Ядро команды обычно состоит из ближайших членов семьи и близких друзей. Семья может быть как целой, так и разведенной или смешанной, да и культист может вовсе не поддерживать контакта с биологическими родителями. Люди из разбитых семей иногда беспокоятся, что, вступая в контакт с кем-нибудь из своих родственников, они откроют старые раны. Но roЈbjLpaj5ojMJ]PKa^^H[мне, что таены семьи обычно находят способ преод олеть про шлые разногласия, сосредоточившись на потребностях попавшего в беду близкого человека. Я видел семьи, разделенные разводом,— матерей и отцов, не сказавших за десять лет друг другу вежливого слова,— приходящими вместе, сидящими в одной комнате, помогающими друг другу, слушающими друг друга и работающими ради общей цели.
В любом случае следует использовать как можно больше ресурсов, находящихся в распоряжении семьи. Затем можно добавить к составленному списку:
+ Друзей и родственников, общение с которыми значимо для адепта. + Людей, с которыми он был тесно связан в докультовый период. + Другие семьи с аналогичными проблемами. -4- Бывших членов группы, в которую входит близкий вам человек,
|
|
и других культов. 4- Всех, для кого он небезразличен и кому вы можете доверять.
Я обнаружил, что р абота по бор ьбе с культами сплачивает л юдей и з
раздичш^хвдшмьн с разнообразными ре-
лигиозными и политическими взглядами. В одной из команд ПСВ у меня был автомобильный механик с очень приземленными и практичными взглядами, работавший рядом с профессором философии, мыслившим на языке абстрактных идей и концепций. Я видел ортодоксального,еврея? еващедьскрго христианина, атеиста, агностика, гуманиста, мусульманина, буддиста, бабушек и дедушек, маленьких детей, полицейских, терапистов, политических деятелей и сотрудников масс-медиа — людей со всех континентов, сотрудничающих и помогающих друг другу.
КРИТЕРИИ ОТБОРА ЧЛЕНОВ КОМАНДЫ
Ближайшим членам семьи и друзьям потребуется принять pejnejnie по_гюводу_каждог о человека, который_мог бы внести эф фективный в клад в общее дело. Потенциальные члены команды до лжны заслу-
Глава 5. Создание команды + 167
1,11 па гь доверия и быть согласны не разглашать тайну_ вашей работы, пока близкий вам человек связан с культом. Они должны быть готовы примять на себя обязательство помочь культисту. У них должна быть высокая степе нь взаимопонимания и доверия в отношениях с адептом и между собой jimi же готовность добиться ее.
Члены команды должны руководствоваться не личными интере-оами, а любовью и заботой о культисте. Люди, проявляющие подлинный интерес к вашему близкому,— например, сестра, желающая помочь брату встать на ноги,— будут наиболее искренними и эффективными членами команды. Люди, сосредоточивающие внимание на собственных потребностях,— например, подруга, желающая вернуть иозлюбленного по эгоистическим мотивам, или люди, которым претит родство с культистом,— будут не только менее эффективными, но могут даже осложнить процесс спасения. Вам следует встретиться с такими людьми лицом к лицу и дать им представление о важности заботы о благополучии адепта в процессе стратегического взаимодействия. В команду должны входить только те, кто готов ставить на первое место потребности другого.
|
|
Хотя даже два члена команды будут расходиться во мнении относительно участия человека в культе, общие схемы положительного и отрицательного мышления станут налицо, как только начнется процесс создания команды. Позиции некоторых людей приблизят вас к достижению цели, тогда как другие будут работать против ваших усилий.
ПОДХОД К ПОТЕНЦИАЛЬНЫМ ЧЛЕНАМ КОМАНДЫ
Самый подходящий для этой роли член семьи должен провести бе
седу с каждым потенциальным членом команды, прежде чем пригла
шать присоединиться к работе по спасению культиста. Иногда этим
«парламентером» оказывается один из родителей, иногда брат или се
стра — словом, те, кто способен добиться наилучших результатов.
Проводите беседу осторожно, шаг за шагом, начиная с краткого
выражения обеспокоенности судьбой близкого человека: «Меня бес
покоит Джон. Что ты об этом думаешь?». Не стоит поспешно обруши
вать на голову потенциальному союзнику свои опасения. Выслушай
те, что скажет этот человек. Если он покажется в какой-то степени
заинтересованным, прглгюс^терохращ «Ты
готов пообещать, что остальная часть беседы останется между нами? Особенно я не хотел бы, чтобы что-то было передано Джону (т. е. культисту) или любому другому человеку, способному подорвать наши усилия. Если ты думаешь, что у тебя возникнет потребность с кем-то
168 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ
поговорить, то, пожалуйста, сначала свяжись со мной для консультации».
Обычная ошибка состоит в том, ч то челов ека ошеломляют инфор-мацией: «Мы думаем, что Джон находится в культовой группе. Не согласился бы ты подробнее вникнуть в ситуацию и подготовиться к разговору с кем-нибудь, кто лучше осведомлен?». Этот подход может отпугнуть некоторых людей. Он также может заставить их среагировать слишком остро и войти в контакт с культистом. Это^южет непреднамеренно 3araaTbjiejiOBeKa еще^глубже под защиту культовой группы, вызыва я недовери е к семье. Каждого члена команды необ-хсщмо^р^ду11редить, что, если адеп т узнает об усилиях семьи, культ.гютрат ит больше времени на его шздокт ринащца
Чтобы помочь людям подготовиться и обдумать все заранее, можно задать, например, такой вопрос: «Если Джон спросит, поддерживаешь ли ты с нами связь, как ты думаешь, что бы ты сказал?» Затем прорепетируйтес этим человеком вероятную реакцию: «Да, я кратко говорил с ними по телефону. Они интересовались, нет ли у меня известий от тебя. Они выражали свою любовь к тебе». Этот ответ лучше, чем отрицание факта телефонного разговора, которое было бы нечестным. Вы не должны говорить ничего, что могло бы ухудшить ситуацию.
Не исключайте важные ресурсы только потому, что человек занят или кажется равнодушным. Разыщите прежних друзей близкого вам человека, даже если они годами не разговаривали. Если друг теперь отдалился от адепта, но раньше имел с ним хорошие отношения, команда должна дать ему представление о деструктивном контроле сознания. Напомните ему, что трещину между ним и другом создала именно культовая личность человека, а не его подлинное «я». Я имел дело с несколькими случаями, где старый друг с большим стажем был готов учиться и навещать попавшего в культовую группу, гостя у него целыми днями и демонстрируя таким образом «непредубежденность» и преданность дружбе. Такие люди могут быть чрезвычайно эффективны, если знают, что делают, и работают как члены команды.
|
|
При оценке потенциальных членов команды следует иметь в виду следующие важные проблемы. + Кому доверяет член культа? + К кому он испытывает наибольшее уважение? 4- Кто лучше всего общается? + Кто самый близкий по возрасту и интересам?
Не каждый потенциальный член команды, к которому вы подойдете, согласится помогать. Если человек говорит: «Я чувствую, что
Глава 5. Создание команды + 169
не знаю, кому больше предан» или «Я ничего не хочу делать или говорить за его спиной»,— вы должны уважать его точку зрения. Вы можете ответить: «Мы понимаем. Подумай об этом. Если когда-нибудь ты изменишь свое мнение и захочешь поговорить, пожалуйста, позвони». Даже когда человек явно не склонен брать на себя обязательства, остальная часть беседы должна быть потрачена на сбор информации и установление взаимопонимания и доверия. Например, вы могли бы спросить:
+ «Что тебе известно о причастности близкого нам человека к культовой группе?» + «Что тебя особенно тревожит?» + «О чем ты пытался говорить?» + «Я восхищаюсь вашей дружбой. Я рад, что вы поддерживаете эту
связь». + «Пожалуйста, не прерывай контакта с нами. Мы действительно хотим помочь ему. Ты — связующее звено в этом».
С другой стороны, если человек говорит: «О, он действительно изменился, и меня это расстраивает» или «Я слышал все эти ужасные вещи о группе»,— тогда можно двигаться на следующий уровень. Коль скоро друг, родственник или сотрудник взял на себя обязательство, вы можете начинать процесс предоставления ему информации о культе и методах контроля сознания. Ваша следующая цель будет заключаться в оказании членам команды помощи в самообразовании и дальнейшем рассмотрении всех проблем под тем углом зрения, как это сделали вы, чтобы подготовить их взаимодействовать с членом культа сбалансированным, информированным образом.
|
|