Этнография

Близко к современной антропологии стоит этнография, составляющая, по Ратцелю, вместе с антропологией, одну науку народоведения.

Если антропология изучает человека и отдельные нации со стороны морфологии и физиологии, то этнография — со стороны их материальной и „духовной“ культуры. Жилище, одежда, вооружение, занятия, орудия производства, обычаи, общественная организация, правовые понятия, верования и т. п. отдельных национальностей, главным образом отсталых, — область этнографии. Практическая же цель этнографии была — дать „культурным“ рабовладельцам представление о тех национальностях, с которыми им приходилось иметь дело, чтобы тем самым предоставить им возможность лучше эксплоатировать порабощенные народы.

Но этнография оказала услугу не только колониальным эксплоататорам; материал, собранный этнографами (Морганом и др.), был широко использован социологами, и на основании этого материала социологи имели возможность восстановить доисторическую эпоху „культурных“ народов: их общественную организацию, обычаи, занятия, быт и верования в те времена, от которых у нас не сохранилось

других исторических источников, или сохранились только немногочисленные вещественные памятники, подтвердившие, кстати сказать, выводы социологов (Фр. Энгельса и др.).

До тех пор, пока этнография ограничивалась собиранием материала об отсталых народах, она могла существовать, как самостоятельная наука. Но как только этнография приступает к обобщениям, она превращается в социологию, и этнографы, описывающие отдельные народы, — в собирателей сырого материала для социологов. Такое сращивание вполне законно и только оно может превратить этнографию из груды материалов в науку. Это тем более верно, что этнография не может ограничиться только изучением отсталых, безклассовых народов, но должна изучать и „культурные“ народы с их развитым классовым делением, классовой идеологией и борьбой. Задача этнографов – описать быт, обычаи, идеологию отдельных классов, не ограничивая себя национальными рамками и не сваливая в одну кучу, в единую нацию, различные классы, несходные по своему быту и идеологии. С этим этнография справится только, став социологией.

Пока же историк находит в этнографии описание материальной и духовной культуры (жилищ, орудий, обычаев, верований и т. д.) отдельных народов. Вся критическая проверка этого материала, установление, когда и под влиянием чего возникли определенные обычаи, верования, нравы, формы хозяйства и т. д., о каком историческом прошлом они говорят, насколько этим источникам можно верить, что внесено в них последним временем и т. д., и т. д., — все это ложится на плечи историка. Поэтому этнографы пока для историка такие же собиратели сырого материала, как архивные и библиотечные работники.

ЛИТЕРАТУРА:

П. Ф. Преображенский. Курс этнологии. 1929 г. Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. 1922 г. Ф. Энгельс. Анти-Дюринг, 1929 г. Ермолов. Народная сельско-хозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. Т. т. I—IV. 1901—1905 г.г. В. Миллер. Исторические песни русского народа XVI—XVII вв. „Сборник Отделения Русского языка и словесности Имп. Академии Наук”, т. 43-й, 1915 г. В. Миллер. О некоторых былинных именах. 1903 г.] В. Перетц. Современная русская народная песня. 1893 г, В. Перетц. К истории русской народной сказки. 1894 г. И. Сахаров. Сказания русского народа о семейной жизни своих предков. Части I — II. 1836 г. М. Михельсон. Ходячие и меткие слова. 1896 г. С. Займовский. Крылатое слово. Справочник цитаты и афоризма. 1930 г. L. H. Morgan. Die Urgesellschaft. Untersuchungen über den Fortschrift der Menschheit aus der Wildheit durch die Barbarei zur Zivilisation. Übers. von W, Eichhof und K. Kautsky. 1891 г. F. Graebner. Methode der Ethnologie. 1911 г. F. Müller. Allgemeine Etnographie. 1873 г. F. Ratzel. Völkerkunde. Т. т. I–II 1894–1895 г.г. M. Hoernes Natur-ond Urgeschichte des Menschen. Т. т. I—II, 1909 г. K. Lampert. Die Völker der Erde. Eine Schilderung der Lebensweise, der Sitten, Gebräuche, Feste und Zeremonien aller lebenden Völker. Т. т. I—II, 1903 г, M. Schmidt. Grundriss der ethno-logischen Volkswirtschaftslehre. T, т, I–II, 1920—1922 г. г, K. Leetberg. Kui pikalt оn Kalewipoeg rahwa luuletus. 1911 г. Kalevalan selityksia. Eri tutkijain avustamana. Toimit-tanut A. R. Niemi. 1910 г. И. Петрушевский. О дохристианских верованиях крестьян Нагорного Карабаха. 1930 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: