Пэнто Л. Философская журналистика

Опубликовано Sociologos в Пт, 05/06/2009 - 13:53

Метки:

  • Пэнто Луи
  • Исследования
  • журналистика
  • политика

Писатель, который увековечивает повседневный случай, лишь компрометирует его злободневность. Напротив, тот, кто превращает вечное в злободневное, имеет шанс быть признанным в лучшем обществе.

Карл Краус

Внемлите им, нашим добродетельным профессорам, рыцарям печального образа! Послушайте, как они всем своим существом противятся, сопротивляются тому, чтобы философия вышла на улицу, чтобы она натолкнулась на свое вульгаризированное эхо, и чтобы подчиниться — почему бы и нет — мнению широкой публики. Взгляните на их отчаянные усилия возродить добрые времена, благословенную эпоху, когда клерки объединялись между собой, замыкались в своих салонах, вечных и зябких «Союзах писателей» на французский манер с их ритуалами, нравами, их допотопностью и групповщиной… Я лично считаю, что пришло время покинуть монастыри, заговорить открыто и ясно, решительно и активно ринуться в ад настоящего, в дьявольскую комедию века.

Бернар-Анри Леви

Масс-медиа вторглись даже в такую слывущую эзотерической сферу как философское производство, присвоив себе особую форму компетентности, которая претендует на якобы сугубо второстепенные роли: осуществляя выбор собеседников, «звезд», тем и заголовков, журналисты казалось бы лишь описывают то, что происходит на их глазах и без их участия. При этом забывается, что сам факт классифицирования, когда, например, на безобидной газетной полосе некий автор или текст наделяются эпитетом философский, уже является вторжением в поле философии. Это вторжение отнюдь не ограничивается пограничной полосой философского производства, оно оказывает воздейст-вие на всю совокупность поля духовного производства в той мере, в какой оно включает в себя то, что все труднее становится не замечать, а именно, новое определение «философа», или, что часто сводится к тому же, «интеллектуала», его труда, его роли. Можно, конечно полагать, что преподаватели средних учебных заведений, наиболее тесно связанные со школьным воспроизводством философской культуры, не подвержены «моде». Однако совершенно неожиданно обнаруживается, что некоторые их них далеко не равнодушны к злободневным выступлениям, как если бы они находили в них (произведенных, однако, в откровенно разнородной логике), поддержку своим статусным требованиям «персонального» мышления и свойственного академизму разоблачению «мнения», столь легендарно прославленному в мифе о Пещере. Школьные учебники, учебники для выпускных классов осуществляют освящение авторов, чье качество как философов далеко не общепризнанно: среди современных философов можно увидеть стоящими бок о бок и тех, кто известен лишь узкому кругу профессиональных коллег (например, Жорж Кангилем), и тех, признание которых обеспечивается исключительно масс-медиа. В результате рядом оказываются Жан Бодрийяр, Корнелиус Касториадис, Морис Клавель, Жиль Делез и Феликс Гваттари, Жан-Туссен Дезанти, Винсен Декомб, Мишель Фуко, Марсель Гоше, Рене Жирар, Жиль-Гастон Гранже, Мишель Анри, Клод Лефор, Эммануэль Левинас, Жиль Липовецки, Эдгар Морен, Поль Рикёр, Клеман Россе, Луи Сала-Молен[1].

Тот, кто (решив избежать исключительно хвалебного тона, который в восторженном универсуме медиативной славы считается единственно приемлемым), попытался бы проанализировать сегодняшние трансформации отношений между внешним и внутренним миром поля, незамедлительно оказался бы заподозрен в очковтирательстве и даже в зависти, замешанной на восхищении. Поскольку эти трансформации затрагивают сложный комплекс относительно независимых факторов, и поскольку, соответственно, они не могут быть лишь результатом намерений (типа стремления к известности), то невозможно принять и слишком простой тон этического сожаления или разоблачения. Следовательно, единственно научно убедительным способом разрыва с индивидуализирующей логикой интеллектуального нарциссизма может быть лишь анализ причин (в отличие от поиска «ошибок»), который позволил бы выяснить вес объективных структур, в частности, через исследование всякого рода мелких компромиссов, отставок или предательств, которые вызвало появление масс-медиа внутри философского поля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: