Система деятельности классного руководителя

Классный руководитель - это официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в вверенном ему классе. В России впервые должность классного руководителя была введена в 30-е годы. В 1975 году Министерством просвещения было утверждено положение «О работе классного руководителя». С 1986 года обязанности классного руководителя введены в технических училищах.

Но, как показывает практика, многие классные руководители нечетко представляют свои должностные права и обязанности, поэтому в учительской среде часто можно услышать: «Ничто не ценится так дешево и не дается так дорого, как классное руководство».

Классный руководительработает на основе должностной инструкции классного руководителя, которая после утверждения ее директором школы становится официальным документом. Должностная инструкция включает общие требования к работе классного руководителя и специфические, которые зависят от особенностей конкретной школы, ее социального окружения, контингента учащихся.

Так, например, основное назначение классного руководителя по должностной инструкции в учебных заведениях города Волгограда состоит в «обеспечении непрерывного педагогического процесса в урочное и внеурочное время, в организации внеурочной воспитательной, общественно-полезной, культурно-досуговой работы с закрепленным классом». На должность классного руководителя назначаются педагоги, имеющие среднее специальное или высшее образование.

К функциональным обязанностям классного руководителя относятся:

а) работа с учащимися:

· организация и проведение режимных моментов (контроль посещаемости, выяснение причин отсутствия, организация питания);

· всестороннее изучение и воспитаниеучащихся, оказание им помощи в учении и развитии;

· работа с активом класса;

· планирование и осуществление воспитательной и культурно-досуговой работы в классе;

· индивидуальные психолого-педагогические консультации с учащимися по их просьбе, заявкам родителей или учителей;

· сбор и обработка информации об учащихся и т.д.

б) работа с учителями, преподающими в классе, закрепленном за классным руководителем:

· организация и проведение малых педагогических советов, педагогических консилиумов;

· координация и согласование педагогического воздействия сотрудников учебного заведения.

в) работа с родителями:

· информирование об успехах, проблемах учеников;

· проведение родительских собраний;

· посещение семей;

· консультации по вопросам воспитания.

г) взаимодействие со службами учебного заведения, администрацией, медиками, психологами, библиотечной службы, взаимодействие с педагогами дополнительного образования;

д) работа с документами:

· ведение личных дел учащихся;

· ведение классного журнала;

· контроль за ведением ученических дневников;

· подготовка характеристик учащихся класса;

· обработка и сохранение всех поступающих справок и других документов.

Функции классного руководителя: воспитательная (формирование личности и коллектива); организаторская (проведение работы по всем педагогическим аспектам); координирующая (установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса); административная (ведение документации). Система работы классного руководителя включает следующие основные компоненты: изучение учащихся и коллектива класса; формулировка воспитательных задач; планирование воспитательной работы; организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом; анализ и оценка результатов воспитания.

Деятельность классного руководителя осуществляется по следующим направлениям: здоровье, учение, общение, досуг, семья. В своей работе классный руководитель использует все известные формы и методы работы. Главные требования их выбора - они должны соответствовать возрасту, индивидуальным особенностям учащихся, отражать педагогическую ситуацию класса.

Подробная информация по данной проблеме содержится в книгах:

& Итоги эксперимента «Содержание и условия деятельности освобожденного классного руководителя (классного воспитателя)» // Вестник образования: Справочно-информационные материалы Минобразования РФ, 1992, №1, с. 2-51.

& Болдырев Н.И. Классный руководитель. - М., 1984.

& Практикум по педагогике: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. З.И. Васильевой. - М., 1988, с.125-133.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: