Религиозные или духовные группы

Эти группы объединяет их сосредоточенность на религиозной дог­ме или духовной практике. Во многих группах, почитающих Библию (иудейских, христианских, мусульманских), лидеры провозглашают себя Мессией, Пророком или Апостолом. В некоторых из них элит-' ная группа из нескольких человек, «руководящий орган», утвержда­ет, что знает истинное значение Священного писания. В группах, исповедующих древние восточные верования (индуисты, буддисты, сикхи, джайны, суфии), лидеры утверждают себя в качестве «про­светленных», называя себя аватарами, гуру, ринпочами, Совершен­ными Учителями или перевоплощениями различных учителей про­шлого. Например, в начале 1980-х годов человек по имени Фредерик Ленц положил начало «буддистскому» компьютерному культу с кредо, включающим в себя деньги, престиж, известность и алчность — все, что прямо противоположно буддистским верованиям1. Он назвал себя Атманандой, а позднее дзен-мастером Рамой и наконец только Ра­мой, провозглашая, что был просветленным учителем во многих дру­гих жизнях. В языческих и неоязыческих культах лидеры объявляют себя носителями оккультного знания — ведьмами и колдунами. Дру­гие культы используют мешанину из религиозных учений. Некоторые культовые лидеры претендуют на то, что могут выступать в качестве

1 Ленц принял свервдозу валиума и был найден 13 апреля 1998 года утонув­шим в Коншенс-Бей у Лонг-Айленда с ошейником своей собаки на шее. Допол­нительную информацию см.: www.freedomoftnind.com/groups/rama/rama.htm


ассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

эманации существ из других измерений. Одна домохозяйка заявила, что в нее вселился 35 000-летний дух с континента Атлантида.

Многие культы — это сложные изобретения, подобные Фонду Че­ловеческого Понимания {Foundation for Human Understanding) Роя Ма-стерса. Бывший эстрадный гипнотизер и резчик алмазов, Рой Мас­тере создал национальное радиошоу под названием «Как сознание может поддерживать вас в хорошей форме» и продавал аудиозаписи, которые, но его утверждению, могли научить людей новой форме ме-/IIII.MII1II. Когда я Прослушал эти записи, мне стало ясно, что Мас­тере использовал мощные гипнотические методы в целях индоктри-нации слушателей. Позже он начал говорить своим последователям, что был безгрешным мессией, и проводил семинары, на которых ус­траивал сеансы изгнания нечистой силы, гипнотизируя людей и за­ставляя поверить, будто их тела покидают демоны.

Хотя большинство лидеров культа претендуют на принадлежность к «духовному» царству, мы можем увидеть их в истинном свете, когда обнаруживаем, какое большое внимание эти люди уделяют матери­альному миру: их роскошный образ жизни, недвижимость стоимостью в миллионы долларов, крупные деловые предприятия и так далее.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ

Эти группы часто легко определяются как диктатуры: жестокие, репрессивные режимы, исповедующие практику насильственной изо­ляции или уничтожения неугодных. Лидеры подобных режимов кон­тролируют прессу, не допускают свободных собраний и выборов, у них не работают механизмы по предотвращению злоупотреблений со стороны власти. Бывший Советский Союз являет собой типичный пример политического культа.

Другие политические культы включают террористические группы, члены которых убивают невинных граждан ради осуществления своего дела. В частности, подрывники-самоубийцы состоят, как правило, в этих экстремистских политических группах. Услышав об очередном теракте на Ближнем Востоке, когда человек взрывает себя на людной улице, мы удивляемся, зачем отдавать свою жизнь для того, чтобы убить других. Как легко могут объяснить мои исследования, само­убийство фанатика — это тоже результат деструктивного контроля со­знания.

В разное время я консультировал членов различных мелких поли­тических культов в Соединенных Штатах. Обычно эти малочислен­ные группы используют множество организаций прикрытия. Они


Глава 1. У нас проблема/ •+ 51

претендуют на борьбу за права человека и социальную справедливость, однако масштаб их действий настолько мал, что у них нет никакого шанса реально повлиять на климат в обществе. Одна женщина, с ко­торой я познакомился, присоединилась к агентству социальной служ­бы по предложению профессора колледжа. Ей не позволяли посещать свой дом почти семнадцать лет. Лидер группы утверждал, что был великим революционером. После смерти он оставил в наследство культ, сломавший жизни нескольким сотням людей, и небольшой за­пас винтовок и пистолетов.

ГРУППЫ МАССОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Тераписты, преступающие этические рамки, могут стать лидерами культов, когда вместо того, чтобы помочь пациенту вернуться к нор­мальной жизни, они ставят его в зависимость от себя. Они извлекают пользу из клиентов, изолируя их от друзей и семьи, заставляя переда­вать по доверенности банковские счета, удовлетворяя свои сексуаль­ные притязания. Терапевтические культы могут включать в себя от­дельного тераписта и его клиентов или группу терапистов, которые не только руководят семинарами и групповыми занятиями, но и покупа­ют земельные участки, где последователи культа могут жить сообща.

Часто тераписты, руководствуясь благими намерениями, могут навязывать пациентам свою систему ценностей с грубыми нарушения­ми этики. Например, некоторые тераписты полагают, что большая часть, если не все проблемы, с-которыми сталкивается взрослый че­ловек, вызваны сексуальным насилием, пережитым в детстве. На за­нятиях пациентов поощряют и могут просто уговорить поделиться воспоминаниями о сексуальном насилии в детстве или же о причаст­ности к сатанинскому культу, которого никогда в действительности не существовало. Некоторых уязвимых пациентов довели до увереннос­ти, что в детстве они подвергались насилию, и в результате этих «от­крытий» их семьи оказались разрушенными.

Эти тераписты явно не отвечают этическим стандартам, предъяв­ляемым к специалистам в области психического здоровья. Хотя ста­тистика по насилию в отношении детей скандально высока и ясно, что сексуальное насилие, пережитое в детстве, может пагубно ска­заться на личности в ходе взросления, нет никаких оснований для предположения, что подавляющее большинство взрослых проблем были вызваны именно им. С другой стороны, воспоминания о реаль­но пережитом в детстве насилии могут у некоторых людей подавлять­ся. Выяснение причастности своего пациента к подобному случаю


52 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ


Глава 1. У нас проблема! + 53



требует со стороны тераписта деликатности и умения, которые сходят на нет, если он уверен, что насилию подвергались все без исключения и что цель терапии состоит в том, чтобы вытащить из пациента при­знание1.

Лидеры тренинговых программ по массовой психотерапии могут даже не иметь научной степени по психологии или консультирова­нию. Однако они проводят симпозиумы и семинары, требуют от сво­их клиентов сотни, а иногда и тысячи долларов за обеспечение психо­логического «инсайта» и «просветления», обычно в обстановке конференц-зала какого-нибудь отеля. Такие группы используют мно­гие из основных методов контроля сознания, чтобы создать «пико­вый» опыт для участников. Это и неудивительно, коль скоро многие руководители подобных культообразных бизнесов когда-то имели от­ношение к другим контролирующим сознание группам.

1 Один из наиболее взрывоопасных споров в мире психотерапии фокусирует­ся на двух ошибочных точках зрения: лагерь так называемой «возвращенной памя­ти», включающий тех, кто верит, что большинство взрослых проблем — резуль­тат вытесненного в подсознание сексуального насилия, пережитого в детстве; и лагерь «ложной памяти», тех, кто уверен, что воспоминания вытеснить из созна­ния нельзя и поэтому любые заново раскрытые травмирующие воспоминания могут быть только внушенными терапистами. Оба ярлыка вводят в заблуждение. Не существует никакой признанной школы терапии «возвращенной памяти» (каждое воспоминание является «возвращенным», именно это и делает его воспомина­нием). Синдром «ложной памяти» также не признан специалистами по психи­ческому здоровью. Исследователи должны еще доказать в конгролируемьгх усло­виях, что воспоминания о травмирующих событиях, никогда не происходивших на самом деле, могут быть внушены объектам. Отдельные реальные случаи зас­тавляют предположить, что при определенных условиях некоторым людям мож­но внушить ложные убеждения, касающиеся прошлого. Многие бывшие члены культов сообщали мне, что у них возникли образы переживаний, никогда не имевших места. Один из результатов этого спора, вызывающих наибольшее бес­покойство, заключается в том, что он породил сильную антитерапевтическую отрицательную реакцию. Ответственные тераписты, помогавшие пациентам ис­целиться от последствий реального сексуального насилия, пережитого в детстве, столкнулись с нацеленными против них судебными исками. Наиболее широкий обзор этого жгучего спора см.: Brown, Scheflin & Hammond. Memory, Trauma Treatment and the Law. NY: W.W. Norton & Company, 1998. См. также: Brown, Scheflin & Whitfield. Recovered Memories: The Current Weight of the Evidence in Science and in the Courts // Journal of Psychiatry & Law, p. 5-156. 1999, Spring. Браун и Шефлин предполагают, что некоторые люди, возбуждающие судебные иски по поводу синдрома ложной памяти, могут страдать от псевдофактического расстрой­ства, которое характеризуется потребностью во внимании или одобрении со сто­роны врачей или терапистов (т. е. клиенты придумывают себе проблему или бо­лезнь — Прим. перев.). См.: Brown & Scheflin. The Interrelationship Between Factitious and Dissociative Disorders // Journal of Psychiatry & Law.


Некоторых клиентов заставляют путем манипуляций записываться на более дорогие, «продвинутые» курсы, где они глубоко запутыва­ются в сетях группы. Как только они связывают себя обязательствами с группой, им предписывают вербовать друзей, родственников и кол­лег или же полностью изолироваться от них, если они критически относятся к такой перспективе. Эти группы были причиной неисчис­лимых нервных расстройств, разрушенных браков и неудач в бизнесе, не говоря уже о некоторых документально подтвержденных самоубий­ствах и несчастных случаях со смертельным исходом. Люди, управля­ющие этими группами, нередко имеют сомнительное прошлое и чаще всего — никаких дипломов о высшем образовании.

Если на вас когда-нибудь начнут оказывать давление с целью заста­вить посетить проходящий во время уик-энда семинар стоимостью не­сколько сотен долларов, просите этого человека подробно описать, что именно там происходит. Если ответом будет: «Я не могу расска­зать» или «Я не хочу портить вам впечатление», то мой совет — гово­рите как можно более решительно: «Нет, благодарю вас!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: