Группа и коллектив. Коллектив как субъект деятельности и субъект общения

Задачи, которые стоят перед школой, требуют развития разнообразных форм сотрудничества учащихся в учебной, трудовой, социальной деятельности. Все это требует от современного учителя знаний о психологии коллектива, закономерностях его жизнедеятельности и формирования, умений осуществлять педагогическое воздействие на первичные детские группы и коллективы.

Проблема групп и коллективов является основной для социальной психологии. Это связано с тем, что в группе возникают новые психологические явления, в группе меняется сам человек (его чувства, выражение лица, мысли), в группе человек чувствует себя частью целого. Группа - это общность людей, выделяемая на основе определенного признака. В психологии изучаются не все виды групп, а в основном такие, в которых люди вступают в непосредственное взаимодействие, в которых общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Это реальные малые контактные группы.

Понятия группа и коллектив находятся в определенном соотношении. Всякий коллектив - группа, но не всякая группа - коллектив. Основы учения о коллективе как особом виде группы заложил в науке А.С. Макаренко. Он определял коллектив как свободную группу людей, объединенных единой целью, единым действием, организованную, снабженную органами самоуправления, дисциплины и ответственности. В соответствии с таким подходом он выделил важнейшие признаки коллектива:

· общность целей социально-позитивной совместной деятельности, «задачи этой деятельности явно полезны для общества», гармоничное сочетание личных общественно полезных целей;

· отношения ответственной зависимости, которые складываются в коллективе, это отношения руководства и подчинения, иерархии, но не равностояния;

· целеустремленность - особое качество личностей, входящих в коллектив;

· «бьющее в глаза»[18] единство действий;

· психологический климат коллектива - атмосфера, благоприятная для развития всех личностей;

· дисциплина (то, что объединяет все остальные элементы).

В настоящее время в отечественной психологии существует две основные модели коллектива, которые опираются на идеи А.С. Макаренко: стратометрическая концепция А.В. Петровского и параметрическая концепция, предложенная Л.И. Уманским и его сотрудниками.

Стратометрическая [19] концепция коллектива исходит из того, что межличностные отношения в группе многослойны и опосредованы деятельностью группы.

Рис. 3. Страты в межличностных отношениях в коллективе

Г В Б А

Выделяются четыре основные страты: страта А содержит социально-политические и общественно-экономические характеристики групповой деятельности; страта Б характеризует отношения членов группы по отношению к целям групповой деятельности, смысл этой деятельности для членов группы; страта В характеризует межличностные отношения, опосредованные содержанием групповой совместной деятельности; страта Г характеризует эмоциональные межличностные отношения членов группы (типа симпатии – антипатии).

При этом подходе делается попытка связать межличностные отношения в группе с групповой деятельностью. Развитие группы к коллективу идет как бы по пути углубления межличностных отношений, появления в них новых страт и их качественного преобразования.

Коллективу присущ ряд феноменов, которые отличают его от групп другого типа:

· действенная групповая эмоциональная идентификация (индивидотождествляет себя с коллективом и его членами как с единым целым);

· ценностно-ориентационное единство (сближение у членов коллектива оценок, ценностей, установок, целей по отношению к объектам, имеющим наибольшее значение для группы в целом);

· коллективистическое самоопределение (проявляется в избирательном отношение члена группы к групповым влияниям, одни из которых он принимает, а другие отвергает);

· адекватное возложение ответственности за успех и неудачу.

Итак, в стратометрической концепции психологической основой коллектива признаются качественные изменения, которые относятся как к межличностным отношениям, так и к появлению особых групповых феноменов.

Параметрическая концепция, представленная в исследованиях курских и костромских психологов, опирается на изменение степени выраженности основных групповых качеств - параметров. Это такие параметры, как:

· нравственная направленность коллектива - объективное содержание деятельности группы и целей деятельности, мотивы, интересы, убеждения;

· организованность (организационное единство) - способность группы к деловой интеграции, организации и самоорганизации;

· подготовленность - характеризует групповой опыт в различных видах совместной деятельности;

· психологическое единство, включая интеллектуальное единство (степень единства мнений и суждений, способность решать творческие задачи, стремление находить «общий язык»), эмоциональное единство (стремление быть вместе, готовность к совместным переживаниям, доброжелательность во взаимоотношениях) и волевое единство (способность преодолевать трудности, быть настойчивым, проявлять решительность и доводить дело до конца).

Параметры выступают и как основные характеристики коллектива, и как критерии оценки группы. Коллектив в рамках этой концепции понимается как высокий уровень социально-психологического развития группы людей, занятых общественно значимой деятельностью.

Однако, обеим этим концепциям присущи и слабые места (А.Л. Журавлев, 1988). Во-первых, это ограниченность по объекту исследования (в основном изучались временные коллективы подростков и старшеклассников, занимающиеся игровой и учебной деятельностью); во-вторых - по предмету исследования (изучались в основном межличностные отношения и то, что с ними связано: симпатии-антипатии, единство, референтность, сплоченность и т. п.); в-третьих, обнаружился ряд внутренних противоречий. Например, противоречие между высокими показателями межличностных отношений и низкими показателями эффективности совместной деятельности, и, наоборот, в группах с низкими показателями межличностных отношений обнаружилась высокая эффективность совместной деятельности. Не подтвердилось положение о развитии группы как поступательном, прогрессивном развитии как поступательном изменении социально-психологических феноменов коллектива. Все это свидетельствует о том, что узко-психологический подход к проблеме коллектива не оправдал ожиданий ученых.

Осуществление системного подхода к проблеме коллектива, по мнению А.Л. Журавлева, заключается в том, что в качестве ведущего основания коллектива признается совместная деятельность. Детерминация коллектива гораздо шире набора социально-психологических факторов, она строится на основе взаимодействия и взаимовлияния психологических и непсихологических факторов. Целостность коллектива может складываться на разных (и даже на нескольких сразу) основаниях: пространственно-временных, организационно - управленческих, функциональных, социально - психологических, технологических, экономических, социально - демографических, вещественных и др. В развитии коллектива могут быть переходы на нижележащий уровень, «застревание» на текущем уровне развития. Такой подход с необходимостью требует объединить все знания о коллективе на основе рассмотрения его деятельности, разделить проявления на субъект общения и субъект деятельности и создать систематическую типологию коллективов.

Можно указать на еще один подход к изучению проблем коллектива, который сложился в работах курских психологов (прежде всего А.С. Чернышева и его научной школы). В качестве основы жизнедеятельности группы при таком подходе рассматривается организованность группы - способность организации (группы, коллектива) сочетать разнообразие мнений и форм инициативного поведения ее членов с единством действия, направленного на достижение общей цели. Организованность группы - качество группы как коллективного субъекта деятельности, определяющее перестройку неупорядоченных групповых состояний и действий в упорядоченные. Организованность группы проявляется в ее умении самоорганизовываться в ситуации неопределенности, сочетать инициативность и разнообразие форм индивидуального поведения с устойчивым единством действий по реализации цели группы. На различных уровнях развития группы как коллектива изменяется качественное содержание характеристик организованности группы в плане углубления социальной перцепции, повышения автономности личности и группы, расширения лидерства и т.д. Организованность группы оценивается с помощью шкалированного опросника, экспертных оценок и приборов-моделей совместной деятельности. Опросник представляет собой шкалу полярных дескрипторов групповых действий. Он предназначен для измерения уровня организованности группы, ее структурных характеристик. Приборы-модели совместной деятельности (аппаратурные методики «Арка», ГСИ-7, «Стрессор») позволяют выявить процессуальные характеристики организованности и оценить ее как целостное и динамическое явление.

Организованность группы является механизмом актуализации статичных, латентных компонентов группы в динамические, открытые. Организационные свойства отражают процесс жизнедеятельности группы, охватывая как психологические отношения, так и предметное взаимодействие. Они более доступны рефлексии и являются ориентиром для оценивания включенности членов группы в совместную деятельность и их индивидуальной эффективности. Организованность группы является «плацдармом» для самоопределения личности в системе внутри- и межгрупповых отношений.

Организованность группы выполняет ряд функций: стабилизирующая функция, функция совершенствования классного коллектива, функция обогащения личности. В соответствии с этим подходом коллективдолжен обладать рядом признаков-факторов, характеризующих его как организационную систему. К ним относятся:

· направленность, отражающая нравственные основы жизни коллектива как ячейки общества;

· самоуправляемость - способность коллектива к самоуправлению;

· лидерство - система влияния наиболее активных и авторитетных членов коллектива на его жизнь и деятельность;

· единство действий, отражающее степень согласованности действий членов коллектива;

· стрессоустойчивость - способность коллектива преодолевать стрессовые ситуации;

· межгрупповое единство - степень и характер взаимосвязей коллектива с другими коллективами.

Факторы организованности группы в нашем списке приведены в соответствии со значимостью фактора в общей структуре, по убыванию их удельного веса в общей иерархии.

Организованность группы выступает и как явление взаимосвязанности и иерархичности данных свойств, упорядоченности их по ведущему свойству - направленности. Структурность свойств определяет соответствие взаимодействий и взаимоотношений в группе, является основой единства действий.

Подробная информация по данной проблеме содержится в книгах:

& Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1988.

& Журавлев А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психологический журнал. -1988. Т.9. -№ 6. -С. 53-64.

& Крикунов А.С., Чернышев А.С., Луньков А.И. Социально-психологические основы работы классного руководителя. - М.: «Просвещение», 1989.

& Уманский Л.И. Психология работы комсорга. - М.: «Молодая гвардия», 1972.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: