double arrow

Эмпатическое слушание


Эмпатия - это сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир другого человека, так что эмпатическое слушание - это "сочувственное" слушание.

При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализируют, не критикуют, не поучают. При эмпатическом слушании нужно применить рефлексию. Рефлексия - это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают "рефлектирующего", его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления.

Существуют правила эмпатического слушания:

Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отстраниться от готовых установок и предубеждений относительно собеседника. Только в этом случае вы можете понять то, что чувствует ваш собеседник, "увидеть" его эмоции.

В своей реакции на слова партнера вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято вами.




Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать. Помните, что это время принадлежит ему, не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Пауза необходима человеку для того, чтобы разобраться в своем переживании.

Необходимо помнить, что эмпатическое слушание - не интерпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства.

Методику эмпатического слушания имеет смысл применять только в том случае, когда человек сам хочет поделиться какими-то переживаниями.

1. Информационный

Дать собеседнику высказать свою точку зрения

поддакивание, побуждение, невербальная поддержка

2. Уяснение

Убедиться, что вы правильно его поняли

Выяснение, парафраз, отражение чувств

3. Завершающий

Добиться совместного решения

Оценки, продолжение, резюмирование

Так как же правильно слушать? Каковы условия эффективного слушания? Вот некоторые рекомендации для людей, которые желают научиться слушать своего собеседника и стремятся развить эффективное слушание:

Будьте внимательны и показывайте собеседнику, что вы внимательны.

Старайтесь сосредоточиться не только на смысле сказанного собеседником, но и на истинном сообщении, которое чаще всего бывает скрыто.

Слушайте, не перебивая, дайте собеседнику выговориться



Не торопитесь с оценками и выводами, сначала удостоверьтесь, что именно имел в виду ваш собеседник.

Избегайте говорить собеседнику "Я Вас понимаю", поскольку эта фраза воспринимается почти всегда негативно, лучше всего прямо указать ту эмоцию или чувство, которое испытывает Ваш собеседник (за это вам будут благодарны).

Если ваш собеседник проявляет излишнюю эмоциональность, слушайте только смысл сказанного, сами не подпадайте под власть эмоций, иначе о принятом в таком состоянии решении вы будете долго жалеть.

Отвечая на вопрос, удостоверьтесь, что конкретно хочет узнать собеседник, иначе вы можете дать излишнюю или ненужную информацию

Если целью беседы является принятие решения, используйте рефлексивное слушание.

Но важно не только внимательно слушать, но и показывать это. Показать, что вы слушаете собеседника, можно несколькими способами. Во-первых, нужно повернуться к собеседнику лицом (а не стоять к нему боком, ибо это признак незаинтересованности и неуважения), если же вы сидите, то нельзя сидеть развалясь (это также признак неуважения), лучше сесть прямо. Во-вторых, ваша поза должна быть открытой, то есть руки и ноги не должны быть скрещены. В-третьих, собеседника следует поддерживать взглядом, то есть смотреть на говорящего, но, конечно, не пристально. Вообще же о человеке, который не избегает смотреть в глаза своему собеседнику, складывается более благоприятное впечатление.



Заключение

Умение слушать и слышать является важнейшей, если не самой важной, характеристикой коммуникативной компетентности. Часто сам факт того, что человека просто внимательно выслушивают, является для него решением многих личностных проблем. Причем есть огромная разница между тем, слышим мы нашего собеседника или его слушаем. Путать эти понятия нельзя: если мы слышим голос собеседника, но не вникаем в содержание его речи, то это будет означать, что мы слышим, а не слушаем собеседника. Слушать же - значит не только вникать в содержание речи собеседника, но и воспринимать истинное сообщение, которое может быть скрытым, вдумываться в слова собеседника, анализировать состояние собеседника и причины, толкнувшие его на то или иное высказывание.

Умение слушать и слышать является необходимым условием для эффективной работы еще и потому, что решение многих проблем возможно только при полном понимании его проблемы. Однако экспериментальные исследования психологов показывают, что большинство людей не обладает навыками эффективного слушания и воспринимает речь собеседника лишь поверхностно (если воспринимает вообще). И лишь 10% людей обладают умением слушать собеседника, вникать в сущность сообщения и лежащие за этим сообщением чувства и мысли. Интересно, что лучшими способностями к слушанию обладают женщины, мужчины же более склоны слушать самих себя и часто перебивают собеседника, рассматривая беседу как возможность "себя показать", как некое соревнование.

Главное - необходимо показать собеседнику, что его внимательно слушают и понимают.

Подача обратной связи - серьезная работа, требующая сосредоточенности, смелости, уважения к себе и другим.

№ 20 цели, задачи и правила техники поиска альтернативных решений

№ 21 концепции и методы современной практики консультирования и терапии разработанной в западной традиции.

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда; Аналитическая психология Карла Густава Юнга; Индивидуальная психология Альфреда Адлера; Гуманистически-ориентированное консультирование; Клиент-центрированный подход Карла Роджерса; Экзистенциальный подход Ирвина Ялома и Ролло Мэя; Логотерапия Виктора Франкла; Гештальттерапия; Бихевиорально-ориентированное консультирование; Нейролингвистическое программирование

В рамках классического психоанализа разработаны и используются следующие методы для того, чтобы помочь клиенту достичь высокой степени эффективного функционирования:

1. Метод свободных ассоциаций. Клиент расслабляется, устраивается на кушетке или в кресле и проговаривает вслух все мысли и воспоминания, которые приходят ему в голову

2. Интерпретация сопротивления. Клиент может неосознанно сопротивляться воспоминанию вытесненных конфликтов и импульсов.

3. Анализ сновидений. Содержание их, согласно 3. Фрейду, раскрывает вытесненные желания. 3. Фрейд называл анализ сновидений «королевской дорогой к бессознательному». Сон - символическое удовлетворение желаний. В его содержании частично отражаются ранние детские переживания.

4. Анализ трансфера. Трансфер - замещение в процессе работы с клиентом, которое представляет собой защитный механизм.

5. Эмоциональное переучивание. На завершающих этапах работы с клиентом поощрение его к использованию новых для него интеллектуальных озарений в повседневной жизни.

6. Интерпретация - разъяснение неясного или скрытого для клиента значения некоторых аспектов его переживания или поведения. Интерпретация включает следующие процедуры:

1) идентификация (обозначение);

2) разъяснение (собственно толкование); '"

3) перевод толкования на язык повседневной жизни клиента.

защитные механизмы: отрицание, вытеснение, проекция, индетификация, рационализация, включение, замещение, изоляция, регрессия, реактивное образование, сублимация.

№ 32 супервизия в психологическом консультировании

Супервизия в процессе психологического консультирования не является ни обучением, ни психотерапией консультанта в полном смысле этих слов, хотя может обладать и тем, и другим эффектом. Ее предназначение – помочь психологу – консультанту / психотерапевту разобраться в сложившейся ситуации его взаимоотношений с клиентом, понять и осознать, что мешает ему оказать клиенту помощь, почему ситуация консультирования не развивается так, как надо, найти собственные ошибки и упущения в работе, проверить правильность и целесообразность примененных по отношению к клиенту техник и приемов. Проводится она квалифицированным опытным психологом-консультантом или психотерапевтом.

Супервизия осуществляется по запросу специалиста, находящегося в затруднительной профессиональной ситуации. Она основана на взаимном доверии и уважении.

Эффективная супервизия должна быть подготовлена и упорядочена, должна присутствовать предварительная договоренность о графике и цене, то есть супервизия представляет собой организованный, а не стихийный процесс.

В зависимости от конкретной ситуации и запроса супервизия может иметь следующие цели: оценочную (например, оценить действия обратившегося за помощью психолога), обучающую (может выступать как форма повышения квалификации), направляющую, поддерживающую и др.

Выделяются два основных уровня проведения супервизии. Первый уровень предназначен для начинающих специалистов в области психологического консультирования и психотерапии (до и после получения диплома). Супервизия второго уровня предназначена для более опытных практикующих консультантов и психотерапевтов.

Супервизия проводится в индивидуальной, групповой или коллективной форме (иногда могут сочетаться несколько форм). Супервизия также может быть очной, очно-заочной и заочной. Очная предполагает присутствие супервизора в кабинете и его прямое наблюдение за ходом консультативной/терапевтической сессии, проводимой супервизируемым (это должно быть согласовано с клиентами). Очно-заочная предполагает присутствие супервизора рядом (за зеркальным стеклом), к которому супервизируемый может обратиться по телефону в любое время (эта возможность также заранее обговаривается с клиентами). Заочная супервизия наиболее распространена: предполагает обсуждение проведенных супервизируемым сессий на отдельной, ранее установленной встрече.







Сейчас читают про: