double arrow

Третий тип задач


К этому типу относятся задачи, в которых рассматриваются динамические, временные ряды.

Предположим, что психологу дано задание дать информацию о состоянии умственной работоспособности школьников восьмых классов начиная со второй недели учебного года и до девятой недели включительно. Одной из методик, с помощью которых можно фиксировать состояние умственной работоспособности, считается тест Крепелина – он состоит из большого количества примеров, в каждом из них нужно складывать два двузначных числа; учитывается общее число правильно решенных примеров. Каждые 3 мин испытуемые по сигналу экспериментам отмечают черточкой сделанное. Общая длительность эксперимента в зависимости от возраста составит 9, 12 или 15 мин. Этой методикой пользовался психолог. Он начал с того, что сформировал из учащихся средние успехи которых оценивались за предыдущее полугодие баллами 4 и 5, выборку из 10 человек. Все они изъявили желание участвовать в эксперименте. С этими учащимися психолог в течение первой недели учебного года провел по 12 тренировочных занятий; это было необходимо, иначе рост продуктивности вследствие упражняемости замаскировал бы изменения в динамике работоспособности. Затем начался эксперимент: по субботам после уроков учащиеся этой выборки в течение 12 мин работали с тестом Крепелина. Эксперимент, как было сказано, продолжался восемь недель. Были получены следующие данные, средние по всей выборке (табл. 16).




Визуальная оценка полученного динамического ряда свидетельствует о снижении умственной работоспособности, в чем, конечно, нет ничего удивительного. Однако снижение идет не вполне равномерно.

Таблица 16







Сейчас читают про: