Развитие ученического коллектива и его влияние на личность

А.С. Макаренко, описывая отличительные признаки коллектива, указывал, что эти признаки не даны изначально, а являются результатом развития. Отсюда берет начало идея о развитии группы к коллективу, идея о неизбежности прохождения группой ряда стадий, по мере прохождения которых признаки, описанные выше, реализуются в полной мере. Полная реализация потенциалов коллектива способствует развитию личности, создает благоприятные условия для ее развития.

Личности коллективтакже необходим, так как личность в коллективе находит взаимопомощь, единство действий, сплоченность, взаимную ответственность.

Развитие личности, по Макаренко, идет рука об руку с развитием коллектива. Он указывал также, что существует ряд условий, необходимых для становления коллектива:

· коллективдолжен быть «открытой системой», (т.е. должен быть включен в систему общественных отношений);

· наличие перспективных линий;

· «ожидание завтрашней радости»;

· «диалектика требований коллектива».

Считается, что А.С. Макаренко заложил основы психологического подхода к анализу развития коллектива. Дальнейшая разработка проблемы развития коллектива в плане выделения условий и ступеней развития группы осуществлялась в рамках стратометрической и параметрической концепций.

Так, Л.И. Уманский и его сотрудники А.С. Чернышев, А.С. Крикунов, А.Н. Лутошкин и др. выделяли следующие этапы развития группы: номинальная группа, группа - ассоциация, группа - кооперация, группа - автономия, коллектив. Главным критерием выделения этапов была степень положительного влияния группы на личность. Антиподами развития коллектива являются группа-корпорация и антиколлектив.

Рис.4. Этапы развития группы в соответствии с параметрической концепцией

Положительное влияние

группы на личность

Коллектив

Группа - автономия

Группа – кооперация

Группа – ассоциация

Номинальная групп

 
 


Корпорация

Антиколлектив

Отрицательное влияние

группы на личность

Номинальная группа. Это начальный этап развития коллектива, когда основные параметры не имеют яркого выражения. Цели, задачи, а также режимы работы определяет классный руководитель.

Группа-ассоциация. На этом уровне развития происходит объединение целей и задач, начинают складываться определенные взаимоотношения, но деятельность каждого носит индивидуальный характер. Все параметры коллектива развиты слабо.

Группа-кооперация характеризуется организованностью, высокой эффективность совместной деятельности, хорошим уровнем подготовленности. Межличностные отношения в такой группе носят, как правило, дружественный характер. Однако психологические связи между членами группы еще недостаточно выражены.

Группа-автономия характеризуется довольно высоким уровнем внутреннего единства по всем параметрам. Члены группы отчетливо осознают свою принадлежность к ней. При правильном воспитании группа переходит на качественно новый этап - коллектив, при чрезмерной автономизации, групповой замкнутости и появлении «группового эгоизма» превращается в группу-корпорацию.

Коллектив [20] - это высокоорганизованная социально зрелая группа. Она отличается высоким уровнем развития основных параметров. В такой группе хорошо развиты все виды психологических связей - интеллектуальных, эмоциональных и волевых. Это активная группа людей, способная к творческому выполнению общественно значимой деятельности и к самосовершенствованию.

В группах этого уровня развития отчетливо проявляется инициативность в делах и самостоятельность в осуществлении планирования, организации и контроля совместной деятельности. Коллектив поддерживает тесные связи с другими группами.

В соответствии со стратометрической концепцией А.В. Петровского в развитии коллектива выделяются пять крайних позиций, наиболее ярко выражающих уровни группового развития. Критериями выделения этих позиций являются степень опосредования отношений между людьми в группе содержанием совместной деятельности, а также направление воздействия этого содержания (соответствует общественно-историческому прогрессу или препятствует ему). В коллективе (см. рис. 3, фигура 3)содержание деятельности общественно ценно, и оно в максимальной степени опосредует межличностные отношения.

В просоциальной ассоциации (см. рис. 3, фигура 2) совместная деятельность отсутствует, но факторы взаимодействия выражены, общественно значимы, просоциальны (например, дружеская компания или недавно возникшая группа, в которой совместная деятельность не сложилась).

Асоциальная ассоциация - это такая общность, в которой взаимоотношения людей фактически не опосредуются общими факторами совместной деятельности(см. рис. 3, фигура 4), а если такое опосредование и можно зафиксировать, то оно приобретает асоциальный характер (например, группа хулиганствующих подростков).

Рис. 5. Уровни группового развития по А.В. Петровскому

Просоциальное

направление 2 3

развития

Степень опосредованности

межличностных отношений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: