double arrow

Форма психологического тестирования


Психологическая пригодность к профессии – это соответствие психологических особенностей работника требованиям профессии, которое формируется в процессе профессиональной деятельности и определяется наличием комплекса профессионально важных качеств индивида, обеспечивающих успешное выполнение профессиональной деятельности.

В зависимости от того, какова природа этих качеств, К.М. Гуревич предложил выделить два типа профессий.

Первый тип – с абсолютной профессиональной пригодностью; эти деятельности требуют важных индивидуальных черт, имеющих природное происхождение (задатков). К ним можно отнести профессии в области искусства и такие, где нужна специальная выраженность свойств нервной системы. Профессионально важные качества в такой работе носят некомпенсируемый характер, поэтому для них необходим профессиональный отбор кандидатов, которые обладают нужными природными свойствами. По отношению к профессиям первого типа основное назначение психодиагностики – профессиональный отбор.

Профессии второго типа – с относительной профессиональной пригодностью; они не ставят для желающих работать в них индивидов непреодолимых преград (в виде особых природных качеств). Пригодность к профессиям второго типа может быть сформирована у любого человека на базе разнообразных индивидуальных черт. Поэтому отбор здесь не нужен. Психодиагностика по отношению к работающим в этих профессиях (или кандидатам на работу в них), нужна для выявления и оценки степени сформированности профессионально важных качеств, требующихся для эффективной работы в данной сфере деятельности. Диагностическое обследование проводится в этом случае для того, чтобы помочь индивиду сформировать свою профессиональную пригодность, а также свой индивидуальный стиль деятельности, который помог бы ему овладеть профессией, преодолеть те функциональные ограничения, которые обнаружились в результате такой работы психолога.

Поскольку становление профессионала требует целенаправленной активности и определенных волевых усилий со стороны работника, важнейшую роль в этом процессе играет профессиональная мотивация, оценить которую также должен психодиагност.

Отбор кандидатов на работу возможен и применяется иногда для профессий второго типа, если есть выбор и работодатели предпочитают взять наиболее подготовленных. Для этого используют наборы (батареи) методик, диагностирующих профессионально важные качества. Впрочем, отбор наиболее подготовленных не означает, что в дальнейшем эти индивиды будут лучшими по своим профессиональным показателям по сравнению с отвергнутыми. Причина заключается в широкой приспособляемости к профессии, в развитии необходимых для нее психологических профессионально важных качеств, ведущую роль при этом играет мотивация. Поэтому, отбирая претендентов на профессии с относительной профессиональной пригодностью, можно выиграть на этапе обучения, но проиграть в успешности в будущем.

Диагностическое обследование кандидатов на профессии второго типа желательно для того, чтобы учитывать индивидуальные особенности при организации профессионального обучения.

Профориентация и профконсулътирование проводятся в тех случаях, когда перед человеком стоят проблема выбора профессии, а он не знает, на чем остановиться, что ему больше подходит. При проведении такой работы следует помнить о двух типах профессий. Собственно диагностика здесь должна быть в первую очередь направлена на оценку и выявление склонностей, профессиональной мотивации клиентов. Использование методов беседы и опросников позволяет судить о том, чем охотнее всего и подолгу занимается индивид. Психологам известно, что точность прогноза уровня профессионализма в выбираемой профессии по этому фактору намного выше, чем на основе индивидуально-психологических свойств.

В процессе профориентации и профконсультирования психологическая диагностика предоставляет специалисту следующие возможности:

1) обсуждение совместно с клиентом некоторых параметров его индивидуальности с точки зрения наличия и уровня развития необходимых и полезных для избираемой профессии психологических особенностей. Это важно для выработки стратегии формирования профессиональной пригодности, индивидуального стиля деятельности, организации профессионального обучения;

2)выяснение:

· уровня и характера осведомленности индивида;

· особенности его социального окружения (в частности, профессиональную принадлежность близких людей);

· планов родителей относительно профессионального будущегоих ребенка и др.

Консультирование проводится в свете всей разнообразной информации, в результате чего клиент должен самостоятельно и осознанно сделать свой выбор. Этот итог работы есть следствие принятия индивидом активной позиции относительно своего будущего. Последнее связано с тем, что человек с помощью специалиста приходит к отчетливому пониманию своих склонностей, интересов, индивидуальных черт, а также к знанию профессий, условий труда в них, характера профессиональных учебных заведений, потребности общества в этих профессиях и пр.

Таким образом, роль психодиагностики в работе психолога, связанного с какой-либо профессиональной сферой меняется в зависимости от типа профессии, но она является обязательным этапом, выполняющим важнейшую функцию – помочь каждому пойти свое место в сфере труда и стать в выбранной работе профессионалом высокого уровня.

§5. Использование психодиагностики в судебно-психологической экспертизе

Значение психологического знания в целях обеспечения правосудия и других направлений правоохранительной деятельности было осознано в полной мере еще в XIX в. Так, в работах Л.Е. Владимирова обосновывалась необходимость привлечения к судопроизводству экспертов-специалистов по психологии, которые имели бы право знакомиться с материалами дела, обследовать подсудимого и других участников процесса. Однако в чистом виде психологическая экспертиза в России до 1917 г. не проводилась, а психологические вопросы разрешались в рамках психиатрической экспертизы. За рубежом первые психологические судебные экспертизы стали проводиться в начале XX в.

Совершенно очевидно, что для осуществления судебно-психологических экспертиз необходима не только разработанность психодиагностических методик, но и определенный уровень теоретической основы для их использования и интерпретации. Поэтому польза, которую может принести в суде психодиагностика, зависит от разработанности проблем судебной психологии, и, прежде всего, таких как:

  • психологические особенности личности преступников;
  • психологические предпосылки преступления;
  • достоверность свидетельских показаний;
  • психологические условия и факторы деятельности судьи и других участников судебного процесса и пр.

В процессе судебно-психологической экспертизы психолог-эксперт, используя свои специальные познания и методы, получает новые факты, необходимые для установления объективной истины по делу. В качестве объекта такой экспертизы выступает психическая деятельность подэкспертного лица (обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего) в юридически значимых ситуациях. Предмет исследования судебного психолога-эксперта – закономерности и особенности протекания и структуры психических процессов, имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия.

Таким образом, психолог-эксперт интересуется прежде всего такими особенностями психики подэкспертного, которые обеспечивают его возможности адекватно воспринимать, сохранять в памяти, рассуждать.

Эта специфика судебно-психологического обследования требует от психолога-эксперта специальных знаний – в области уголовного права, психиатрии, теории и практики судебно-психологической экспертизы, судебной психологии. Большая общественная значимость деятельности психолога-эксперта определяет высокие требования к его личности, которые в целом можно обозначить как наличие личностной и культурной зрелости.

Диагностическое обследование, которое проводит психолог-эксперт, строится по заранее намеченному плану; методы и методики подбираются им с учетом вопросов, которые предлагаются ему судом или следователем, и на основе чтения судебного дела.

Психологический диагноз ставится, всвете всей разнообразной информации об испытуемом, полученной в ходе анализа жизненного пути, поступков, поведения в разных ситуациях, социоэкономических условий, медицинских заключений и пр.

Психологическое заключение пишется ясным и точным языком, без использования специальных терминов; в нем даются обоснованные и однозначные ответы на вопросы, сформулированные судом или следствием; если в чем-то у эксперта нет полной уверенности, он указывает все возможные ответы (желательно с указанием вероятности каждого из них).

В настоящее время расширяется применение психологических знаний в практической юриспруденции, что способствует эффективности решения задач раскрытия и расследования преступлений. От компетентности проведения и использования результатов судебно-психологической экспертизы во многом зависят качество судопроизводства, а также соблюдение прав и охраняемых законами интересов граждан.

Мы перечислили те сферы практической деятельности людей, которые традиционно особенно нуждаются в применении психодиагностики; но наряду с ними психодиагностические методы используются в армии, спорте, для повышения эффективности управленческой и групповой деятельности людей.

Вопросы

  1. Перечислите основные шаги психодиагноста, получившего практический запрос.
  2. Скакой целью психодиагностика используется в школе?
  3. Каковы особенности применения психодиагностики в профотборе и профконсультации?
  4. В чем специфика психодиагностического обследования в медико-психологической консультации?
  5. Перечислите основные проблемы применения психодиагностики в судебно-психологической экспертизе.

Рекомендуемая литература

Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе / Под ред. Н.Н. Обозова. – Л., 1984.

Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. – М., 1985.

Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. – М.; Воронеж, 1998. с. 108–142.

Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1991. – С. 104–117.

Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л., 1985. – С. 22–25.

Кулагин Б.В. Основы профессиональной диагностики. – М., 1970.

Рубинштейн С.Л. Экспериментальные методики патопсихологии. – М., 1970.

Глава 3. Классификация психодиагностических методик

§1. Типы диагностических методик

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству подлежат разделению на две группы:

1) формализованные методики;

2) малоформализованные методики.

К формализованным методикам относятся:

· тесты;

· опросники;

· методики проективной техники;

· психофизиологические методики.

Для них характерны:

· определенная регламентация;

· объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.);

· стандартизация (т.е. установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов);

· надежность;

· валидность.

Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

К малоформализованным методикам следует отнести:

· наблюдение;

· беседу;

· анализ продуктов деятельности.

Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно, когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.д.). Следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдение за обследуемым осуществляется иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте психологической подготовленности самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.

Малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими данными, их склонностями, мотивацией деятельности и т.д.) с этой целью могут быть использованы интервью, беседа, наблюдение.

§2. Формализованные методики

Как уже говорилось выше, они включают в себя четыре главных класса методик: тесты (которые в свою очередь делятся на несколько подклассов), опросники, методики проективной техники и психофизиологические методики.

В литературе нередко все методики определения индивидуальных психологических различий именуются тестами, а пособия по диагностике называются пособиями по тестологии. Однако по своей психологической сущности тесты и, например, опросники очень несходны между собой. Методики проективного характера также представляют собой особый инструмент, не похожий ни на один из перечисленных. Поэтому для лучшего понимания того, что дает диагностирование, следует отделить друг от друга по названию. Особое место должны занять в этой классификации психофизиологические методики. Это оригинальные средства диагностики, возникшие в нашей стране.

Тесты

Тесты (англ. test – испытание, проверка, проба) – это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ. В опросниках, в проективных и психофизиологических методиках правильных ответов не существует.

Тесты можно классифицировать, выделить несколько подклассов в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представляются классификации тестов по форме и по содержанию.

Форма психологического тестирования

По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).

Индивидуальные тесты – это такой вид методик, когда взаимодействие экспериментатора испытуемого происходит один на один. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества:

  • возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, непроизвольными реакциями) слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к обследованию;
  • отмечать функциональное состояние испытуемого и пр.

Кроме того, опираясь на уровень подготовленности испытуемого, можно по ходу эксперимента заменить один тест другим. Индивидуальная диагностика необходима при работе с детьми младенческого и дошкольного возраста, в клинике – для тестирования лиц с соматическими или нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостатками и т.д. Необходима она и в тех случаях, когда нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оптимизации его деятельности. Однако индивидуальные тесты требуют, как правило, много времени на проведение эксперимента и в этом смысле они менее экономичны по сравнению с групповыми.

Групповые тесты это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек). Поскольку инструкции и процедура проведения детально разработаны, экспериментатор должен неукоснительно их выполнять. При групповом тестировании особенно строго соблюдается единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов объективизирована и не требует высокой квалификации. Результаты большинства групповых тестов могут обрабатываться на ЭВМ.

Однако следует отметить и определенные недостатки группового тестирования. Так, у экспериментатора гораздо меньше возможностей установить взаимопонимание с испытуемым, пробудить его интерес и заручиться его сотрудничеством. Любые случайные состояния испытуемого, такие как болезнь, утомление, беспокойство и тревожность, которые могут влиять на выполнение заданий, гораздо труднее выявить в групповом тестировании. В целом, лица, не знакомые с такой процедурой, скорее покажут более низкие результаты при групповом тестировании, нежели при индивидуальном. Поэтому в тех случаях, когда принимаемое по результатам тестирования решение важно для испытуемого, желательно дополнить результаты группового тестирования либо индивидуальной проверкой неясных случаев, либо информацией, полученной из других источников.

Устные и письменные тесты. Эти тесты различаются по форме ответа. Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты, письменными – групповые. Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно («открытые» ответы), в других он должен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным («закрытые» ответы). В письменных тестах ответы даются испытуемым или в тестовой тетради, или специально разработанном бланке ответов. Письменные ответы также могут носить «открытый» или «закрытый» характер.

Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты.

Эти тесты различаются по материалу, который используется при тестировании. Бланковые тесты (другим широко известным названием является – тесты «карандаш и бумага») представлены в виде отдельных бланков или тетрадей, брошюр, в которых содержатся инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графы для ответов. Предусмотрены формы, когда ответы заносятся не в тестовые тетради, а на отдельные бланки. Это позволяет использовать одни и же тестовые тетради многократно. Бланковые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.

В предметных тестах материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т.п. Наиболее известны кубики Кооса и тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского – Сахарова. Предметные тесты чаще проводятся индивидуально.

Аппаратурные тесты – это такой тип методик, который требует применения специальных технических средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны приборы для исследования показателей времени реакции (реактометры, рефлектометры), устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления. В последние годы аппаратурные тесты широко используют компьютерные устройства. В большинстве случаев аппаратурные тесты проводятся индивидуально.

Компьютерные тесты. Это автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит в память ЭВМ с клавиатуры; таким образом, протокол сразу создается как набор данных (файл) на магнитном носителе. Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям. При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.

С помощью компьютера экспериментатор получает для анализа такие данные, которые без ЭВМ получить практически невозможно: время выполнения отдельных заданий теста, время получения правильных ответов, количество отказов от решения и обращений за помощью, время, затрачиваемое испытуемым на обдумывание ответа при отказе от решения, время ввода ответа (если он сложен) в ЭВМ и т.д. Эти особенности испытуемых можно использовать для углубленного психологического анализа результатов, полученных в процессе тестирования.

Вербальные и невербальные тесты. Эти тесты различаются по характеру стимульного материала. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме. Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной языковой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей.

Невербальные тесты, – это такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.). От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций, само же выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции. Самым известным невербальным тестом являются прогрессивные матрицы Равена. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых различий на результат испытания. Они также облегчают процедуру тестирования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.


Сейчас читают про: