Ошибочное представление №3

«ПОЧЕМУ Я ДОЛЖЕН ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ?

ОН ГОВОРИТ, ЧТО СЧАСТЛИВ!»

Члены культа Врат Небес по очереди записывали на видеомагнито­фон прощальные заявления, объяснявшие причину, по которой они решили покинуть свои «оболочки» и совершить самоубийство. Все они утверждали, что действуют по доброй воле и счастливы принять это радикальное решение.

Принимать за чистую монету убеждение культиста в том, что он «счастлив»,— значит принимать желаемое за действительное. В куль­те счастье нередко переоценивается как жертва или страдание. Счас­тье в группе Врата Небес определялось как преодоление «индивиду­альности» и «человечности», а самоубийство трактовалось как переход на следующий уровень существования. Проглатывание роковых пи­люль, запиваемых яблочным соком и водкой, и натягивание поли­этиленовых пакетов на головы рассматривалось как необходимая ста­дия метаморфозы. Культовая личность была «счастлива» умереть. Для членов Врат Небес отказ умирать считался подлинным самоубий­ством, поскольку означал отказ от перехода на более высокий уро­вень.

Но, как мы знаем, культовая идентичность создается изощренны­ми методами контроля сознания. Она не тождественна личности в целом. Тем, кого обманула культовая личность, можно предложить заглянуть за улыбающуюся маску. Помните, что культистов учат по­давлять отрицательные мысли и эмоции личного характера. Они на­тренированы говорить о своем участии в культе только положительно. Когда адепт заявляет, что «счастлив», за него говорит культовая лич­ность. Культовое «я» делает то, чему было обучено.

В свою бытность адептом культа я заявлял всем, что был счастли­вее, чем когда-либо ранее в моей жизни. Среди мунистов пребыва­ние рядом с Богом приносит «счастье», а Бог определяется как страда­ющий родитель. Следовательно, чем сильнее вы способны ощутить страдающее сердце и жертву Бога, тем счастливее вы будете. По этой логике, напоминающей сюжеты Дж. Оруэлла, счастье есть страда­ние. Как мунистов, нас учили подавлять все отрицательные чувства и мысли, так что мы обязаны были чувствовать себя счастливыми. Нам не разрешалось чувствовать себя как-то иначе. Если же иные чувства все-таки украдкой проникали нам в душу, нас наказывали и отправ­ляли на переподготовку.


158 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

Заявления культиста нельзя принимать без исследования более глу­боких вопросов. Тут приходит время для проверки реальности. Если у потенциальных членов команды имеются сомнения на том основа­нии, что член культа заверяет всех в том, что счастлив, необходимо предложить им задавать членам культа следующие дополнительные вопросы.

+ Что ты имеешь в виду, когда говоришь, что счастлив? + Если бы ты был несчастным, смог бы ты в этом признаться само­му себе? + Сказал бы ты нам о своем несчастье?

+ Что должно случиться с тобой, чтобы заставить почувствовать себя достаточно несчастным для добровольного ухода из группы?

Ошибочное представление № 4

«ОН - ВЗРОСЛЫЙ. МЫ НЕ ИМЕЕМ НИКАКОГО ПРАВА

ВМЕШИВАТЬСЯ»

Сопротивляться вмешательству в жизнь взрослых родственников или друзей — нормальное явление. В самом деле, закон утверждает, что, как только люди достигают совершеннолетия (обычно восемнад­цати лет, но в некоторых странах — двадцати одного года), они сами отвечают за свои действия. Однако культовый контроль сознания ос­лабляет способность человека к принятию зрелых решений. Члены се­мьи и друзья осознают, что что-то неправильно, особенно на началь­ной стадии вовлечения. Но они часто отступают, когда взрослый участник культа говорит: «Не указывайте, что мне делать. Я — взрос­лый человек. Не пытайтесь контролировать мою жизнь». Люди не понимают, что это — тактика, нацеленная на нейтрализацию возра­жений и стимулирующая пассивное принятие сложившегося положе­ния вещей. Культисты часто угрожают отказаться от любых контак­тов, если с ними не будут «обращаться как со взрослыми».

Тот факт, что человек достиг совершеннолетия, еще не означает, что он действует с присущей взрослому человеку ответственностью. Например, под гипнозом человека можно вернуть в детство. Он ду­мает, чувствует и действует как ребенок. Это становится его «реаль­ностью». Лидерам множества культов свойственно требовать от своих адептов, чтобы они стали подобными «детьми Бога». В самом деле, дтщ^ств^Ш1ЫЙ^пе^п^ьтшо1Й идауги^носги з^уюгючае^сяименно в обретении наивности. Преклонение ребенка перед фигурой родите­ля — это как раз то, что необходимо лидеру культа, стремящегося полностью контролировать ситуацию. Эксплуатируя миф о детской


Глава 5. Создание команды + 159

невинности, культовый контроль сознания подрывает нормальные ре­сурсы зрелого рассудка.

Если обеспокоенный друг или член семьи подвергает сомнению собственное право вмешиваться, напомните ему, что любовь дает пра: во быть заинтересованным лицом.- Если близкий человек находится во власти деструктивного контроля сознания, родственники и друзья имеют право и даже просто обязаны предпринять меры по пресечению этих процессов, дабы вернуть человеку способность думать независи­мо. Как только у члена культа появится возможность узнавать призна­ки контроля^ознания, подмечать характерные черты деструктивного культа и встречаться с бывшими адептами и экспертами, он будет в состоянии сделать свой выбор на основе адекватного владения инфор­мацией.

Ошибочное представление №5 «ОН ИМЕЕТ ПРАВО ВЕРИТЬ, ВО ЧТО ХОЧЕТ»

Если человек хочет верить, что Дэвид Кореш — Христос, это его право. Если люди хотят верить что Сан Мьюнг Мун и Хак Джа Хан — идеальные Истинные Родители, они имеют на это право. В свобод­ном обществе люди вольны верить во что угодно, однако это не озна­чает, что их не стоит ограждать от злоупотребления влиянием, за­ставляющего верить во что-то и мешающего переоценивать те или иные верования.

Как мы видели, осуществляемый культом контроль сознания создает впечатление, что адепты якобы следуют своей свободной воле, но это — лишь иллюзия выбора. Когда люди в контролируемом окружении подвергаются психосоциальному воздействию вроде груп­пового давления или модификации поведения, они оказываются объектами манипулирования и подвергаются индоктринации, навя­зывающей совершенно иные системы верований. Социальные психо­логи провели эксперименты, наглядно продемонстрировавшие, как вер ования человека мог ут чр езвычайно легко поддаваться влиянию при правильном подборе социальных обстоятельств. Поскольку мето­ды культового контроля сознания более изощренные и агрессивные, чем методы, примененные в этих исследованиях, культовая идеоло­гическая обработка начинает представляться еще более эффективной в плане подавления свободной воли человека.

Если человек настаивает, что свободно выбрал свои верования, особенно те, что противоречат прежним, он должен быть готов уча-


160 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

ствовать во всесторонней дискуссии с целью показать, что сам прини­мал решение, когда выбирал новые верования. Для любого челове­ка, рожденного в рамках определенной системы религиозных, поли­тических или каких-то иных верований, всегда приходит время взросления, когда становится необходимо бросить себе вызов и про­верить собственные предположения. Это нечто большее, чем одно­моментный процесс. Это должно произойти с каждым из нас, когда мы достигаем уровня ответственности, характерного для взрослого че­ловека.

Ошибочное представление М 6 «ОН СЛИШКОМ УМЕН, ЧТОБЫ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К КУЛЬТУ»

Это была реакция моей матери в 1974 году, когда я бросил кол­ледж, оставил работу, переоформил свой банковский счет на нужды культа и переехал в Центр Муна в Квинсе, штат Нью-Йорк. Мать пыталась примириться с тем, что ее сын, студент-отличник, вдруг оказался настолько глуп, что связался с культом и начал разделять такие вздорные верования. Она думала, что я быстро разберусь в этом самостоятельно. Хотел бы я, чтобы она была тогда права!

Многим людям трудно поверить, что яркие, талантливые люди — часто из хороших семей и с высшим образованием — могут попасть под контроль культа. Они не в состоянии понять, что культы предна­меренно вербуют «ценных» людей,— они буквально охотятся на ум­ных, неравнодушных, целеустремленных. Большинство культов не стремятся обременять себя невежественными людьми с серьезными эмоциональными или физическими проблемами. Им нужны адепты, которые будут упорно трудиться, обходясь минимумом сна или вовсе без такового. Большинство бывших культистов, с которыми я встре­чался, были исключительно яркими, способными и образованными людьми. Они демонстрировали живое воображение и творческий ра­зум. Они были способны сосредоточиваться и входить в глубокие состояния концентрации. Как правило, это идеалисты с хорошо раз­витым чувством социальной ответственности. Они с максимальной самоотдачей стремятся внести положительный вклад в жизнь челове­чества.

Культовые группы, применяющие контроль сознания, процвета­ют в той степени, в какой они могут вербовать таких интеллектуаль­ных, динамичных людей. Очень важно, чтобы все члены команды ПСВ понимали, что культы нацеливаются на этих людей как на


Глава 5. Создание команды + 161

объекты для вербовки. Чем более творческим сознанием обладает че­ловек, тем в большей мере оно поддается манипулированию. Дей­ствительно, у способных людей иногда возникают куда более изощ­ренные фантазии относительно группы и ее доктрины, нежели у самого лидера культа. Способный адепт обычно истолковывает систе-му веро ва ний группы цо^своему, руководствуясь собственными ин­дивидуальными фантазиями.

Ошибочное представление № 7

«ДОЛЖНО БЫТЬ, ОН СЛАБ ИЛИ ИЩЕТ ЛЕГКИХ ОТВЕТОВ.

ЕМУ НУЖЕН КТО-ТО, КТО БЫ РУКОВОДИЛ ЕГО ДЕЙСТВИЯМИ»

Это — очень широко распространенное, но ошибочное обобщение относительно культистов. Люди^часто^тараются npHflp^bCfljyreM, кто переживает трагедию, обвиняя жертву. Возложение вины на кого-либо дает людям ложное ощущение контроля над собственной жиз­нью, дистанцирует их от жертвы. Однако представление о том, что люди сознательно присоединяются к деструктивным культам, являет­ся, без сомнения, неверным. Большинств о людей поддаются вер-6p^KejLMOMeHj, Kor^ajojuiHaji6.pj^^g3j^Mbi и не понимают, какие силы привлекаются культом для осуществления своих намерений. Иногда культ манипулирует силами самого новичка. Например, иг­рая на моей повышенной уверенности в себе, мунисты сумели зама­нить меня на свой семинар и продержать там целых три дня.

Нет никаких сомнений, что у многих культистов имеется эмоцио­нальная предыстория и другие, самые разнообразные проблемы — они есть у каждого. Но сваливать вину за принадлежность к культу на самого человека — ошибка. Если друг или член семьи обвиняет ис­ключительно самого адепта, предложите поразмышлять о следующем. + Почему более 900 мужчин, женщин и детей последовали приказу

Джима Джонса и выпили лимонад с добавлением цианида? + Почему рядовые участники позволяли Дэвиду Корешу заниматься сексом с любой женщиной в группе (включая девочек), тогда как другим мужчинам вообще запрещалось вступать в интимную связь, даже с собственными женами? Почему большинство членов груп­пы сгорели заживо, но не сдались властям? + Почему семь мужчин из числа последователей Маршалла Эппл-

уайта кастрировали себя? + Почему члены Врат Небес приняли водку с пилюлями и позволили надеть себе на головы полиэтиленовые пакеты для удушения?

6 Зак. 4699


162 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

+ Почему Свидетели Иеговы готовы скорее допустить смерть своих приверженцев, чем позволить, чтобы им сделали переливание крови?

После двадцати с лишним лет работы с проблемами культовой практики я могу^атегрричеашзаяшить,дтр большинство адептов — отнюдь не «слабые» люди, ищущие того, кто бы указывал им, что делать. Я настоятельно рекомендую встретиться с как можно большим количеством бывших адептов и сделать выводы на основании соб­ственных наблюдений.

Ошибочное представление № 8 «ЕЙ ЛУЧШЕ БЫТЬ ТАМ, ГДЕ ОНА ЕСТЬ»

Иногда семья, друзья и даже психологи и психотерапевты склонны думать, что человеку лучше оставаться в группе, нежели возвращать­ся туда, где он был до вербовки. Заманчиво было бы согласиться с этим, особенно если человек прекратил злоупотреблять алкоголем или наркотиками, перестал подвергаться физическому или сексуаль­ному насилию,— хотя некоторые культы практикуют именно это.

Культ может временно облегчить переживание травмирующих вос­поминаний, но уча стие в нем не способствует устран ению проблем. Напротив, законную помощь оно подменяет преступными методами контроля сознания. Деструктивный контроль сознания сам по себе является формой психологического насилия. В руках лидера культа он оказывается разрушительным для психики человека. Стимулируя диссоциативное состояние и формируя доминирующую культовую личность, культовый контроль сознания подавляет ре^ш>ньге^гюб.ле-мы докультовой и подлинной личности. Проблемы с семьей и друзь­ями, бывшие у адепта в прошлом, используются для углубления раз­рыва, а не для его устранения. Когда люди покидают культ, все проблемы, с которыми они сталкивались до вербовки, вновь выходят на поверхность, отягчая последствия пребывания в деструктивном культе.

Если до попадания в культ жизнь человека была нездоровой, чре­ватой душевными травмами, то правильно организованный психоте­рапевтический процесс может направить их по пути исцеления, об­легчая:

+ позитивный рост и изменение положения в лучшую сторону; + формирование чувства собственного достоинства; + обучение доверию к себе и другим; + разработку лучших методов разрешения жизненных проблем.


Глава 5. Создание команды + 163

В руках профессионального психотерапевта с хорошей репутацией методы контроля сознания могут быть чрезвычайно эффективными при условии, что клиент неизменно сохраняет право на автономию. Это касается, например, эффективных программ, помогающих чело­веку преодолеть алкоголизм и наркоманию. Подобные объединения, должным образом структурированные, выступают гарантами здоро­вья и безопасности и являются примерами альтернативного примене­ния методов контроля сознания, так как поощряют клиентов: + думать самостоятельно;

+ руководствоваться собственными чувствами и потребностями; + осознавать себя органичной частью осмысленного сообщества (без

индоктринации).

Люди, без сомнения, имеют полное право управлять собственной жизнью. Я знаю бесчисленное множество бывших культистов, став­ших впоследствии преподавателями, адвокатами, докторами, про­граммистами, наконец, просто счастливыми родителями.

Ошибочное представление № 9 «ОН УЙДЕТ САМ, КОГДА БУДЕТ ГОТОВ»

Эта точка зрения основывается на предположении, что у члена культа есть возможность свободного выбора, что он может уйти по собственной воле. Ничего подобного! Могу сказать по собственному опыту: если бы у него был свободный выбор, он бы вскоре оставил группу. Как мы увидим дальше, один из жизненно ^важн ьгх этапо в подходастратегического взаимодействия заключается в устранении фобий, удерживающих к ультиста в заключении. В^шд^2делать_дсе, во зможное, чтобь! ускорить процесс возвращения к ре альности, так как чем дольше человек остается в гр уппе, тем больший ущерб нано­сится структуре его личности. Чем больше здоровых контактов адепт поддерживает с семьей, друзьями и людьми, не состоящими в куль­товых группах, тем больше шансов освободиться.

Бывшие члены культов часто говорят о боли, которую они испы­тывают в результате ущерба, нанесенного их духовной жизни и отно­шениям с близкими людьми. Они горько сожалеют об утрате бла­гоприятных возможностей, открывавшихся им в образовании и в карьере. Еще хуже, что они чувствуют себя виноватыми перед людь­ми, которых сами вербовали, их мучают угрызения совести за то, что


б*


164 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

они выманивали у людей деньги и вели себя преступно по отношению к окружающим. Чем больше времени они провели в группе, тем глубже сожаления, которые они испытывают в процессе ухода. Прак^ тика к ультов демонстрирует, что па ссивный, выжидате льный, осно- данный на невмешательстве подход им еет трагические последствия. Немногие изначально подозревали, что культ поклонников НЛО типа Врат Небес может завершиться массовым самоубийством.

Однако есть семьи, быстро осознавшие, что их родственник ока­зался во власти контроля сознания. Я впервые встретил Боба и Алису Мэдер на собрании Информационной службы по культам (Cult Information Service) в Нью-Джерси через год после смерти их дочери Гейл. Хотя Гейл разорвала контакт с ними, они делали неоднократ­ные и часто изобретательные попытки находить ее и общаться с нею. Мэдеры — хорошие люди и любящие родители. Даже потеряв дочь из-за Врат Небес, они посещают просветительские собрания по культам, появляются на телевидении и дают интервью в надежде, что могут предотвратить или облегчить страдания других родителей. Они обра­щаются ко всем с призывом: «Делайте все возможное, чтобы спасти близкого вам человека. Не расслабляйтесь, не будьте пассивными, ожидая, пока он уйдет сам».

Ошибочное представление № 10 «МЫ ПОТЕРЯЛИ НАДЕЖДУ»

Отказ от надежды — тупиковый путь, ставящий крест на возмож­ном разрешении проблемы. Если члены семьи и друзья уже больше не верят, что близкий им человек уйдет из группы, то, по крайней мере, они больше не будут чувствовать своей вины, покорившись судьбе. Некоторые люди в самом деле говорили мне, что горюют о своем близком так, точно он уже умер. В ответ на это я говорю: «Если человек еще дышит, значит, он жив!».

Отрицательные убеждения нередко превращаются в самореализую­щиеся пророчества. Люди приходят в уныние, когда думают, что ис­пробовали все: пытались говорить с человеком, и это ничего не дало; неудачно пытались спасти его, и т. д. Возможно, культист вступил в брак с членом своей группы и у них уже есть дети. Однако следует помнить, что полная безнадежность возникает лишь когда семьи про­ецируют негативное прошлое на настоящее и будущее.-Члены семьи думают, что больше ничего не могут сделать. Они чувствуют себя со­вершенно неспособными справиться с ситуацией.


Глава 5. Создание команды + 165

Семья и друзья должны найти способ обрести новую веру, и тогда их близкий неизбежно оставит культ. Надежда будет поддерживать нас и направлять ваши старания на всех этапах процесса спасения. Выстраив айте си стему поддержки и позаботьтесь о подключении дру­гих людей, которые успешно помогли своим близким после долго­срочного участия в культе.

Я встречал множество людей, покинувших деструктивные культы после десятилетий участия в них. Р^й Франц вышел из^ивдетелей Ие говы по с ле шестидесяти лет. Прежде чем отказываться от надеж­ды, я настоятельно рекомендую найти бывших адептов с большим стажем и поговорить с ними. Несмотря на имеющиеся у них много­численные проблемы, они всегда рады ощутить свободу после ухода. Пока член культа жив, есть основание для надежды.

Чтобы определить первый шаг, проанализируйте следующие факты.

+ Как давно вы говорили с вашим близким? + При каких обстоятельствах? + Применялишуш цеданаправл^^^

+ Была ли у вас информация о деструктивном контроле сознания? + Имелись ли у вас ресурсы, предоставленные бывшими членами

культа?

Даже если вы не знаете, где ваш друг или близкий живет сейчас, вы можете участвовать в работе ПСВ. Каждый человек в культе — чей-то родственник или друг. Ваше присутствие может оказаться кстати, оказывая положительное воздействие на жизнь других членов культа — людей из той же группы, что и ваш близкий, а также людей из других групп,— даже если вы потеряли контакт с вашим близким. Человек, которому вы помогаете сегодня, поможет вам позже, когда вы найдете своего близкого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: