double arrow

Определение места возникновения источника


При определении места возникновения источника применяются те же методы, которые применяются при определении времени возникновения источника, только в другом разрезе.

Место возникновения вещественных памятников определяется:

1) по материалу (например, по составу сплава металлов), который не бывает одинаков во всех местах в момент создания памятника;

2) по техническим приемам работы, которые еще более различны в отдельных местностях и предприятиях, даже ныне при фабричном производстве по определенным стандартам, но различие которых было несравненно больше при ручном производстве;

3) по стилю, по художественному выполнению работы, в которой ярко выявляются особенности местного творчества, свойственного отдельным местностям и народам;

4) по месту нахождения памятника (место и характер погребения, городище и т. д.);

5) по характеру и назначению самого памятника.

Конечно, только всестороний учет всех особенностей памятника избавляет исследователя от ошибок. Только по одному из перечисленных особенностей нельзя определить места возникновения всякого вещественного памятника, так как торговые и другие сношения, подражания, заимствования и т. п. имели место и в более Глубокой древности. Поэтому, например, арабские монеты мы можем найти на побережьи Невы, живопись фламандской школы в Баку, но это еще нисколько не определяет места возникновения источника, а говорит только о сношениях между местностями и народами.

Так же, как определяется места возникновения вещественных памятников, можно установить и место возникновения таких источников, как фотографические и кинематографически снимки, при которых, однако, особенное внимание следует обратить на их содержание, сюжет и его оформление.

При определении места возникновения письменных источников также изучается:

1) материал, на котором написан источник (папирус, пергамент, клинопись, бумага) и который вырабатывался не одного и того же вида и качества в различных местах, а также водяные знаки и фабричные марки на бумаге;

2) шрифт (письменный или печатный) и украшения, которые имели свои местные особенности;

3) язык, на котором могли отразиться местные диалекты;

4) стиль художественных произведений и формулы в деловой переписке, которые имеют свои национально-государственные и, иногда, областные особенности.

Особенное же внимание при определении места возникновения письменных источников следует обратить на содержание самих источников. Местность, о которой говорится в источнике, степень знакомства автора с этой местностью и событиями, имевшими в ней место во время составления источника, отношение автора источника к тем или другим фактам и т. п. дают нередко возможность совершенно точно определить место возникновения источника.

Но и при определении места возникновения источника следует быть осторожным и анализировать всесторонне источник как со стороны его внешности, так и содержания. Никаких окончательных выводов нельзя еще сделать, на основании только бумаги или пергамента (они могли быть привезены из другой местности), языка (документ мог быть составлен иностранцем, изучившим данный язык или диалект), шрифта (могло иметь место подражание) и т. д. Только изучение всех особенностей источника может дать правильный ответ на изыскания историка.

Письменные источники последних столетий обычно не требуют особого труда при определении места их возникновения: книги снабжены указанием места издания и типографии, акты и переписка – места их составления, газеты и журналы — места выхода. Но при использовании печатных изданий нередко необходимо установить, где была написана рукопись, при использовании различных статей и корреспонденции в газетах и журналах следует выяснить, действительно ли они были написаны там, где это указано (например является ли „корреспонденция с фронта военных действий“ действительно таковой, или выдумана в редакции досужим журналистом); требуется и проверка отчетов об экспедициях и командировках (действительно ли осматривало данное лицо то, о чем говорит). В этих случаях возможно определить место возникновения источника только по его содержанию, т.-е. по степени знакомства автора с томи фактами, о которых он пишет, и их деталями.

Наконец, нередко встречаются книги, журналы, листовки и т. п., в которых место выхода указано неверно (например, Петербург вместо Берлина), или же вымышленные (например, Аркадия, Олимпия и т. д.). Это встречается в нелегальных политических изданиях, а также в недопущенной законом по другим соображениям литературе (порнографической). В таких случаях место издания следует определить путем анализа внешней формы источника (бумаги, шрифта и технического выполнения).

При определении места возникновения народных песен, поговорок, пословиц, сказок и др. данных фольклора необходимо учесть место их распространения среди определенной народности или местности и их содержание. Например, сказки, в которых фигурируют верблюды, могли возникнуть среди народа, знающего верблюдов; песни, в которых воспеваются северные олени — на севере. Занятия, о которых говорится в устных преданиях, реки и деревья, которые воспеваются, верования и события, о которых говорится, и т. п. дают, наряду с народностью или местностью, где обращаются эти предания, указания на место возникновения устного памятника. Но сказки, пословицы, песни, поговорки и т. п. переходят от одного народа к другому, быстро распространяясь в пространстве, подвергаясь переделкам и изменениям. Поэтому при определении места их возникновения особенно необходимо выяснение их генезиса, составление их генеалогического дерева.

Если место возникновения источника нельзя определить точно, то это следует сделать приблизительно. Необходимо, по крайней мере, определить страну, в которой возник источник. Если же историк не в состоянии определить хотя бы приблизительно, где возник источник, последний не может быть достаточно правильно использован в работе данного историка.

ЛИТЕРАТУРА указана в главе 23-ей.


Сейчас читают про: