Этап усвоения ориентировочной основы действия

На этом этапе учащийся разбирается в содержании усваиваемого действия: в его свойствах, в составе и порядке исполнительных действий, в образце продукта действий. Задача этого этапа состоит в том, чтобы учащийся как можно более полно и адекватно понял содержание усваиваемого материала. От того, какой будет ориентировочная основа действия, будет существенным образом зависеть процесс учения. Ориентировочную основу действия необходимо формировать до того, как ученик приступил к отработке нового действия. Именно в организации «пролога действия» лежит ключ к обучению.

В зависимости от типа ориентировочной основы действия выделяют три типа учения. При первом типе учения учащемуся даются образцы и продукты самого действия, но не дается указаний, как действие выполнить. Уяснение и отработка действия осуществляется с недостаточным пониманием, с ошибками, недостаточно выделяются существенные признаки. При малых трудностях действие деформируется.

При втором типе учения ориентировочная основа действия содержит образцы действия и продукта действия, дается указание, как выполнять задание. Ученик воспроизводит действия учителя, складываются некоторые умения анализировать материал и на этой основе более четкое и уверенное понимание материала, четкое отделение существенного от несущественного. Однако это относится к узкой, конкретной области применения действия. Перенос действия возможен лишь тогда, когда в новые задания включаются элементы старых заданий.

При третьем типе учения не дается образца продукта действия, дается объяснения принципов выполнения действия. Процесс понимания учебного материала протекает эффективно, быстро, без ошибок и затруднений. Происходит уяснение существенных и несущественных признаков в широкой области действия. Имеет место самостоятельный перенос знаний на все конкретные случаи в этой области. Задание выполняется быстро и самостоятельно, действия устойчивы к внешним условиям.

При выработке ориентировочной основы действия необходимо соблюдать три условия:

· ученику необходимо давать подробное описание последовательности операций, из которых состоит действие;

· полный набор ориентиров в каждой из операций;

· давать систему указаний, как и в каком порядке пользоваться ориентирами и каким способом выполнять каждую операцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: