Археология

Если выводы сравнительного языковедения в отношении эпох, от которых не сохранилось письменных источников, оспариваются яфетической теорией, то выводы археологии основаны на более надежном материале: на материальных остатках старины. На основании этих остатков (городищ, курганов, полей, кухонных остатков, остатков жилищ, орудий, оружия, одежды, украшений и т. д.) доисторическая археология, путем сравнительного и типологического изучения, восстанавливает картину быта, занятий, культуры и общественных отношений народов, от которых эти остатки к нам перешли.

Систематические археологические раскопки и изучение их данных началось сравнительно недавно, только в XIX веке, поэтому археология еще не в состоянии дать сколько-нибудь исчерпывающих данных о национальности, общественных отношениях и пр. народов, населявших определенную территорию, но быстрое развитие археологии залог, что рамки освещенного историей прошлого человеческого общества будут отодвинуты далеко в прошлое.

Твердо следует помнить, что только при помощи совместного изучения и сравнения данных археологии, этнографии с фольклором и сравнительного языковедения (лингвистической палеонтологии) может быть освещена история той эпохи, от которой не сохранилось письменных источников. К сожалению, до настоящего времени таких исследований нет. Отдельные историки использовывают в своих исследованиях обычно только данные одной из этих вспомогательных исторических наук. Надеемся, что организация коллективного труда в области истории в дальнейшем даст возможность использовать равномерно, подвергнув взаимной критике, все три указанные категории источников.

Кроме доисторической археологии, для историка имеет значение историческая археология, изучающая вещественные памятники (здания, монументы и произведения искусства) эпохи, от которых сохранились письменные источники. К археологии же примыкают эпиграфика, изучающая надписи на различных памятниках, и нумизматика, изучающая монеты и медали,

В настоящее время имеется тенденция объединить археологию, нумизматику и эпиграфику в особую науку, в историю материальной культуры, рассматривающую развитие всей материальной культуры человечества (жилищ, орудий, оружия, украшений, живописи и т.д.). Думается, что отделить историю материальной культуры от общей истории (экономической и политической) человечества нет никаких

оснований: нельзя изучать материальную культуру изолированно от общественного развития человечества. В дальнейшем же своем развитии археология, по нашему мнению, должна влиться в историю, как неразрывная часть науки, изучающей прошлое человеческого общества, независимо от того, сохранились ли или нет письменные источники от изучаемой эпохи.

ЛИТЕРАТУР А:

С. А. Жебелев. Введение в археологию. 2 части, 1923 г. В. А. Городцов. Первобытная археология. 1908 г. В. А. Городцов. Бытовая археология. Обермайэр. Доисторический человек. В. А. Городцов. Руководство для археологических раскопок. 1914 г. А. Арциховский. Новые методы археологии (Доклад и прения на заседании социологической секции Общества историков-марксистов от 4-го ноября 1929 г.). „Историк-марксист“ т. XIV, 1929 г.

М. Hoernes. Natur-und Urgeschichte des Menschen. Т. т, I–II. 1909 г. T. Ely. Manuel of archaeology. 1890 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: