Состояние и использование земель сельскохозяйственного назначения Республики Башкортостан

Территория Республики Башкортостан простирается с востока на запад на 440 км, с севера на юг — на 550 км и занимает 14,3 млн. га, что составляет одну тысячную долю суши земного шара. Среди 89 субъектов Российской Федерации Республика Башкортостан занимает 14-е место по общей площади, 7-е по площади сельскохозяйственных угодий и 6-е — по площади пашни. В целом территория Республики Башкортостан отличается большим разнообразием природных и социально-экономических условий. Здесь заметно прослеживается вертикальная и горизонтальная зональность — от сухой степи до горно-таежной зоны. По комплексу природных условий в пределах республики выделяют три зоны: лесостепную, степную и горнолесную. По сельскохозяйственному районированию выделяют шесть зон: Северную, Северо-Восточную и Южную (Переходную) лесостепные зоны, Предуральскую и Зауральскую степную зоны и Горно-лесную зоны. В почвенно-эрозионном и агроэкономическом отношении выделяют 12 зон и т.д.

Здесь значительное развитие получили сельское и лесное хозяйство, горная, нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая и химическая отрасли промышленности, автомобильный, железнодорожный, трубопроводный и воздушный транспорт, городское строительство. За последние 30 лет в среднем за год в республике для развития различных отраслей отводят по 4788га всех земель в т.ч. 2475 га сельскохозяйственных угодий, из них 1313га пашни.

Земля в процессе производства используется виде отдельных угодий. А так как экономическая роль отдельных угодий для развития сельскохозяйственного производства не одинакова, и потребность населения в продуктах питания и промышленности в сельскохозяйственном сырье неуклонно растет, то состав и соотношение сельскохозяйственных угодий, характер их использования постоянно меняются. При этом изменения происходят в направлении все более полного и интенсивного использования земли на базе достижений науки, техники и экономических возможностей общества.

Первое массовое освоение земель для сельскохозяйственного производства на территории современного Башкортостана было вскоре после отмены крепостного права, и в период проведения Столыпинской земельной реформы. Тогда за сравнительно короткий период времени — с 1879г. по 1917г. площадь пашни по бывшей Уфимской губернии возросла с 2191 тыс. га до 4479 тыс. га, или более чем в 2 раза. Освоение земель происходило в основном в центральных и западных районах губернии и сопровождалось массовым истреблением лесов и распашкой естественных кормовых угодий. Достаточно сказать, что площадь лесных массивов за эти годы на большей части территории сократилась почти вдвое, а по Белебеевскому уезду почти на 70 %. Много лесов было уничтожено в Бирском, Уфимском и Стерлитамакском уездах. Массовое уничтожение лесов и интенсивная распашка земель значительно ухудшили гидрологический режим и способствовали развитию засухи и эрозии почв.

Большие площади новых земель были освоены в республике в процессе реконструкции сельского хозяйства в годы первых пятилеток — в 1928-1938гг. В эти годы на свободных землях госземзапаса в степных районах было создано 7 новых зерновых совхозов: Акъярский, Альшеевский, Аургазинский, Зилаирский, Красная Башкирия, Мурапталовский и Стерлитамакский, которые явились пионерами крупного общественного производства в земледелии.

Важным этапом в расширении площади продуктивных земель для сельского хозяйства было освоение целинных и залежных земель в 1954-1960гг. Всего за 6 лет было освоено в пашню 564,8 тыс. га. Это позволило увеличить посевные площади с 3726 тыс. га в 1953г. до 4255 тыс. га в 1960г. и резко увеличить валовое производство зерна. Осваивали новые земли все районы республики, но главным образом — степного Предуралья и Зауралья. В эти годы на целинных землях было создано 4 совхоза: Маканский, Матраевский, Урал и Хайбуллинский. К сожалению, при отборе участков для освоения были допущены ошибки, в результате чего в последующие годы значительные площади были исключены из пашни. Всего за 10 лет с начала освоения целины было исключено из пашни 239,9 тыс. га, в т.ч. в порядке уточнения освоенных площадей 53,2 тыс. га, переведено в залежь 115,7 тыс. га, переведено в другие угодья 27,7 тыс. га и отведено для сельскохозяйственных целей 43,3 тыс. га. Освоение новых земель для сельскохозяйственных целей продолжалось и в последующие годы, но в значительно меньших размерах.

Десятилетия в республике, как и в целом по стране, основным направлением повышения продуктивности земель и увеличения объемов производства сельскохозяйственных продуктов считалось расширение площади пахотных земель и связанное с этим расширение посевных площадей. Распашке подлежало все, куда мог заехать трактор с плугом: крутосклоны, днища балок, поймы рек, присельные выгоны и пастбища, каменистые и засоленные земли. Возвращать даже ошибочно распаханные земли в сенокосы и пастбища практически было невозможно. В ст. 43 Земельного кодекса РСФСР 1970г. было записано, что «уменьшение площадей … высокопродуктивных угодий, в том числе и перевод их в менее продуктивные угодья, не допускаются»[41]. В связи с этим на протяжении десятилетий к продуктивным сельскохозяйственным угодьям относили десятки тысяч не пригодных для использования земель. По этой причине в процессе инвентаризации земель 1987-1989гг. в целом по республике было списано 53,5 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в т.ч. 21,8 тыс. га пашни, а 112 тыс. га сенокосов переведено в пастбища и неиспользуемые земли. К 1990г. доля пашни в структуре сельскохозяйственных угодий в целом по республике превысила 65%, а по отдельным районам (Бакалинский, Татышлинский, Шаранский)-80%, что значительно превышает экологически безопасный уровень и способствует интенсивному развитию эрозии почв и их деградации. По данным почвенных обследований, проведенных специалистами Башкирского предприятия института «ВолгоНИИгипрозем», площадь эродированных почв в республике по 36 районам из 54, повторно обследованным через 20 лет, увеличилась на 405 тыс. га и достигла 4178 тыс. га или 57,9% площади земель сельскохозяйственного назначения. Сильно эродированные земли, гумусовый горизонт которых смыт на 50 % и больше занимают 319 тыс. га, средне эродированные, со смытым гумусовым горизонтом на 30-50%, занимают 630 тыс. га. Кроме того, около 10тыс. га занято оврагами.

Вместе с расширением площади эродированных земель растет степень эродированности почв. В среднем за 20-летний период мощность гумусового слоя почв по районам республики уменьшилась на 5-10 см., а содержание гумуса в них снизилось на 15 %.

Особенно большие потери плодородного слоя почвы, процентного содержания и валовых запасов гумуса в почвах наблюдаются в районах Предуральской степи. Так, за 23 года между почвенными обследованиями 1967 и 1990гг. в среднем по Миякинскому району смыто 18 см. почвенного слоя почвы; содержание гумуса в почве уменьшилось на 99 т/га. По Стерлибашевскому району гумусовый горизонт уменьшился 17 см, по Альшеевскому и Мелеузовскому районам — до 15 см. По Мелеузовскому району содержание гумуса в почве уменьшилось на 1,5%, а запасы гумуса — на 112 т/га. По Стерлибашевскому району содержание гумуса в пахотном горизонте уменьшилось на 1,4%, а его запасы — на 100 т/га. Здесь встречаются участки пашни, где гумусовый горизонт смыт полностью и на поверхности лежит рухляк коренной породы.

О размерах влияния эрозии на плодородие почв можно судить и по таким данным. В неэродированных черноземах выщелоченных в среднем содержится 600 т/га гумуса. На тех же почвах слабоэродированных — на 169 т/га меньше, среднеэродированных — на 284 т/га, а на сильноэродированных — на 389 т/га меньше, т.е. всего 35% от первоначального количества.

Среднегодовые потери почвы от эрозии в целом по республике составляют — 43 млн. куб.м., что равнозначно ежегодной потере пахотного слоя с площади 7 тыс. га. Вместе со смытой почвой ежегодно теряется в пересчете на действующее вещество более 150 тыс.т. азота и 130 тыс.т. фосфора, что многократно превышает количество этих веществ, вносимых в почву с минеральными удобрениями.

Однако в процессе эрозии почв не только сокращаются площадь продуктивных земель и запасы питательных веществ в них, ухудшаются агрофизические, агрохимические и микробиологические свойства почвы, гидрологический режим и водный баланс территории. В результате снижения водопоглотительных и водоудерживающих свойств эродированных почв, нарушения требований противоэрозионной организации территории и агротехники 60-70% осадков стекает с водосборов в гидрографическую сеть и не принимает участия в формировании урожая. А каждые 100 куб.м. потерянного поверхностного стока воды — это 1 ц недополученного зерна. В целом в результате эрозии почв, республика ежегодно недобирает 500-600 тыс.т. зерна и более 100 тыс.т. кормовых единиц.[42]

Задачу по перераспределению земель необходимо решать комплексно, увязывая ближайшие нужды и отдаленную перспективу, запросы промышленности и интересы сельского хозяйства, учитывая социальные и, в частности, демографические аспекты. Мы обязаны беречь землю, повышать ее продуктивность, добиваться все большей отдачи с каждого гектара. Решение этой задачи обеспечивается путем мониторинга состояния земельных ресурсов, инвентаризации и оценки земель, разработки и реализации прогнозов, программ, схем и проектов организации рационального использования и охраны земельных ресурсов с учетом действующих правовых, технических, агроэкологических, социально-экологических, архитектурно-строительных норм и правил.

В республике в 1980-1990гг. были разработаны генеральные схемы использования земель, защиты почв от эрозии, развития мелиорации земель и комплексного водопользования, использования лесов, повышения продуктивности естественных кормовых угодий, развития внутрихозяйственных дорог. Была разработана республиканская программа повышения плодородия почв и защиты их от деградации. По всем колхозам и совхозам в 1984-1986гг. были составлены проекты внутрихозяйственного землеустройства с системами земледелия. В необходимых объемах проводились культуртехнические и мелиоративные работы по улучшению сельскохозяйственных угодий. Но это не обеспечило необходимого повышения эффективности всего сельскохозяйственного производства. И в процессе начатой в 1990г. земельной реформы были задействованы социально-экономические факторы. Разработаны и реализуются республиканские целевые программы развития земельной реформы, мониторинга земель, инвентаризации и оценки земель, создания автоматизированной базы данных государственного земельного кадастра и кадастра объектов недвижимости. В числе важных социально-экономических факторов повышения эффективности использования земель предусмотрена ликвидация монополии государственной собственности на землю и введение многообразия форм права на землю, а также плата за пользование землёй. С учетом этого и в развитие федеральных законов Указом Президента Республики Башкортостан от 7.12.1995г. было провозглашено и 5.08.1996г. законодательно закреплено в Земельном кодексе РБ право частной собственности граждан в отношении земельных участков для ведения личных подсобных хозяйств, занятия садоводством, строительства индивидуальных жилых домов и дач. Для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств граждане могли получить землю в пожизненное наследуемое владение. В 1999г. в Земельный кодекс РБ было внесено изменение, согласно которому юридические лица могли получить в собственность земельный участок под приватизированными объектами. В соответствии с Земельным кодексом РФ и ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» в республике проводится разграничение земель государственной собственности на земли, находящиеся в федеральной, республиканской и муниципальной собственности. В соответствии с ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»[43] и Законом РБ «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан»[44] от 5.01.2004г. в республике с 1.01.2006г. разрешена приватизация земель сельскохозяйственного назначения.

По состоянию на 01.01.2006г. из общей площади земель Республики Башкортостан 14 272,2 тыс. га право собственности Российской Федерации зарегистрировано на 5177,3 тыс. га, преимущественно земель лесного фонда. Из них 84,6 тыс. га передано юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование и 68,5 тыс. га — гражданам и юридическим лицам в аренду. Право собственности Республики Башкортостан зарегистрировано на площади 0,1 тыс. га, которые переданы юридическим лицам в аренду. Остальная площадь земельного фонда республики (9094,8 тыс. га) находится в стадии разграничения. Из них 6799,5 тыс. га или 74,8% га предоставлено гражданам и юридическим лицам[45].

В республике 54 административных сельских района с общей площадью от 137,6 тыс. га (Татышлинский район) до 1130,7 тыс. га (Белорецкий район), 21 город республиканского подчинения с площадью от 2,5 тыс. га (г. Дюртюли) до 71,0 тыс. га (г. Уфа). В декабре 2004 г. в Республике Башкортостан приняты законы «Об изменениях в административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан, изменениях границ и преобразованиях муниципальных образований в Республике Башкортостан» № 125-з[46] и «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан» № 126-з[47]. В соответствии с этими законами установлены и описаны границы 54 муниципальных районов, 9 муниципальных городских округов, 14 городских муниципальных поселений и 943 сельских муниципальных поселений, объединяющих 4580 сельских населенных пунктов. В пределах этих муниципальных образований проводится разграничение государственной собственности на землю.

Основную долю земельного фонда республики составляют земли сельскохозяйственного назначения — 54,2% и лесного фонда — 37,4%. За годы земельной реформы в республике произошли значительные изменения в распределении земель по целевому назначению, землепользователям и видам угодий (табл. 1.5).

1.5 Динамика земельного фонда Республики Башкортостан
по категориям целевого назначения земель за 1990-2005 годы

Категории земель Годы Изменение 2005г. к 1990г. +
       
Земли сельскохозяйственного назначения 8293,7 6890,3 7851,7 7739,2 - 554,5
Земли поселений 154,2 1494,9 447,6 610,8 +456,6
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и иного специального назначения 186,1 189,4 119,1 109,7 - 76,4
Земли особо охраняемых территорий и объектов 73,8 387,4 386,7 384,1 +310,3
Земли лесного фонда 5505,4 5228,9 5387,3 5351,4 - 154,0
Земли водного фонда - 81,0 81,3 77,9 +77,9
Земли запаса 81,5 22,8 21.0 21,6 - 59,9
Итого земель 14294,7 14294,7 14294,7 14294,7 -

Сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения произошло в результате передачи части этих земель, преимущественно сенокосов и пастбищ, в ведение сельских и поселковых Советов, а лесного фонда — в состав особо охраняемых территорий и объектов.

Из земель запаса были переданы в состав земель водного фонда площади под крупными реками, озерами с водохранилищами. Основное перераспределение земель с целью наделения граждан земельными участками было произведено в 1991-1992гг. одновременно с реформированием колхозов и совхозов. В последующие годы сельские советы часть изъятых у колхозов и совхозов земель возвратили им на условиях аренды. Новое массовое перераспределение земель ожидается с 1.06.2006г. в связи с началом приватизации земельных долей бывших колхозов и совхозов.

Основными пользователями земель сельскохозяйственного назначения по-прежнему являются крупные сельскохозяйственные предприятия. По данным Госкомзема РБ по состоянию на 1.01.2006г. сельскохозяйственным производством занимаются всего 2101 предприятие, организация и учреждение с общей площадью 5742,2 тыс. га, из них 1488 крупных с общей площадью земель 5674,8 тыс. га, или 73,3% площади земель сельскохозяйственного назначения. За годы земельной реформы произошли значительные изменения в формах хозяйствования на земле. Количество колхозов и совхозов неуклонно сокращается.

Появились новые формы сельскохозяйственных предприятий и организаций: производственные кооперативы, хозяйственные товарищества и общества, государственные и муниципальные учреждения (табл. 1.6)

1.6 Динамика земель предприятий и организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции за 1990-2005гг.

Субъекты права Показатели Годы
       
Колхозы и межколхозные предприятия юр. лица     - -
тыс. га 5109,1 2845,3 - -
Совхозы юр. лица     - -
тыс. га 2757,9   - -
Хозяйственные товарищества и общества, союзы юр. лица -      
тыс. га - 267,6 268,3 804,2
Производственные кооперативы юр. лица -      
тыс. га - 1734,7 4711,7  
Государственные и муниципальные унитарные предприятия, совхозы юр. лица - -    
тыс. га - - 1351,1 949,5
Научно-исследовательские и учебные учреждения и заведения юр. лица        
тыс. га 57,1     92,6
Подсобные хозяйства юр. лица        
тыс. га 324,7 345,3 147,5 82,5
Прочие предприятия и организации юр. лица        
тыс. га 44,9 54,2 44,5 67,4
Итого юр. лица        
тыс. га 8293.7 6776.1 6612.1 5742.2

Основную часть (68%) земель сельскохозяйственные предприятия, организации и учреждения используют на праве постоянного (бессрочного) пользования, а остальную часть (32%) арендуют из земель фонда перераспределения, земель лесного фонда и находящихся в ведении сельских Советов.

В процессе земельной реформы были полностью удовлетворены потребности граждан в земельных участках. Разнообразнее стали виды прав на землю. До 1990 г. граждане в республике могли получить земельный участок только на условиях вторичного пользования. Согласно Земельному кодексу РБ от 21.03.1991г. граждане могли получить земельный участок для ведения личного подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйства, строительства дач и индивидуальных жилых домов на праве пожизненного наследуемого владения, а с 1996г., кроме фермерских хозяйств — в собственность. Динамика земель граждан, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, за годы земельной реформы приведена в табл. 1.7.

1.7 Динамика земель граждан, занимающихся производством
сельскохозяйственной продукции за 1990-2005гг.

Субъекты права Показатели Годы
     
1. Крестьянские (фермерские) хозяйства физ. лица -    
тыс. га -   695,8
2. Предприниматели физ. лица - -  
тыс. га - - 6,3
3. Имеющие личные подсобные хозяйства физ. лица      
тыс. га 117,4 135,1 158,8
4. Имеющие служебные наделы физ. лица н.св.    
тыс. га н.св. 16,3 16,7
5. Имеющие индивидуальные жилые дома физ. лица      
тыс. га 11,5 16,8 21,2
6. Занимающиеся садоводством физ. лица      
тыс. га 17,1 34,1 35,6
7. Занимающиеся огородничеством физ. лица      
тыс. га 7,8 7,8  
8. Занимающиеся животноводством физ. лица -   24,9
тыс. га - 42,4  
9. Занимающиеся сенокошением и выпасом скота физ. лица -   1492,6
тыс. га -    
Итого физ. лица     2458,9
тыс. га 153,8 1648,6  

Из этих земель только 22,3 тыс. га находится в собственности граждан, в т.ч. 16,5 тыс. га над личными подсобными хозяйствами, 4,8 тыс. га под индивидуальными жилыми домами и 1,0 га — под садами. Основную часть земель (2131,0 тыс. га) граждане арендуют, в т.ч. для сенокошения и выпаса скота 1492,6 тыс. га, для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств 598,9 тыс. га, для занятия животноводством — 12,7 тыс. га и т.д. На праве пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования граждане используют 2612,0 га, в т.ч. для ведения ЛПХ 134,6 тыс. га и для КФХ — 134,6 тыс. га.

Во исполнение ФЗ «О вынужденных переселенцах»[48] и «О беженцах»[49] от 19.02.1993г. (с последующими изменениями и дополнениями) 3730 таких семей в течение 1993-2005гг. получили 1524га, в т.ч.:

- 32 семьи для создания КФХ — 788га;

- 1712 семей для строительства индивидуального жилья — 229,6 га;

- 1986 семей для ведения ЛПХ — 506,4га.

В эти же годы было выделено 558,2 га для 375 семей уволенных в запас военнослужащих, в т.ч. для: создания 16 КФХ общей площадью 505 га, для строительства индивидуального жилья 188 семей — 22га, для ведения ЛПХ 171 участок общей площадью 31,2га.

В соответствии с «Положением о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации и режима его использования»[50], утвержденным постановлением Правительства РФ от 8.06.1996г. № 667, в г. Сибай Республики Башкортостан зарегистрировано одно казачье общество. Для развития конно-тренировочной базы обществу выделено 11 га земли.

По видам угодий в структуре земельного фонда республики преобладают сельскохозяйственные угодья. Они занимали — 7339,8 тыс. га или 51,3% всего земельного фонда. Под лесом и кустарниками занято 5990,7 тыс. га или 41,9% площади земельного фонда. В составе земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственные угодья занимают 6708,8 тыс. га или 86,7% земель этой категории. В составе земель поселений — соответственно 343,6 тыс. га или 56,2%.

Территория республики отличается большим разнообразием и сравнительно невысоким уровнем почвенного покрова. В почвенном покрове земель сельскохозяйственного назначения преобладают черноземы выщелоченные и типичные — 46,0%, серые и темно-серые лесные почвы — 23,0%, преимущественно (90%) тяжелого механического состава — глинистые и тяжелосуглинистые. Почвы легкого механического состава (легкосуглинистые, супесчаные и песчаные) легко подверженные водной и ветровой эрозии занимают по республике всего 2,0% площади пашни, а в Бакалинском районе — 55%, Илишевском — 41,0%, Шаранском — 44,0%, Альшеевском — 23,0%, Бураевском — 19,0%.

В течение 1971-1989гг. в Российской Федерации проведено четыре тура бонитировки почв и экономической оценки сельскохозяйственных угодий. Кроме того, в 1989-1991гг. была проведена внутрихозяйственная оценка земель колхозов и совхозов. Процессе выполнения этих работ был накоплен большой опыт массовой оценки земель, собран и изучен обширный материал по комплексу показателей (почвенных, климатических, экономических), влияющих на продуктивность земель и на затраты в производстве продукции растениеводства. Материалы IV тура оценки земель (1987-1989)гг.) положены в основу ставок земельного налога.

За эталон (100 баллов) было принято плодородие почв Краснодарского края. По отношению к эталону почвы сельскохозяйственных угодий республики оценены в 22 балла, в том числе пашни — в 31 балл, сенокосов — 8 и пастбищ — 4 балла. Наиболее плодородными в республике являются почвы Кармаскалинского района. Продуктивность сельскохозяйственных угодий по району в целом оценена в 35 баллов, в т.ч. пашни — 45, сенокосов и пастбищ — 4 балла. Высокой продуктивностью отличаются почвы Илишевского района — 34 балла, Аургазинского — 33, Дюртюлинского, Кушнаренковского, Чекмагушевского районов — по 31 баллу. Самой низкой продуктивностью отличаются почвы Зианчуринского и Зилаирского районов — по 13 баллов, Аскинского — 15 баллов, Архангельского, Баймакского, Белорецкого районов — по 16 баллов.

В связи с переходов к рыночным отношениям и введением платы за землю возникла необходимость стоимостной оценки земель.

В целях введения экономических методов управления земельными ресурсами и на этой основе повышения эффективности использования земель Правительство России приняло постановление «О государственной кадастровой оценке земель» от 25.08.1999г. №945 и «Об утверждении Правил проведения кадастровой оценки земель» от 8.04.200г. №316.

Для обеспечения сопоставимости результатов государственная кадастровая оценка земель (ГКОЗ) проведена по единой для России методике в два этапа: в целом по России в разрезе субъектов и непосредственно по субъектам РФ. На первом этапе были определены базовые оценочные показатели продуктивности и затрат, расчётный рентный доход и кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий в среднем по субъектам РФ. Количественные значения базовых показателей ГКОЗ в целом по РФ и по Республике Башкортостан приведены в табл. 1.8

1.8 Значения базовых показателей ГКОЗ в целом по РФ и по Республике Башкортостан

Показатель Российская Федерация Республика Башкортостан
Площадь сельскохозяйственных угодий, тыс. га 195207,3 7220,0
-Оценочная продуктивность 1 га сельскохозяйственных угодий, руб.    
(ц.к.ед.) 10,7 10,3
-Оценочные затраты на 1 га, руб.    
-Цена производства при окупаемости затрат 1,07 руб.    
-Земельная рента, руб./га, всего,    
в т.ч. дифференциальная    
Кадастровая стоимость при капитализации 33 года, руб/га    

Из приведённых данных видно, что по итогам государственной кадастровой оценки земли РБ всего на 9% ниже средних значений по РФ, тогда как по бонитировке почв и экономической оценке земли РБ оценены значительно ниже средних значений по РФ.

На втором этапе по субъектам РФ оценку земель проводили в границах тех же сельскохозяйственных предприятий, что и оценка земель IV тура. Результаты кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий по районам республики утверждены постановлением Кабинета Министров РБ от 4.02.02г. №33 и приведены в табл. 1.9.

1.9 Балл бонитета почв, ставки земельного налога и кадастровая стоимость
сельскохозяйственных угодий Республики Башкортостан

№ п/п Наименование районов Пашня Ставки земельного налога с 1 га, руб. Балл бонитета почв Кадастровая стоимость, руб./га
сенокосы пастбища с/х угодья
  Абзелиловский 37,96 5,08 3,84 22,80   99,67
  Альшеевский 37,96 12,62 5,08 29,18    
  Архангельский 27,88 12,62 6,38 20,26    
  Аскинский 22,8 12,62 5,08 19,00    
  Аургазинский 54,44 10,18 3,84 41,80    
  Баймакский 36,72 7,64 3,84 20,26    
  Бакалинский 40,52 8,92 5,08 34,18    
  Балтачевский 34,18 10,18 6,38 27,88    
  Белебеевский 32,88 7,64 5,08 26,64    
  Белокатайский 31,64 13,92 10,18 25,34    
  Белорецкий 30,34 13,92 8,92 20,26    
  Бижбулякский 37,96 8,92 3,84 26,64    
  Бирский 37,96 12,64 6,38 29,18    
  Благоварский 43,06 10,18 5,08 34,18    
  Благовещенский 30,34 10,18 5,08 21,56    
  Буздякский 43,06 8,92 5,08 35,42    
  Бураевский 35,42 10,18 5,08 27,88    
  Бурзянский 34,18 12,64 6,38 17,72    
  Гафурийский 44,36 15,16 7,62 31,64    
  Давлекановский 39,26 7,64 5,08 31,64    
  Дуванский 35,42 11,32 11,32 29,18    
  Дюртюлинский 50,60 10,18 5,08 39,26    
  Ермекеевский 37,96 10,18 5,08 29,18    
  Зианчуринский 35,42 8,92 3,84 16,46    
  Зилаирский 27,88 12,62 3,84 16,46 57/63 5155/6075
  Иглинский 32,88 12,62 6,38 24,10    
  Илишевский 55,68 11,32 5,08 43,06    
  Ишимбайский 43,06 12,62 3,84 29,18    
  Калтасинский 32,88 8,92 6,38 27,88    
  Караидельский 29,18 11,32 5,08 22,80    
  Кармаскалинский 56,98 10,18 5,08 44,36    
  Кигинский 36,72 13,92 10,18 29,18    
  Краснокамский 31,64 10,18 5,08 25,34    
  Кугарчинский 37,96 11,32 5,08 24,10    
  Куюргазинский 35,42 8,92 5,08 25,34    
  Кушнаренковский 49,44 11,32 5,08 39,26    
  Мелеузовский 43,06 10,18 5,08 31,64    
  Мечетлинский 36,72 11,32 10,18 30,34    
  Мишкинский 31,64 11,32 6,38 26,64    
  Миякинский 37,96 11,32 3,84 27,88    
  Нуримановский 29,18 15,16 8,92 24,10    
  Салаватский 36,72 11,32 8,92 27,88    
  Стерлибашевский 40,52 7,64 3,84 29,18    
  Стерлитамакский 43,06 10,18 6,38 35,42    
  Татышлинский 31,34 10,18 5,08 26,64    
  Туймазинский 43,06 10,18 3,84 32,88    
  Уфимский 45,6 13,92 6,38 35,42    
  Учалинский 41,8 6,38 3,84 21,56    
  Федоровский 39,26 10,18 5,08 27,88    
  Хайбуллинский 32,88 6,38 3,84 20,26    
  Чекмагушевский 49,34 5,08 5,08 39,26    
  Чишминский 49,34 12,62 6,38 40,52    
  Шаранский 39,26 8,92 2,88 34,18    
  Янаульский 32,88 8,92 7,64 27,88    
Итого по республике 39,26 10,18 5,08 27,84    

Примечание. По Зилаирскому району приведены данные оценки почв по степной и горно-лесной зонам.

Кадастровая оценка по категориям земель утверждена правительством республики в такие сроки:

земель сельскохозяйственного назначения 25.07.05. № 150

земель поселений 27.02.02. № 383

земель промышленности и иного специального назначения 31.12.04. № 265

земель особо охраняемых территорий и объектов 24.08.05. № 181

земель лесного фонда 13.07.05. № 144

земель садовых дачных и огородных объединений 19.01.05. № 5

Большинство районов республики относится к зоне недостаточного и неустойчивого увлажнения. Поэтому с начала 70-х годов прошлого столетия в республике получила широкое развитие мелиорация земель. По данным «Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейна р. Белой» в республике имеется 228 тыс. га земель, пригородных для орошения и 60 тыс. га для осушения. Максимальная площадь орошения была достигнута в 1987г. и составила 157,1 тыс. га.

Правофланговыми в развитии орошения были Буздякский, Дюртюлинский, Уфимский, Туймазинский, Абзелиловский и другие районы. Однако в период земельной реформы внимание мелиорации земель во многих районах резко ослабло, и площадь орошаемых земель сократилась до 64,7 тыс. га. С тех пор списание орошаемых земель значительно превышает площадь дополнительно вводимого орошения. Основную долю орошаемых земель — 90% занимает пашня. Все орошаемые земли без осушительной коллекторно-дренажной сети.

Площадь осушенных земель за период земельной реформы сократилась на 0,9 тыс. га. Среди осушенных земель преобладают сенокосы — 14,4 тыс. га и пастбища — 11,4 тыс. га. Пашня занимает 4,7 тыс. га. Больше всего таких земель в Учалинском районе — 4,3 тыс. га, Бураевском — 3,2, Абзелиловском — 2,9, Салаватском — 1,5. Буздякском — 1,4 тыс. га и т.д. Ежегодно на десятках тысяч гектаров проводились культуртехнические работы, известкование кислых почв и т.д.

Для большинства возделываемых в республике сельскохозяйственных культур необходима нейтральная, слабокислая или слабо щелочная реакция почвенной среды. А дерновоподзолистые и серые лесные почвы северной и северо-восточной лесостепи и горно-лесной зоны отличаются повышенной кислотностью. Всего в республике имеется 1446,7 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в т.ч. 1371 тыс. га пашни с повышенной кислотностью. Установлено, что нейтрализация кислой среды почвы путем их известкования повышает урожайность зерновых культур на 2-3 ц. Но для того, чтобы произвестковать эти почвы при 5-летнем цикле, необходимо ежегодно известкование проводить на площади 250-300 тыс. га, а фактически эти работы проводятся на площади 70-80 тыс. га в год.

Засоленные в разной степени почвы занимают 25,9 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в т.ч. 5,8 тыс. га пашни. А в разной степени солонцеватые почвы и солонцовые комплексы занимают 30,8 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе 7,4 тыс. га пашни. Большие площади солонцовых земель в Стерлибашевском — 5,0 тыс. га, Баймакском — 4,2 тыс. га, Благоварском и Давлекановском районах по 2,5 тыс. га. В условиях недостаточного увлажнения основным способом улучшения этих почв является глубокая безотвальная обработка почв с посевом многолетних трав и применением удобрений.

Около 1 млн. га (995 тыс. га) занимают каменистые сельскохозяйственные угодья, из них 579 тыс. га каменистой пашни. Больше всего каменистых земель в Баймакском районе — 185,0 тыс. га, Хайбуллинском — 144 тыс. га, Учалинском — 100 тыс. га и т.д.

Помимо природных факторов на ухудшение качественного состояния сельскохозяйственных угодий заметное влияние оказывают результаты не всегда продуманной деятельности человека в процессе развития нефте- и горнодобывающей промышленности, строительстве дорог, трубопроводного транспорта, ГЭС и крупных водохранилищ.

На территории республики проложена сеть нефте-, газо-, продуктопроводов общей протяженностью более 53 тыс.км. Из них 62% магистральных нефтепроводов и 56% магистральных нефтепродуктопроводов находится в эксплуатации более 40 лет, что значительно превышает срок их амортизационной службы. По этой причине не редкие случаи их аварии и порчи земли.

Общая протяженность автомобильных дорог с интенсивным движением в пределах республики превышает 16 тыс.км. и железных дорог — 1366 км. Учитывая, что интенсивному загрязнению токсичными соединениями выхлопных газов подвергается 200-метровая полоса вдоль дорог, общая площадь загрязнения этими продуктами превышает 346 тыс. га.

На территории района имеется более 2300 нефтескважин, нефтеперекачивающих станций и других сооружений, аварии на которых приводят к загрязнению прилегающих земель нефтью, рассолами и т.п. Примером негативного антропогенного влияния на качественное состояние сельскохозяйственных угодий является Краснокамский район. Для обслуживания нефтяных скважин и нефтеперекачивающих станций на территории района построена сеть автодорог общей протяженностью 410 км. Но построены они без кюветов и с недостаточным количеством водосбросных сооружений. По этой причине талые воды весной и ливневые летом застаиваются и тем самым способствуют переувлажнению и заболачиванию земель. Не защитила от подтопления земель сельскохозяйственного использования 54 — километровая защитная дамба вдоль Нижнекамского водохранилища.

При общей площади сельскохозяйственных угодий в Краснокамском районе 95,8 тыс. га подвержено водной и ветровой эрозии — 22,7 тыс. га, кислых почв — 27,9 тыс. га, заболоченных 4,3 тыс. га, переувлажнено 11,4 тыс. га, сильно загрязнено нефтью и нефтепродуктами 31 га повреждено минерализованными водами и рассолами — 673 га, нарушено в процессе строительства 220 га,. В районе 3384 га ранее осушенных земель. Из них из-за подтопления нуждаются в реконструкции 772 га и капитальном ремонте 2612 га. Аналогичное положение в Дюртюлинском, Илишевском и ряде других районов.

Площадь многолетних плодово-ягодных насаждений в республике составляет 42,2 тыс. га. Основная доля их (29,6 тыс. га) принадлежит садоводам и садоводческим объединениям, или находится в личных подсобных хозяйствах (5,8 тыс. га). В пользовании сельскохозяйственных предприятий и организации всего 4,4 тыс. га.

Естественные сенокосы занимают 1237,7 тыс. га, в т.ч. на бывшей пашне 580,7 тыс. га. Более 400 тыс. га сенокосов покрыто кочками, заросло кустарником и мелколесьем, 77 тыс. га переувлажнено и заболочено, 74 тыс. га расположено на каменистых почвах и характеризуется низкой продуктивностью — 5-6 сена с гектара.

Естественные пастбища занимают 2354,2 тыс. га, из них создано на бывшей пашне — 55,1 тыс. га. В подавляющем большинстве это суходольные сбитые пастбища. Значительные площади занимают переувлажненные и заболоченные пастбища, расположенные на каменистых почвах, заросшие кустарником и мелколесьем.

Кроме сельскохозяйственных угодий в пользовании и аренде предприятий, организаций и граждан имеется 361,2 тыс. га лесных земель, 165,3 тыс. га покрытых древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в лесной фонд, 29,8 тыс. га под водой, 23.4 тыс. га болот, 21,8 тыс. га нарушенных земель и 122,7 тыс. га прочих не используемых земель.

Из приведенных данных видно, что резервы для расширения площади продуктивных сельскохозяйственных угодий в республике крайне ограничены, как с точки зрения экологии, так и сточки зрения капиталовложений. Поэтому основным направлением в повышении эффективности использования земель являются совершенствование управления земельными ресурсами и внедрение прогрессивных природоохранных технологий их использования.

Глава 2 ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: