double arrow

Основные положения учения Марка Туллия Цицерона о государстве и праве


Основные работы:«О Го», «О законах».

По Цицерону, единственным источником счастья являются добродетели (мудрость, справедливость, мужество, умеренность). Он не отделял искусного красноречия от его высокого политико-правового и нравственного содержания.

Государство возникает не в силу установления людьми. Оно берет начало из их природного стремления жить вместе. Государство - гарант соблюдения всеми гражданами закона.

Законы имеют легальное основание, если соответствуют божественному порядку. Охранять божественный естественный закон должны жрецы.

Государство для Цицерона общественное дело.

Народ понимается как соединение людей на основе общих прав и интересов.

Главные задачи государства:

1) сохранение незыблемости сложившихся отношений собственности;

2) поддержание должного порядка;

3) управление присоединенными к государству территориями;

4) обеспечение функционирования нравственных и религиозных норм и ценностей.

Право - основа государства. Все должны пользоваться общей собственностью как общей, а частной -как личной.

Цицерон выделяет 3 основные формы государственного устройства:

1)власть царя - монархия;

2)власть оптиматов - аристократия;

3) народовластие - демократия.

Наилучшая из них - монархия.

В правовой системе Римской империи они вы-

деляли 3 части:

1) естественное право,которое распространяется на все живое вообще, - и на животных, и на людей.

Брак, семья, воспитание являются следствием этого закона. Согласно естественному праву все люди рождаются свободными;

2) право народов,установленное для людей мировым разумом. Их римляне используют по отношению к завоеванным народам и другим государствам.

Данное право касается войны, рабства, основания государств, внешней торговли и т. д.;

3)право граждан,регулирующее отношения между римскими гражданами. Его источником юристы называли законы, решения плебеев и т. д.


Сейчас читают про: