Лекция №8 (12.04.12)

Британские эмпирики:

1. Джорис Беркли. Был одним из самых радикальных эмпириков. Утверждал: «Реально лишь только то, что я воспринимаю и именно в данный момент». Единственная реальность, существование которой мы не можем подвернуть сомнению – это мое личное Я, все остальное может быть сомнению. Эта точка зрения получила название «солипсизм»

2. Девид Юм (шотландец).

a. Опираясь только на чувство и разум, мы не можем подтвердить или опровергнуть существование окружающей реальности. Источником сведений о реальности является восприятие. Он делит восприятие на:

a.i. Внешнее восприятие

a.ii. Внутреннее восприятие (рефлексия). Когда субъект и объект познания совпадает. Когда моё Я пытается познать это Я.

b. Разум не может ничего добавить или убавить к восприятию. Он может их лишь соединять и разъединять. Юм отрицает объективный характер причинно-следственной связью. Т.е. связей между причиной и следствием нет, просто наш разум пытается их связать. Юм сторонник субъективного понимания причинно-следственных связей.

c. Социальная философия. Юм был критиком общественного договора. Общество и государство возникают в результате эволюции семейно-родовых отношений. Сначала семья, потом кланы, потом племена, потом союзы племен. С появлением власти общество трансформируется в государство. Основными движущими факторами поведения людей являются стремление к удовольствиям и к прибыли. Адам Смит был другом и учеником Юма. Юм был сторонником агнотецизма (что ничего познать нельзя) и скептицизма.

Немецкая классическая философия (конец 18 в. – начало 19 в.)

1. Родоначальник – Имануил Кант. В наследие канта выделяю 2 основных этапа:

a. Докритический. На этом этапе кант основное внимание уделял естественно научной проблематике. Сформулирована космогоническая концепция происхождения солнечной системы, получила название «концепция канта-Лапласа»

b. Критический. Кант разрабатывал критический метод, и все работы начинались со слова «критика». Основным предметом изучения на этом этапе у Канта является гносеология. «Меня интересует не столько как устроен мир, сколько как мы его познаем». С чего начинается процесс познания? Еще до опыта человеку врожденны 2 формы познания:

b.i. Внешняя форма созерцания – это пространство.

b.ii. Внутренняя форма созерцания – время. Пространство и время называет априорными формой созерцания. Пространство и время это характеристики не внешнего мира, а структуры сознания человека, который объясняет наличие причинно-следственной связи.

c. Кант выделяет основные уровни познания действительности:

c.i. Эмпирический. На базе эмпирического формируется апостериорное знание (после опыта).

c.ii. Уровень рассудка. Здесь происходит оперирование логическими понятиями, на основании которых делаются выводы.

c.iii. Уровень разума. Здесь происходит оперирование идеями. Существуют проблемы, которые невозможно разрешить в рамках разума. Кант называет их антиномии.

c.iv. Для характеристики познания Кант выделяет 2 класса объектов:

c.iv.1. Вещь для нас. Это то, что доступно человеку в процессе познавательной деятельности

c.iv.2. Вещь в себе. Это то, что никогда не будет доступно в процессе познавательной деятельности.

c.iv.3. Любой объект являет собой комбинацию вещи в себе и вещи для нас. Признание Кантом наличия вещи в себе позволяет отнести его к сторонникам агностецизма

d. Этика. Кант считал, что большую роль должны играть регулятивные принципы (моральные).

e. Категорический эмпиратив. Золотое правило этики. Относись к другим так, как хочешь, что бы относились к тебе. Но человек относится к другому человеку как к вещи, как к инструменту для достижения своей цели. Вывод: человек сам высшая ценность и высшая цель и поэтому его не стоит использовать как инструмент.

f. Кант был представителем субъективного идеализма в рамках немецкой классической философии.

2. Философия Гегеля. Он был представителем объективного идеализма в рамках немецкой классической философии.

a. Причиной всего существующего является разумное начало, которое называл «абсолютной идеей» (абсолютным разумом). Абсолютная идея создает природу, человека и человеческую историю. Целью создания было самопознание абсолютной идеи.

b. Гегель был сторонником прогресса, он считал, что абсолютная идея вносит в бытие развитие и изменения. Источником развития является единство и борьба противоположностей. Учения собственных связей и развития получила названия «диалектики». Модель развития наиболее полно отображена в его «Триаде» (пирамида)

c. Гегель сформулировал основные законы диалектики. Бытие создано разумным началом – абсолютной идеей. И она вносит в бытие разумные принципы. Это принцип тождества бытия и мышления. «Все разумное действительно, все действительное разумно».

Последователи Гегеля:

1. Правогегельянцы

2. Левогегельянцы (малогегельянцы).

a. Среди них был Людвиг Феербах. Он был представителем материализма и атеизма. Первоначально Феербах был последователем философии Гегеля, но в дальнейшем подверг ревизии его взгляды. Так, например, он считал, что абсолютная идея есть не что иное, как рафинированная идея Бога. Единственная реальность – это материя, т.е. совокупность всех предметов, которые нас окружает. Никаких внешних причин не существует. Материя познаваема и наиболее адекватными способами познания материи является наука и философия. Религия – это не адекватное знание, а иллюзорное. Основной функцией религии является иллюзорно-компенсаторная функция. Человек сталкивается с психологическими и социальными проблемами на земле, и он не может их здесь решить, и тогда нерешенные проблемы он переносит на небо. Религия исчезнет в той степени, в которой человек решит свои проблемы на земле.

Философия Марксизма.

Основными источниками философии марксизма являются:

1. Немецкая классическая философия. В первую очередь в лице Гегеля, у которого Маркс позаимствовал метод мышления. У Феербаха позаимствовал материализм и атеизм.

2. Классическая политэкономия в лице Адама Смита и Давида Рекарда

3. Утопический социализм. В лице Сенсимона, Шарля Фуе, Роберта Оуэна.

Маркс основное внимание уделял философии??? и социальной философии.

1) Общество развивается и развивается прогрессивно. Для доказательства прогрессивного характера развития общества Маркс вводит понятие общественно-экономических формаций.

a. Формации делятся на: внеэкономического принуждения и экономического принуждения (капитализм).

b. Формация имеет универсальную структуру. Она состоит из базиса (т.е. совокупности экономических отношений, присущих данному типу общества) и надстройки (это государство и политические институты). Вывод: базис всегда определяет характер и уровень надстройки. Это стало основой материалистического понимания истории.

c. Наряду с базисом и надстройкой у ряда формация существует своя социально-классовая структура. Она есть только у трех формаций (феодальная, капиталистическая, социалистическая).

d. В каждой формации выделяются классы андогонисты, между которыми непреодолимые противоречия. Противоречия разрешаются посредством социальной революции, которая позволяет осуществить переход от одной формации к другой.

e. Маркс рассматривал философию не только как систему научных знания, но так же, как и способ практического преобразования действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: