афинянин по происхождению.. Пытаясь преодолеть тезис Демокрита о безраздельном господстве необходимости в мире атомов (следствием которого применительно к атомам души была невозможность свободы воли), Э. постулировал возможность случайного отклонения атома от закономерной прямой линии движения в пустом пространстве. Душа и живые существа состоят из легчайших, тончайших и наиболее подвижных атомов. Познание природы, философские искания освобождают людей от суеверия, страха перед смертью и религиозных предрассудков

. Разум людей - бескорыстный дар богов, полагающий приведение человеческих устремлений через согласие к удовольствию вкупе со спокойствием и невозмутимостью, не нарушаемыми никакими неприятными эмоциями. Именно сочетанием этих душевных качеств и достигается подлинное благочестие, более ценное для человека чем деятельность. Термин "эпикуреизм" вошел в философскую категориальную традицию как синоним "гедонизма"

ГЕДОНИЗМ (греч. hedone - наслаждение) - этическая установка, с т.зр. которой основой природы человека является его стремление к наслаждению, а потому все ценности и ориентации деятельности должны быть подчинены или сведены к наслаждению как подлинному высшему благу. Эпикур стремился, соблюдая меру в наслаждениях, избегнуть страданий, его идеал - самозамкнутая жизнь, полная чувственных и духовных наслаждений, не приносящих пресыщения. Христианство противопоставляет Г. аскетизм, однако именно в последнем Г. проявляется в форме наслаждения собственными страданиями.

СКЕПТИЦИЗМ - (1) - античный - древнегреческое учение, впервые обоснованное Пирроном из Элиды в конце 4 в. до н.э. Пиррон впервые придал систематически законченную форму сомнениям в познавательной ценности чувственности (Гераклит: "глаза и уши - фальшивые свидетели"; Демокрит: "результаты ощущений темны", "это просто мнение, а не истинно существующее"; софисты с их субъективизмом и т.п.). К скепсису подобного рода Пиррон добавил моральный и логический С, заявляя, что никогда не может быть рационального основания для того, чтобы предпочесть один порядок действия другому.

СТОИЦИЗМ - одна из школ древнегреческой философии, основателем которой был Зенон из Китиона, живший в конце 4 - начале 3 вв. до н.э.. Среди римских стоиков следует отметить Сенеку, Эпиктета, Марка Аврелия, Цицерона, Секста Эмпирика. Главной частью их учения была их этика, центральным понятием которой стало понятие добродетели. Человеческая жизнь рассматривается как часть единой системы природы, так как в каждом из людей содержится крупица божественного огня. Жить согласно природе и Логосу (Богу) - основное назначение человека.Находящаяся в согласии с природой добродетель становится единственным человеческим благом, а так как она всецело заключается в воле, все действительно хорошее или плохое в человеческой жизни зависит исключительно от самого человека, который может быть добродетельным при любых условиях: в бедности, в темнице, будучи приговоренным к смерти и т.д. Более того, каждый человек оказывается еще и совершенно свободным, если только он смог освободится от мирских желаний. Этическим идеалом стоиков становится мудрец как истинный хозяин своей судьбы, достигший полной добродетели и бесстрастия.

ГИЛОЗОИЗМ (греч. hyle - вещество, материя и zoe - жизнь) - философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы. Г. снимал принципиальное различие между неорганической и живой природой. Термин Г. был введен Кедвортом в 1678 для обозначения ранних греческих философских концепций, признающих одушевленность всеобщим свойством макро- и микрокосма (Фа-лес, Анаксимандр, Анаксимен).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: