Что такое консультирование о выходе

Большинство семей, члены которых оказались вовлеченными в культ, не хотят нарушать закон, насильственно похищая и удерживая своего взрослого сына или дочь. Они не хотят рисковать и окон­чательно отчуждать от себя близкого человека. В отличие от депро­граммирования, консультирование о выходе непринудительно и юри­дически законно. Когда оно проводится хорошо, то в ход идет профессиональное мастерство, а не сила.

Участие в консультировании всегда добровольное, то есть уважает­ся добрая воля личности. В 1980—90-е годы ему стало оказываться наибольшее предпочтение среди существующих методов избавления от культовой зависимости.

Консультирование о выходе1 — большой шаг вперед по сравнению с депрограммированием, но оно также узко сфокусировано на извле­чении члена культа из группы. Консультирование о выходе, подобно депрограммированию,— информационный подход, ориентирован­ный на содержание проблемы, а не на личность. Он, по существу, опирается на негативную информацию о культе, которую должен усвоить адепт.

Большинство консультантов в этой области — бывшие члены куль­тов, не имеющие вообще какой бы то ни было специальной подготов­ки. Возможность сделать что-либо помимо обеспечения информации о культах и принципах контроля сознания выходит за пределы их ком­петенции.

Как и в депрограммировании, консультант по выходу рассматри­вается как внешняя авторитетная фигура, которая призвана разре­шить проблему культа.

Проведя несколько сотен успешных консультаций, я являюсь обла­дателем степени магистра по психологическому консультированию, полученной в Кембридж-колледже в 1985 году и постоянно подтверж­даемой многочисленными переподготовками и супервизиями. Мето­ду консультирования о выходе я посвятил три главы своей первой книги, «Борьба против культового контроля сознания», вышедшей в

1 Некоторые консультанты по выходу теперь называют себя «консультантами по реформированию мышления».


114 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

1988 году1. Процесс начинается с подготовительной встречи консуль­танта с заинтересованной стороной — семьей и друзьями культиста. Они начинают прилагать совместные усилия для того, чтобы улуч­шить свои с ним отношения. Когда ожидается появление адепта в се­мейном доме, команда консультирования о выходе собирается и ждет поблизости. Цель состоит в том, чтобы заставить члена культа согла­ситься провести три дня с семьей, друзьями и командой консультан­тов, не вступая в контакт с культом.

Когда все идет гладко, с культистом минимум в течение трех дней беседуют консультанты, бывшие адепты культов, разного рода экс­перты, родственники и друзья. Ему демонстрируют видео- и аудиоза­писи, а также другие документы и материалы, раскрывающие смысл контроля сознания и других проблем, связанных с культом. Член куль­та может какое-то время побыть в одиночестве, предварительно вы­брав, когда следует сделать перерыв. Он сам контролирует, что об­суждается и с кем. Приветствуются вопросы с его стороны. Он может изменить свое мнение в любой момент, встать и уйти.

Но даже в случае успеха результаты этого процесса не всегда оказы­ваются удовлетворительными. Традиционное консультирование о вы­ходе слишком полагается на содержание и чересчур мало — на про­цесс. Этот метод не принимает во внимание проблемы данного человека и проблемы семьи, существовавшие до ее столкновения с культом и оставшиеся актуальными после. Он не имеет необходимого инструментария, чтобы иметь дело с текущими психологическими

1 Частичный перевод одной из глав опубликован: Хассен С. Консультирова­ние о выходе: Свобода без принуждения. Убеждения, лежащие в основе моего подхода (отрывки из книги «Борьба с культовым контролем сознания») // Жур­нал практического психолога. 2000. № 1—2.

В том же журнале опубликована обзорная полемическая статья об этом виде консультирования: Кларк Д., Джиамбалво К., Джиамбалво Н., Гарей К., Лангоу-ни М. Д. Консультирование о выходе: практический обзор // Журнал практи­ческого психолога. 2000. № 1-2. На русском языке была издана книга: Джиам­балво К. Консультирование о выходе: Семейное воздействие. Как помогать близ­ким, попавшим в деструктивный культ. Нижний Новгород, 1995.

С этическим кодексом консультантов по реформировании мышления можно ознакомиться в: Волков Е. Н. Консультирование жертв интенсивного манипули­рования психикой: основные принципы, особенности практики // Журнал прак­тического психолога. 1997. № 1.

Отдельные главы из первых изданий книг С. Хассена и К. Джиамбалво на русском языке и статью Е. Волкова можно найти в Интернете на сайте www.people.rmov.ru/volkov. (Прим. перев.)


Глава 3. Подход стратегического взаимодействия + 115

проблемами как у культиста, так и у любого представителя его семьи. Следовательно, весьма невелика возможность соотнести данный под­ход с потребностями клиента и добраться до решения подспудных про­блем. Следует учитывать и то, что консультирование о выходе может потерпеть неудачу из-за промахов консультанта — недостатка образо­вания, навыка, надлежащих ресурсов, неудачного выбора времени. Немногие люди понимают, что культовая индоктрина'т"ч навязы­вает новую культовую личность, подавляющую и контролирующую подлинную личность человека. Родственники и друзьядумают, что беседуют с человеком, которого хорошо знают, однако на самом деле их слова оказываются обращены к «культовой» личности. В боль­шинстве случаев консультирования о выходе и депрограммирования последняя «притапливается» под грузом разоблачений, но остается невредимой. Функцию контроля берет на себя докультовая личность, тогда как культовая личность не поглощается полностью новым пост­культовым «я» и не составляет с ним единое целое. Необходимы спе­циализированные знания и подготовка, чтобы эффективно содей­ствовать исцелению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: