Британские эмпирики:
1. Джорис Беркли. Был одним из самых радикальных эмпириков. Утверждал: «Реально лишь только то, что я воспринимаю и именно в данный момент». Единственная реальность, существование которой мы не можем подвернуть сомнению – это мое личное Я, все остальное может быть сомнению. Эта точка зрения получила название «солипсизм»
2. Девид Юм (шотландец).
a. Опираясь только на чувство и разум, мы не можем подтвердить или опровергнуть существование окружающей реальности. Источником сведений о реальности является восприятие. Он делит восприятие на:
a.i. Внешнее восприятие
a.ii. Внутреннее восприятие (рефлексия). Когда субъект и объект познания совпадает. Когда моё Я пытается познать это Я.
b. Разум не может ничего добавить или убавить к восприятию. Он может их лишь соединять и разъединять. Юм отрицает объективный характер причинно-следственной связью. Т.е. связей между причиной и следствием нет, просто наш разум пытается их связать. Юм сторонник субъективного понимания причинно-следственных связей.
|
|
c. Социальная философия. Юм был критиком общественного договора. Общество и государство возникают в результате эволюции семейно-родовых отношений. Сначала семья, потом кланы, потом племена, потом союзы племен. С появлением власти общество трансформируется в государство. Основными движущими факторами поведения людей являются стремление к удовольствиям и к прибыли. Адам Смит был другом и учеником Юма. Юм был сторонником агнотецизма (что ничего познать нельзя) и скептицизма.
Немецкая классическая философия (конец 18 в. – начало 19 в.)
1. Родоначальник – Имануил Кант. В наследие канта выделяю 2 основных этапа:
a. Докритический. На этом этапе кант основное внимание уделял естественно научной проблематике. Сформулирована космогоническая концепция происхождения солнечной системы, получила название «концепция канта-Лапласа»
b. Критический. Кант разрабатывал критический метод, и все работы начинались со слова «критика». Основным предметом изучения на этом этапе у Канта является гносеология. «Меня интересует не столько как устроен мир, сколько как мы его познаем». С чего начинается процесс познания? Еще до опыта человеку врожденны 2 формы познания:
b.i. Внешняя форма созерцания – это пространство.
b.ii. Внутренняя форма созерцания – время. Пространство и время называет априорными формой созерцания. Пространство и время это характеристики не внешнего мира, а структуры сознания человека, который объясняет наличие причинно-следственной связи.
c. Кант выделяет основные уровни познания действительности:
c.i. Эмпирический. На базе эмпирического формируется апостериорное знание (после опыта).
|
|
c.ii. Уровень рассудка. Здесь происходит оперирование логическими понятиями, на основании которых делаются выводы.
c.iii. Уровень разума. Здесь происходит оперирование идеями. Существуют проблемы, которые невозможно разрешить в рамках разума. Кант называет их антиномии.
c.iv. Для характеристики познания Кант выделяет 2 класса объектов:
c.iv.1. Вещь для нас. Это то, что доступно человеку в процессе познавательной деятельности
c.iv.2. Вещь в себе. Это то, что никогда не будет доступно в процессе познавательной деятельности.
c.iv.3. Любой объект являет собой комбинацию вещи в себе и вещи для нас. Признание Кантом наличия вещи в себе позволяет отнести его к сторонникам агностецизма
d. Этика. Кант считал, что большую роль должны играть регулятивные принципы (моральные).
e. Категорический эмпиратив. Золотое правило этики. Относись к другим так, как хочешь, что бы относились к тебе. Но человек относится к другому человеку как к вещи, как к инструменту для достижения своей цели. Вывод: человек сам высшая ценность и высшая цель и поэтому его не стоит использовать как инструмент.
f. Кант был представителем субъективного идеализма в рамках немецкой классической философии.
2. Философия Гегеля. Он был представителем объективного идеализма в рамках немецкой классической философии.
a. Причиной всего существующего является разумное начало, которое называл «абсолютной идеей» (абсолютным разумом). Абсолютная идея создает природу, человека и человеческую историю. Целью создания было самопознание абсолютной идеи.
b. Гегель был сторонником прогресса, он считал, что абсолютная идея вносит в бытие развитие и изменения. Источником развития является единство и борьба противоположностей. Учения собственных связей и развития получила названия «диалектики». Модель развития наиболее полно отображена в его «Триаде» (пирамида)
c. Гегель сформулировал основные законы диалектики. Бытие создано разумным началом – абсолютной идеей. И она вносит в бытие разумные принципы. Это принцип тождества бытия и мышления. «Все разумное действительно, все действительное разумно».
Последователи Гегеля:
1. Правогегельянцы
2. Левогегельянцы (малогегельянцы).
a. Среди них был Людвиг Феербах. Он был представителем материализма и атеизма. Первоначально Феербах был последователем философии Гегеля, но в дальнейшем подверг ревизии его взгляды. Так, например, он считал, что абсолютная идея есть не что иное, как рафинированная идея Бога. Единственная реальность – это материя, т.е. совокупность всех предметов, которые нас окружает. Никаких внешних причин не существует. Материя познаваема и наиболее адекватными способами познания материи является наука и философия. Религия – это не адекватное знание, а иллюзорное. Основной функцией религии является иллюзорно-компенсаторная функция. Человек сталкивается с психологическими и социальными проблемами на земле, и он не может их здесь решить, и тогда нерешенные проблемы он переносит на небо. Религия исчезнет в той степени, в которой человек решит свои проблемы на земле.
Философия Марксизма.
Основными источниками философии марксизма являются:
1. Немецкая классическая философия. В первую очередь в лице Гегеля, у которого Маркс позаимствовал метод мышления. У Феербаха позаимствовал материализм и атеизм.
2. Классическая политэкономия в лице Адама Смита и Давида Рекарда
3. Утопический социализм. В лице Сенсимона, Шарля Фуе, Роберта Оуэна.
Маркс основное внимание уделял философии??? и социальной философии.
1) Общество развивается и развивается прогрессивно. Для доказательства прогрессивного характера развития общества Маркс вводит понятие общественно-экономических формаций.
|
|
a. Формации делятся на: внеэкономического принуждения и экономического принуждения (капитализм).
b. Формация имеет универсальную структуру. Она состоит из базиса (т.е. совокупности экономических отношений, присущих данному типу общества) и надстройки (это государство и политические институты). Вывод: базис всегда определяет характер и уровень надстройки. Это стало основой материалистического понимания истории.
c. Наряду с базисом и надстройкой у ряда формация существует своя социально-классовая структура. Она есть только у трех формаций (феодальная, капиталистическая, социалистическая).
d. В каждой формации выделяются классы андогонисты, между которыми непреодолимые противоречия. Противоречия разрешаются посредством социальной революции, которая позволяет осуществить переход от одной формации к другой.
e. Маркс рассматривал философию не только как систему научных знания, но так же, как и способ практического преобразования действительности.