Роль учреждений дополнительного образования в воспитании и развитии учащихся

Важнейшей задачей воспитания является формирование у ребенка культуры жизненного самоопределения. Сформировать ее только через урок, и только используя школьный потенциал - невозможно. Большую помощь в этом оказывает система внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

Внешкольная воспитательная работа осуществляется на базе учреждений дополнительного образования (более раннее их название - внешкольные учреждения). По определению В.А. Горского «дополнительное образование - это процесс освоения опыта сотрудничества детей и взрослых в интересующем их виде творческой деятельности в свободное от освоения основной (школьной) учебной программы время». Учреждения дополнительного образования призваны: компенсировать отсутствие в основном образовании деятельности, обеспечить ребенку комфортную предметную среду, «ситуацию успеха», развивающее общение; содействовать выбору «индивидуального образовательного маршрута» и темпа его освоения.

Переименование внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования повлекло за собой появление в их деятельности новых направлений и изменения содержания. Например, ранее существующие кружки кройки и шитья не просто переименованы в клуб «Золушка», но и изменили содержание деятельности: здесь учатся шить, вести домашнее хозяйство; деятельность на занятиях строится не только на взаимодействии с педагогом дополнительного образования, но и с парикмахером, косметологом, визажистом, дизайнером, психологом… Переход к новым формам работы (от кружков к студиям, клубам) привело к изменению их программ: сейчас они наполнены не только практикой, но и теорией; они интегративны, разрабатываются педагогами дополнительного образования с учетом интереса детей, темпов их развития, часто при участии родителей.

В последние годы в учреждения дополнительного образования пришли дети дошкольного возраста, традиционной формой работы с ними стали разнообразные студии раннего развития, школы творческого развития и т.д. Изменился характер работы с родителями: система взаимодействия с семьей строится на основе непосредственного соучастия педагогов дополнительного образования и родителей в воспитательно-образовательном процессе. Так, например, в студии «Дюймовочка» Дома Творчества Железнодорожного округа г. Курска традиционными формами работы с родителями стали: посещение родителями занятий (все занятия в студии - открытые), консультации психолога, совместные праздники, ежемесячные родительские встречи.

И.В. Бестужев-Лада определил суть дополнительного образования следующим образом: «… творчество, которое проявляется у человека, при любой интересующей его деятельности».

Дополнительное образование отличается от школьного:

· в школе дети объединены в формальные объединения по возрастному признаку, в учреждениях дополнительного образования - неформальные объединения, в основе существования которых - интерес к совместной деятельности, сотворчество взрослых и детей;

· в основе образовательного процесса в школе лежат государственные стандарты и разработанные на их основе программы; деятельность педагога дополнительного образования базируется на государственной программе, которая видоизменяется им, исходя из особенностей учреждения дополнительного образования, среды, детей;

· для школы приоритетной стороной является информационная сторона, а для учреждений дополнительного образования - практическая, т.к. важнейшая их задача - дополнить основное образование способами, формами, которые мало доступны школе;

· в учреждениях дополнительного образования образовательный процесс не имеет фиксированных сроков, объединения разновозрастны, велик уровень самостоятельного творчества, ведущий к самообразованию и самовоспитанию.

Подробная информация по данной проблеме содержится:

& Семейное воспитание. Краткий словарь. / Сост. Гребенников И.В., Ковинько Л.Э. - М., 1990.

& «Об опыте организации внеурочной работы и дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждений г. Ижевска» / Вестник образования, 1998, №7, с. 40-45.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: