Характеристика альтернативных систем обучения

История развития школы знает различные системы обучения, с помощью которых делались попытки заменить или усовершенствовать модернизировать классно - урочную систему.

1. Белл-ланкастерская система взаимного обучения возникла в конце XIX — начале XX в. (названная, по именам священника А. Белла и учителя Дж. Ланкастера). Ее сущность состояла в том, что учитель организовывал обучение младших школьников с помощью старших. Старшие готовил учитель, они получали инструкции и учили младших. Один учитель, таким образом, мог обучать сотни учеников.

При взаимном обучении ученики быстрее, чем в обычных школах, овладевали навыками письма, чтения, счета. Эта система считалась прогрессивной в России, как свидетельствовали офицеры-декабристы, таким образом они учили письменности своих солдат. Белл-ланкастерская система оправдывала себя там, где не хватало учителей, но она не давала прочных знаний, потому что с старшим учеником всегда можно было договориться, поэтому ее перевели в систему малокомплектных школ в селах, где учитель учил два-три класса одновременно.

2. Дальтон-план. Система индивидуализированного обучения возникла в начале XX в. Разработчик - американская учительница из города Дальтона Елена Паркхерст. Вместо классов занятия переносились в лаборатории, снабженные книгами, пособиями, приборами, которыми учащиеся могли пользоваться индивидуально. Опора была сделана на самостоятельную учебную деятельность обучающихся. Учитель давал задание индивидуально, помогал каждому ученику, если нужно, а ученик, изучив материал, сдавал зачет и получал новое задание.

Дальтон-план позволял приспособить темп обучения к реальным возможностям учеников, приучал их к самостоятельности, развивал инициативу, вовлекал в поиски рациональных методов изучения. Однако в целом данная система привела к снижению уровня обученности, ибо большинству учащихся не под силу самостоятельно, без объяснения учителя, справиться с заданиями, глубоко овладеть материалом.

3. Мангеймская система применяласьв конце XIX — начале XX в. (по наименованию германского города Мангейма). Классы дифференцировались по составу учащихся с учетом уровня их интеллектуальных способностей и успешности учебной деятельности: 1) основные классы для детей со средними способностями (50-60 %) — обучение 8 лет; 2) классы для малоспособных детей (20-30 %) — обучение 4 года; 3) вспомогательные классы для умственно отсталых детей (2-2,5 %) — обучение 4 года; 4) классы для одаренных (20-25 %) и из них 1,2 % высокоодаренных — обучение 6 лет. Отбор в е классы происходил на основе психометрических замеров, характеристик учителей и экзаменов.

И. Зиккингер, разработчик системы полагал, что учащиеся смогут переходить из одного типа классов в другой, но на практике это оказалось невозможным из-за значительных различий в программах обучения

Мангеймская система, представлявшая собой форму групповой дифференциации обучения, вызвала справедливую критику, связанную с изолированностью учащихся каждой группы классов, ограниченностью социальных перспектив выпускников групп мало- и среднеспособных, возможностью ограничения и сдерживания развития тех детей, которые не попали в элитную группу.

Идея поклассной дифференциации учащихся присутствует в современной организации обучения и в виде коррекционных классов, классов углубленного изучения учебных дисциплин, и в виде реальных и элитарных (по замыслу — для одаренных детей) школ и классов.

4. Бригадно-лабораторная система обучения применялась в 20-х годах XX в. в советской школе. На общих занятиях учитель определял задание бригаде, объяснял трудные вопросы темы и подводил итоги общей деятельности. На итоговых конференциях бригадир отчитывался за выполнение задания, которое, как правило, выполняла группа активистов, а остальные только присутствовали при этом. Отметки же выставлялись одинаковые всем членам бригады.

Переоценка учебных возможностей учеников и метода самостоятельного добывания знаний привели к значительному снижению успеваемости, отсутствию системы в знаниях и несформированности важнейших общеучебных умений. В 1932 г. обучение по этой системе прекратилось.

5.План Трампа возник в 1960-е гг. XX в., названн по имени разработчика американского профессора педагогики Л. Трампа. Предполагал сочетание занятий в больших аудиториях (100-150 человек) с занятиями в группах по 10-15 человек и индивидуальную работу учащихся. На общие лекции отводилось 40% времени, на обсуждение лекционного материала, углубленное изучение отдельных разделов и отработку умений и навыков (семинары) - 20%, а на самостоятельную работу под руководством педагога или его помощников из сильных учеников отводилось 40% времени. Классы при этой системе отменялись, состав малых групп был непостоянный.

В настоящее время по плану Трампа работают лишь некоторые частные школы, а в массовых закрепились только отдельные элементы: преподавание бригадой педагогов одного предмета (один читает лекции, другие проводят семинары); привлечение помощников, не имеющих специального образования, к проведению занятий с большой группой учащихся; организация самостоятельной работы в малых группах.

В современной практике существуют и другие системы организации обучения. На Западе имеются неградуированные классы, когда ученик по одному предмету обучается по программе седьмого класса, а по другому, например, - шестого или пятого. Ведутся эксперименты по созданию открытых школ, где обучение ведется в учебных центрах с библиотеками, мастерскими, т.е. идет разрушение самого института «школа».

Особая форма организации обучения - погружение, когда на протяжении определенного отрезка времени (одной-двух недель) учащиеся осваивают только один или два предмета. Аналогично организуется обучение по эпохам в Вальдорфских школах.

Классно-урочная система оказалась наиболее устойчивой. Претерпевшая значительную модификацию и модернизацию, является преобладающей в школах мира, Несмотря на то, что основные ее положения разработаны и внедрены около 400 лет назад.

Ее преимущества перед другими системами обучения проявляются прежде всего в том, что при массовом охвате детей школьного возраста учебными занятиями классно-урочная система обеспечивает организационную четкость и непрерывность работы учащихся и стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика; предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной работы школьников; обеспечивает возможности сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы; она, о чем уже упоминалось выше, экономична, по сравнению с индивидуальным обучением.

----------------------------------------------------


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: