Современные психологические теории обучения (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов). Психологические основы проблемного обучения, пути его реализации

Теория поэтапного формирования умственных действийП.Я. Гальперина создана в развитие идей Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева о том, что психическая деятельность строится по образцу внешней деятельности. Гальперин обратил внимание на три группы фактов:

1. поразительное сходство условий, от которых зависит успешность как психических процессов, так и внешней деятельности;

2. быстрое сокращение первоначально развернутой психической деятельности (в начале явно воспроизводит внешнюю деятельность, в итоге – сокращается и становится неузнаваемой, непонятной и более эффективной);

3. «закономерности перехода извне вовнутрь» (новое задание легче всего выполнить «на предметах», труднее – в громком рассуждении, труднее всего – про себя, в уме).

Другое важное теоретическое положение, на котором базируется теория поэтапного формирования умственных действий, это вывод о том, что формирование новых действий зависит от ориентировки (в которой содержатся не только действия и операции, но и все необходимое для их безошибочного выполнения).

На первое место в своей теории П.Я. Гальперин ставит анализ усвоения действий, т. к. знания рассматриваются как образования, производные от действий и их усвоения. Знания являются результатом преобразования внешних действий во внутренние. Действия включают в себя следующие компоненты: предмет, продукт, средства и ориентировочную основу действия (отражение и знание обо всех выше перечисленных компонентах действия).

В соответствии с этой теорией усвоение знаний – это процесс, осуществляемый на основе усвоения действий, по применению усваиваемых понятий. Знания – это, прежде всего понятия (система отличительных признаков того или иного объекта). Следовательно, решение задач – это использование отличительных признаков объектов. Усвоение действий по использованию признаков ведет к усвоению понятий. Процесс усвоения действий и знаний включает шесть этапов.

Этап мотивации

На этом этапе создается соответствующее личностное отношение к объекту познания, формируется заинтересованность в объекте (внутренняя мотивация), соображения деловые. Соревнования (внешняя мотивация).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: