double arrow

Ошибочное представление №3


«ПОЧЕМУ Я ДОЛЖЕН ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ?

ОН ГОВОРИТ, ЧТО СЧАСТЛИВ!»

Члены культа Врат Небес по очереди записывали на видеомагнито­фон прощальные заявления, объяснявшие причину, по которой они решили покинуть свои «оболочки» и совершить самоубийство. Все они утверждали, что действуют по доброй воле и счастливы принять это радикальное решение.

Принимать за чистую монету убеждение культиста в том, что он «счастлив»,— значит принимать желаемое за действительное. В куль­те счастье нередко переоценивается как жертва или страдание. Счас­тье в группе Врата Небес определялось как преодоление «индивиду­альности» и «человечности», а самоубийство трактовалось как переход на следующий уровень существования. Проглатывание роковых пи­люль, запиваемых яблочным соком и водкой, и натягивание поли­этиленовых пакетов на головы рассматривалось как необходимая ста­дия метаморфозы. Культовая личность была «счастлива» умереть. Для членов Врат Небес отказ умирать считался подлинным самоубий­ством, поскольку означал отказ от перехода на более высокий уро­вень.

Но, как мы знаем, культовая идентичность создается изощренны­ми методами контроля сознания. Она не тождественна личности в целом. Тем, кого обманула культовая личность, можно предложить заглянуть за улыбающуюся маску. Помните, что культистов учат по­давлять отрицательные мысли и эмоции личного характера. Они на­тренированы говорить о своем участии в культе только положительно. Когда адепт заявляет, что «счастлив», за него говорит культовая лич­ность. Культовое «я» делает то, чему было обучено.

В свою бытность адептом культа я заявлял всем, что был счастли­вее, чем когда-либо ранее в моей жизни. Среди мунистов пребыва­ние рядом с Богом приносит «счастье», а Бог определяется как страда­ющий родитель. Следовательно, чем сильнее вы способны ощутить страдающее сердце и жертву Бога, тем счастливее вы будете. По этой логике, напоминающей сюжеты Дж. Оруэлла, счастье есть страда­ние. Как мунистов, нас учили подавлять все отрицательные чувства и мысли, так что мы обязаны были чувствовать себя счастливыми. Нам не разрешалось чувствовать себя как-то иначе. Если же иные чувства все-таки украдкой проникали нам в душу, нас наказывали и отправ­ляли на переподготовку.


158 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

Заявления культиста нельзя принимать без исследования более глу­боких вопросов. Тут приходит время для проверки реальности. Если у потенциальных членов команды имеются сомнения на том основа­нии, что член культа заверяет всех в том, что счастлив, необходимо предложить им задавать членам культа следующие дополнительные вопросы.

+ Что ты имеешь в виду, когда говоришь, что счастлив? + Если бы ты был несчастным, смог бы ты в этом признаться само­му себе? + Сказал бы ты нам о своем несчастье?

+ Что должно случиться с тобой, чтобы заставить почувствовать себя достаточно несчастным для добровольного ухода из группы?

Ошибочное представление № 4

«ОН - ВЗРОСЛЫЙ. МЫ НЕ ИМЕЕМ НИКАКОГО ПРАВА

ВМЕШИВАТЬСЯ»

Сопротивляться вмешательству в жизнь взрослых родственников или друзей — нормальное явление. В самом деле, закон утверждает, что, как только люди достигают совершеннолетия (обычно восемнад­цати лет, но в некоторых странах — двадцати одного года), они сами отвечают за свои действия. Однако культовый контроль сознания ос­лабляет способность человека к принятию зрелых решений. Члены се­мьи и друзья осознают, что что-то неправильно, особенно на началь­ной стадии вовлечения. Но они часто отступают, когда взрослый участник культа говорит: «Не указывайте, что мне делать. Я — взрос­лый человек. Не пытайтесь контролировать мою жизнь». Люди не понимают, что это — тактика, нацеленная на нейтрализацию возра­жений и стимулирующая пассивное принятие сложившегося положе­ния вещей. Культисты часто угрожают отказаться от любых контак­тов, если с ними не будут «обращаться как со взрослыми».

Тот факт, что человек достиг совершеннолетия, еще не означает, что он действует с присущей взрослому человеку ответственностью. Например, под гипнозом человека можно вернуть в детство. Он ду­мает, чувствует и действует как ребенок. Это становится его «реаль­ностью». Лидерам множества культов свойственно требовать от своих адептов, чтобы они стали подобными «детьми Бога». В самом деле, дтщ^ств^Ш1ЫЙ^пе^п^ьтшо1Й идауги^носги з^уюгючае^сяименно в обретении наивности. Преклонение ребенка перед фигурой родите­ля — это как раз то, что необходимо лидеру культа, стремящегося полностью контролировать ситуацию. Эксплуатируя миф о детской


Глава 5. Создание команды + 159

невинности, культовый контроль сознания подрывает нормальные ре­сурсы зрелого рассудка.

Если обеспокоенный друг или член семьи подвергает сомнению собственное право вмешиваться, напомните ему, что любовь дает пра: во быть заинтересованным лицом.- Если близкий человек находится во власти деструктивного контроля сознания, родственники и друзья имеют право и даже просто обязаны предпринять меры по пресечению этих процессов, дабы вернуть человеку способность думать независи­мо. Как только у члена культа появится возможность узнавать призна­ки контроля^ознания, подмечать характерные черты деструктивного культа и встречаться с бывшими адептами и экспертами, он будет в состоянии сделать свой выбор на основе адекватного владения инфор­мацией.

Ошибочное представление №5 «ОН ИМЕЕТ ПРАВО ВЕРИТЬ, ВО ЧТО ХОЧЕТ»

Если человек хочет верить, что Дэвид Кореш — Христос, это его право. Если люди хотят верить что Сан Мьюнг Мун и Хак Джа Хан — идеальные Истинные Родители, они имеют на это право. В свобод­ном обществе люди вольны верить во что угодно, однако это не озна­чает, что их не стоит ограждать от злоупотребления влиянием, за­ставляющего верить во что-то и мешающего переоценивать те или иные верования.

Как мы видели, осуществляемый культом контроль сознания создает впечатление, что адепты якобы следуют своей свободной воле, но это — лишь иллюзия выбора. Когда люди в контролируемом окружении подвергаются психосоциальному воздействию вроде груп­пового давления или модификации поведения, они оказываются объектами манипулирования и подвергаются индоктринации, навя­зывающей совершенно иные системы верований. Социальные психо­логи провели эксперименты, наглядно продемонстрировавшие, как верования человека могут чрезвычайно легко поддаваться влиянию при правильном подборе социальных обстоятельств. Поскольку мето­ды культового контроля сознания более изощренные и агрессивные, чем методы, примененные в этих исследованиях, культовая идеоло­гическая обработка начинает представляться еще более эффективной в плане подавления свободной воли человека.

Если человек настаивает, что свободно выбрал свои верования, особенно те, что противоречат прежним, он должен быть готов уча-


160 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

ствовать во всесторонней дискуссии с целью показать, что сам прини­мал решение, когда выбирал новые верования. Для любого челове­ка, рожденного в рамках определенной системы религиозных, поли­тических или каких-то иных верований, всегда приходит время взросления, когда становится необходимо бросить себе вызов и про­верить собственные предположения. Это нечто большее, чем одно­моментный процесс. Это должно произойти с каждым из нас, когда мы достигаем уровня ответственности, характерного для взрослого че­ловека.

Ошибочное представление М 6 «ОН СЛИШКОМ УМЕН, ЧТОБЫ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К КУЛЬТУ»

Это была реакция моей матери в 1974 году, когда я бросил кол­ледж, оставил работу, переоформил свой банковский счет на нужды культа и переехал в Центр Муна в Квинсе, штат Нью-Йорк. Мать пыталась примириться с тем, что ее сын, студент-отличник, вдруг оказался настолько глуп, что связался с культом и начал разделять такие вздорные верования. Она думала, что я быстро разберусь в этом самостоятельно. Хотел бы я, чтобы она была тогда права!

Многим людям трудно поверить, что яркие, талантливые люди — часто из хороших семей и с высшим образованием — могут попасть под контроль культа. Они не в состоянии понять, что культы предна­меренно вербуют «ценных» людей,— они буквально охотятся на ум­ных, неравнодушных, целеустремленных. Большинство культов не стремятся обременять себя невежественными людьми с серьезными эмоциональными или физическими проблемами. Им нужны адепты, которые будут упорно трудиться, обходясь минимумом сна или вовсе без такового. Большинство бывших культистов, с которыми я встре­чался, были исключительно яркими, способными и образованными людьми. Они демонстрировали живое воображение и творческий ра­зум. Они были способны сосредоточиваться и входить в глубокие состояния концентрации. Как правило, это идеалисты с хорошо раз­витым чувством социальной ответственности. Они с максимальной самоотдачей стремятся внести положительный вклад в жизнь челове­чества.

Культовые группы, применяющие контроль сознания, процвета­ют в той степени, в какой они могут вербовать таких интеллектуаль­ных, динамичных людей. Очень важно, чтобы все члены команды ПСВ понимали, что культы нацеливаются на этих людей как на


Глава 5. Создание команды + 161

объекты для вербовки. Чем более творческим сознанием обладает че­ловек, тем в большей мере оно поддается манипулированию. Дей­ствительно, у способных людей иногда возникают куда более изощ­ренные фантазии относительно группы и ее доктрины, нежели у самого лидера культа. Способный адепт обычно истолковывает систе-му верований группы цо^своему, руководствуясь собственными ин­дивидуальными фантазиями.

Ошибочное представление № 7

«ДОЛЖНО БЫТЬ, ОН СЛАБ ИЛИ ИЩЕТ ЛЕГКИХ ОТВЕТОВ.

ЕМУ НУЖЕН КТО-ТО, КТО БЫ РУКОВОДИЛ ЕГО ДЕЙСТВИЯМИ»

Это — очень широко распространенное, но ошибочное обобщение относительно культистов. Люди^часто^тараются npHflp^bCfljyreM, кто переживает трагедию, обвиняя жертву. Возложение вины на кого-либо дает людям ложное ощущение контроля над собственной жиз­нью, дистанцирует их от жертвы. Однако представление о том, что люди сознательно присоединяются к деструктивным культам, являет­ся, без сомнения, неверным. Большинство людей поддаются вер-6p^KejLMOMeHj, Kor^ajojuiHaji6.pj^^g3j^Mbi и не понимают, какие силы привлекаются культом для осуществления своих намерений. Иногда культ манипулирует силами самого новичка. Например, иг­рая на моей повышенной уверенности в себе, мунисты сумели зама­нить меня на свой семинар и продержать там целых три дня.

Нет никаких сомнений, что у многих культистов имеется эмоцио­нальная предыстория и другие, самые разнообразные проблемы — они есть у каждого. Но сваливать вину за принадлежность к культу на самого человека — ошибка. Если друг или член семьи обвиняет ис­ключительно самого адепта, предложите поразмышлять о следующем. + Почему более 900 мужчин, женщин и детей последовали приказу

Джима Джонса и выпили лимонад с добавлением цианида? + Почему рядовые участники позволяли Дэвиду Корешу заниматься сексом с любой женщиной в группе (включая девочек), тогда как другим мужчинам вообще запрещалось вступать в интимную связь, даже с собственными женами? Почему большинство членов груп­пы сгорели заживо, но не сдались властям? + Почему семь мужчин из числа последователей Маршалла Эппл-

уайта кастрировали себя? + Почему члены Врат Небес приняли водку с пилюлями и позволили надеть себе на головы полиэтиленовые пакеты для удушения?

6 Зак. 4699


162+ Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

+ Почему Свидетели Иеговы готовы скорее допустить смерть своих приверженцев, чем позволить, чтобы им сделали переливание крови?

После двадцати с лишним лет работы с проблемами культовой практики я могу^атегрричеашзаяшить,дтр большинство адептов — отнюдь не «слабые» люди, ищущие того, кто бы указывал им, что делать. Я настоятельно рекомендую встретиться с как можно большим количеством бывших адептов и сделать выводы на основании соб­ственных наблюдений.

Ошибочное представление № 8 «ЕЙ ЛУЧШЕ БЫТЬ ТАМ, ГДЕ ОНА ЕСТЬ»

Иногда семья, друзья и даже психологи и психотерапевты склонны думать, что человеку лучше оставаться в группе, нежели возвращать­ся туда, где он был до вербовки. Заманчиво было бы согласиться с этим, особенно если человек прекратил злоупотреблять алкоголем или наркотиками, перестал подвергаться физическому или сексуаль­ному насилию,— хотя некоторые культы практикуют именно это.

Культ может временно облегчить переживание травмирующих вос­поминаний, но участие в нем не способствует устранению проблем. Напротив, законную помощь оно подменяет преступными методами контроля сознания. Деструктивный контроль сознания сам по себе является формой психологического насилия. В руках лидера культа он оказывается разрушительным для психики человека. Стимулируя диссоциативное состояние и формируя доминирующую культовую личность, культовый контроль сознания подавляет ре^ш>ньге^гюб.ле-мы докультовой и подлинной личности. Проблемы с семьей и друзь­ями, бывшие у адепта в прошлом, используются для углубления раз­рыва, а не для его устранения. Когда люди покидают культ, все проблемы, с которыми они сталкивались до вербовки, вновь выходят на поверхность, отягчая последствия пребывания в деструктивном культе.

Если до попадания в культ жизнь человека была нездоровой, чре­ватой душевными травмами, то правильно организованный психоте­рапевтический процесс может направить их по пути исцеления, об­легчая:

+ позитивный рост и изменение положения в лучшую сторону; + формирование чувства собственного достоинства; + обучение доверию к себе и другим; + разработку лучших методов разрешения жизненных проблем.


Глава 5. Создание команды + 163

В руках профессионального психотерапевта с хорошей репутацией методы контроля сознания могут быть чрезвычайно эффективными при условии, что клиент неизменно сохраняет право на автономию. Это касается, например, эффективных программ, помогающих чело­веку преодолеть алкоголизм и наркоманию. Подобные объединения, должным образом структурированные, выступают гарантами здоро­вья и безопасности и являются примерами альтернативного примене­ния методов контроля сознания, так как поощряют клиентов: + думать самостоятельно;

+ руководствоваться собственными чувствами и потребностями; + осознавать себя органичной частью осмысленного сообщества (без

индоктринации).

Люди, без сомнения, имеют полное право управлять собственной жизнью. Я знаю бесчисленное множество бывших культистов, став­ших впоследствии преподавателями, адвокатами, докторами, про­граммистами, наконец, просто счастливыми родителями.

Ошибочное представление № 9 «ОН УЙДЕТ САМ, КОГДА БУДЕТ ГОТОВ»

Эта точка зрения основывается на предположении, что у члена культа есть возможность свободного выбора, что он может уйти по собственной воле. Ничего подобного! Могу сказать по собственному опыту: если бы у него был свободный выбор, он бы вскоре оставил группу. Как мы увидим дальше, один из жизненно^важньгх этапов подходастратегического взаимодействия заключается в устранении фобий, удерживающих культиста в заключении. В^шд^2делать_дсе, возможное, чтобь! ускорить процесс возвращения к реальности, так как чем дольше человек остается в группе, тем больший ущерб нано­сится структуре его личности. Чем больше здоровых контактов адепт поддерживает с семьей, друзьями и людьми, не состоящими в куль­товых группах, тем больше шансов освободиться.

Бывшие члены культов часто говорят о боли, которую они испы­тывают в результате ущерба, нанесенного их духовной жизни и отно­шениям с близкими людьми. Они горько сожалеют об утрате бла­гоприятных возможностей, открывавшихся им в образовании и в карьере. Еще хуже, что они чувствуют себя виноватыми перед людь­ми, которых сами вербовали, их мучают угрызения совести за то, что


б*


164+ Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

они выманивали у людей деньги и вели себя преступно по отношению к окружающим. Чем больше времени они провели в группе, тем глубже сожаления, которые они испытывают в процессе ухода. Прак^ тика культов демонстрирует, что пассивный, выжидательный, осно-данный на невмешательстве подход имеет трагические последствия. Немногие изначально подозревали, что культ поклонников НЛО типа Врат Небес может завершиться массовым самоубийством.

Однако есть семьи, быстро осознавшие, что их родственник ока­зался во власти контроля сознания. Я впервые встретил Боба и Алису Мэдер на собрании Информационной службы по культам (Cult Information Service) в Нью-Джерси через год после смерти их дочери Гейл. Хотя Гейл разорвала контакт с ними, они делали неоднократ­ные и часто изобретательные попытки находить ее и общаться с нею. Мэдеры — хорошие люди и любящие родители. Даже потеряв дочь из-за Врат Небес, они посещают просветительские собрания по культам, появляются на телевидении и дают интервью в надежде, что могут предотвратить или облегчить страдания других родителей. Они обра­щаются ко всем с призывом: «Делайте все возможное, чтобы спасти близкого вам человека. Не расслабляйтесь, не будьте пассивными, ожидая, пока он уйдет сам».

Ошибочное представление № 10 «МЫ ПОТЕРЯЛИ НАДЕЖДУ»

Отказ от надежды — тупиковый путь, ставящий крест на возмож­ном разрешении проблемы. Если члены семьи и друзья уже больше не верят, что близкий им человек уйдет из группы, то, по крайней мере, они больше не будут чувствовать своей вины, покорившись судьбе. Некоторые люди в самом деле говорили мне, что горюют о своем близком так, точно он уже умер. В ответ на это я говорю: «Если человек еще дышит, значит, он жив!».

Отрицательные убеждения нередко превращаются в самореализую­щиеся пророчества. Люди приходят в уныние, когда думают, что ис­пробовали все: пытались говорить с человеком, и это ничего не дало; неудачно пытались спасти его, и т. д. Возможно, культист вступил в брак с членом своей группы и у них уже есть дети. Однако следует помнить, что полная безнадежность возникает лишь когда семьи про­ецируют негативное прошлое на настоящее и будущее.-Члены семьи думают, что больше ничего не могут сделать. Они чувствуют себя со­вершенно неспособными справиться с ситуацией.


Глава 5. Создание команды + 165

Семья и друзья должны найти способ обрести новую веру, и тогда их близкий неизбежно оставит культ. Надежда будет поддерживать нас и направлять ваши старания на всех этапах процесса спасения. Выстраивайте систему поддержки и позаботьтесь о подключении дру­гих людей, которые успешно помогли своим близким после долго­срочного участия в культе.

Я встречал множество людей, покинувших деструктивные культы после десятилетий участия в них. Р^й Франц вышел из^ивдетелей Иеговы после шестидесяти лет. Прежде чем отказываться от надеж­ды, я настоятельно рекомендую найти бывших адептов с большим стажем и поговорить с ними. Несмотря на имеющиеся у них много­численные проблемы, они всегда рады ощутить свободу после ухода. Пока член культа жив, есть основание для надежды.

Чтобы определить первый шаг, проанализируйте следующие факты.

+ Как давно вы говорили с вашим близким? + При каких обстоятельствах? + Применялишуш цеданаправл^^^

+ Была ли у вас информация о деструктивном контроле сознания? + Имелись ли у вас ресурсы, предоставленные бывшими членами

культа?

Даже если вы не знаете, где ваш друг или близкий живет сейчас, вы можете участвовать в работе ПСВ. Каждый человек в культе — чей-то родственник или друг. Ваше присутствие может оказаться кстати, оказывая положительное воздействие на жизнь других членов культа — людей из той же группы, что и ваш близкий, а также людей из других групп,— даже если вы потеряли контакт с вашим близким. Человек, которому вы помогаете сегодня, поможет вам позже, когда вы найдете своего близкого.


Сейчас читают про: