Правовой режим земель для садоводства, огородничества и дачного строительства

Исходя из норм Закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (ФЗ №-66 от 15 апреля 1998г.), следует сформулировать следующие понятия садоводст­ва, огородничества и дачного хозяйства.

Садоводство - форма непредпринимательской деятельности по выращиванию плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, осуществляемая на зе­мельном участке, предоставленном гражданину или приобретенном им для указанных целей и отдыха.

Садовый земельный участок пре­доставляется гражданину с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем, хозяйственных строений, со­оружений. При этом следует иметь в виду, что летние садовые дома в садоводческом некоммерческом объединении не включаются в жи­лищный фонд, они не могут быть переданы членами товарищества в пользование другим лицам по договору найма жилого помещения.

Огородничество - форма непредпринимательской деятельности по выращиванию ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохо­зяйственных культур и картофеля, осуществляемая на земельном участке, предоставленном гражданину или приобретенном им для указанных целей.

Огородный земельный участок может быть предоставлен гражданину с правом или без права возведения некапиталь­ного жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в за­висимости от разрешенного использования земельного участка, оп­ределенного при зонировании территории.

Дачное хозяйство - форма непредпринимательской деятельнос­ти, осуществляемая на земельном участке, предоставленном граж­данину или приобретенном им для отдыха и выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных куль­тур и картофеля.

Дачный земельный участок может быть предостав­лен гражданину на следующих условиях:

- с правом возведения жилого строения без права регистрации
проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений;

- с правом возведения жилого дома с правом регистрации прожи­вания в нем и хозяйственных строений и сооружений.

(Абзац второй статьи 1 признан не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 N 13-П в той части, в какой им исключается возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Абзац второй статьи 1 признан не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 N 7-П в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.)

Ведение садоводства, огородничества и дачного хозяйства граж­дане могут осуществлять в индивидуальном порядке либо путем объединения соответственно в садоводческие, огороднические и дач­ные некоммерческие объединения, как на землях сельскохозяйст­венного назначения, так и на землях населенных пунктов.

В соответствии со ст. 13 Закона о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.

Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства в индивидуальном порядке осу­ществляется в соответствии со ст. 34 ЗК РФ (общий порядок) с уче­том особенностей, предусмотренных Законом о садоводстве, огород­ничестве и дачном хозяйстве.

Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.

Закон от 30 июня 2006 г ФЗ № 93 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (далее – Закон о дачной амнистии), коренным образом изменил порядок приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков, пере­данных из государственной или муниципальной собственности граж­данам и их некоммерческим объединениям.

СМОТРИТЕ ст. 28 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"

В соответствии с новой редакцией статьи 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.

При этом, данные объединения граждан стали единственными юридическими лицами, в отношении которых не будет применяться установленный для юридических лиц срок переоформления в обязательном порядке права постоянного (бессрочного) пользования землей на право собственности или на право аренды.

Садовые, огородные или дачные участки, предоставленные конкретным гражданам на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, граждане могут на основании заявления зарегистрировать право собственности на них без принятия каких-либо решений органов власти о предоставлении этих земельных участков в собственность, т.е. бесплатно.

Если эти земельные участки предоставлены на праве аренды или временного пользования, то предоставление их в собственность граждан осуществляется без проведения торгов по решению органов власти за плату или бесплатно в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Упрощенный порядок заключается в том, что к заявлению прилагается ограниченное законом количество документов:

1) описание местоположения границ земельного участка, подготовленное этим гражданином;

2) заключение правления данного объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен земельный участок, и то, что указанное описание местоположения границ земельного участка действительно соответствует их фактическому местоположению;

3) удостоверенная правлением объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного объединения, в составе которой находится земельный участок гражданина;

4) выписка из государственного реестра юридических лиц, содержащее сведения о данном объединении (подтверждается факт образования и существования такого объединения).

Таким образом, закон больше не обязывает граждан, изъявивших желание приватизировать свои садовые, огородные или дачные земельные участки, осуществлять эти действия совместно с другими членами объединения по решению общего собрания. Оформить право собственности на земельный участок гражданину теперь можно в индивидуальном порядке не дожидаясь согласия и желания на это других членов объединения, в том числе не надо дожидаться действий правления объединения по приватизации земель общего пользования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: