double arrow

Образование

Без сомнения, некоторые образовательные системы предназна­чены скорее для индоктринации, чем для обучения. Они требуют конформизма и повиновения. На их фоне существуют другие образо­вательные системы, поощряющие самостоятельное мышление уча­щихся, творческий подход к делу, уважение к себе и другим. Образо­вательные системы, манипулирующие чувствами страха и вины,— в том числе и те, что сосредоточиваются на воспитании конкуренции и конформизма,— порождают готовых кандидатов в деструктивные культы. Учащихся следует обучать навыкам критического мышления и поощрять их стремление противостоять слепому конформизму. Об­разование должно также развивать умение учащихся думать с различ­ных точек зрения в целях более глубокого понимания жизни.

Армия

Армия — пример жестко структурированной пирамидообразной организации. Здесь главенствует строгий иерархический принцип.


156 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

Солдатам присваиваются номера, предписывается ношение унифор­мы и определенной прически, их учат особым способам речи, ходь­бы, маршировки и борьбы.

Специфика военной карьеры заключается в большей ограниченно­сти личного выбора по сравнению с обществом в целом. В ходе об­учения в лагерях для новобранцев, особенно в морской пехоте, в SEAL1 и других специальных видах вооруженных сил, использование методов контроля сознания считается необходимым для создания лич­ности элитного солдата2.

Но в противоположность деструктивным культам, военные при­знаны и ценятся обществом. При демократии военачальники несут ответственность перед другими ветвями власти, в не меньшей, если не в большей степени руководствуясь этическим кодексом и принци­пами внутриструктурной взаимозависимости и взаимоограничения. Люди становятся военными на заранее оговоренный период времени, за что получают зарплату и социальные привилегии. В идеале воен­ные не применяют обман при вербовке. Становясь военными, люди, как правило, знают, что их ожидает. Солдат поощряют поддерживать контакт с семьями и друзьями, им ежегодно предоставляется отпуск­ное время.

Когда люди выдерживают суровую подготовку в медицинских, юридических, военных учебных заведениях или в семинариях, они делают сознательный выбор, стремясь стать врачами, адвокатами, солдатами или священниками.

Это обучение повышает чувство их самоидентичности, предлагает знание и навыки и предоставляет множество преимуществ. Когда же человека обманом вербуют в деструктивный культ, лидеры немедлен­но начинают процесс разрушения и перепрограммирования подлин­ной идентичности человека с целью дальнейшего отказа от нее. Чело­век утрачивает свободную волю. Он не получает никаких личных преимуществ. В его распоряжении нет узаконенного способа уйти с честью.

1 SEAL — буквально «тюлень», обозначение диверсионно-разведывательных
спецотрядов американских ВМС. {Прим. перев.)

2 Это тот пункт, в котором я не согласен с Маргарет Сингер и другими.
Согласно моей модели, военные применяют многие компоненты контроля со­
знания. Чего военные не делают, так это не обманывают рекрутов (некоторые
ветераны спорили со мной об этом и говорили, что их вербовщик им лгал).
Структурная взаимозависимость и взаимоограничение, действующие в военной
среде, обеспечивают определенную защиту подлинного «я» человека.


Глава 5. Создание команды + 157


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: