Управление предприятием при возникновении ЧС

На стадии «В» развития аварии (ЧС) руководитель предприятия вводит «режим чрезвычайной ситуации». Хотя стадия «В» практически неуправляема и характеризуется лавинообразным процессом дестабилизирующих фактов а последующим «полным обвалом», тем не менее может проводится ряд мероприятий по снижению масштабов аварий. К примеру, в начальной стадии химической аварии должны (могут) проводится работы по приостановке или ограничению выброса (утечки) ОХВ. Выполнение этой задачи осуществляется перекрытием кранов и задвижек на магистралях и емкостях, а также с помощью бандажей, хомутов, тампонов, заглушек, перекачкой жидкости из аварийной емкости в запасную (резервную).

Для локализации химического заражения, предотвращения растекания ОХВ, предупреждения сильного заражения грунта и грунтовых вод могут быть использованы различные простейшие способы и средства:

· обвалование разлившегося вещества;

· создание препятствий на пути растекания ОХВ (запруды, перемычки и т.п.);

· сбор ОХВ в естественные углубления, ловушки (ямы, канавы, кюветы).

Для снижения скорости испарения ОХВ и ограничения глубины распространения их парогазовой фазы можно использовать следующие способы:

· рассеивание (поглощение) парогазовой фазы ОХВ с помощью водяных (паровых) завес. Для нейтрализации ОХВ в воду можно добавлять различные нейтрализующие вещества;

· поглощение жидкой фазы слоем сыпучих адсорбирующих материалов (грунт, песок, шлак, уголь или его пыль, керамзит, опилки и т.п.);

· изоляция жидкой фазы пенами, пленочным материалом, настилом и т.п.;

· дегазация (нейтрализация) ОХВ растворами химически активных реагентов.

Работы, незавершенные на этой стадии, выполняются на стадии «Г» - так называемого «пораженного состояния» объекта, затухания аварии. Она охватывает период локализации чрезвычайной ситуации (ограничения источника угроз) до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий. Авария (ЧС) считается закончившейся тогда, когда прекратилось воздействие ее опасных факторов, ликвидирована непосредственная угроза для жизни и здоровья людей и начинается период восстановления.

Обстоятельства этой стадии обусловливают чрезвычайный режим работы органов управления и нештатных аварийно-спасательных формирований НАСФ.

В режиме «чрезвычайной ситуации» по решению руководителя предприятия проводятся следующие мероприятия:

-оповещается персонал предприятия и населения о факте аварии;

-организуется общая и специальная разведка;

-осуществляется предварительная оценка возможного развития аварии;

-проводятся работы по спасению пострадавших;

-осуществляется оценка обстановки на объекте по данным реальной разведки и принимается решение по защите персонала и населения;

-организуется защита персонала объекта и населения;

-усиливается контроль за состоянием обстановки на объекте и прилегающих к нему территориях;

-организуются и проводятся АСДНР и работы по обеспечению устойчивого функционирования объекта и жизнеобеспечения пострадавшего населения.

3. основы управления при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и ликвидации последствий ЧС

Успешное проведение АСДНР на предприятии во многом зависит от знания руководящего состава содержание и порядка управления при организации и проведения работ по ликвидации последствий ЧС.

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций включает проведение в зоне ЧС и в прилегающих к ней районах всех видов разведки и неотложных работ, а также организацию жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава сил ликвидации ЧС.

Организация ликвидации ЧС зависит от ее характера и масштабов, а также от их последствий. Основным организатором ликвидации ЧС является руководитель предприятия.

КЧС и штаб (отдел) по делам ГЗ объекта, используя прогностические данные о возможных ЧС на объекте, их характере и масштабах, разрабатывает превентивные мероприятия по предотвращению аварий и составляют план ликвидации последствий ЧС, который может предусматривать:

· краткую характеристику зоны бедствия (очага поражения);

· силы и средства, привлекаемые для выполнения задач по ликвидации ЧС;

· очередность работ;

· порядок охраны общественного порядка в зоне ЧС;

· специальные мероприятия с учетом специфики района (территории, объекта);

· меры медицинского обеспечения;

· обеспечение безопасности;

· организацию управления;

· вопросы материально-технического обеспечения и др.

Эффективность ликвидации ЧС во многом зависит от экстренности реагирования на ЧС. Это заключается в осуществлении взаимосвязанных действий органов руководства и повседневного управления РСЧС по незамедлительному получению информации о факте возникновения ЧС, своевременному оповещению об этом населения и заинтересованных организаций, а также анализу и оценке обстановки, принятию решений и организации действий сил и средств ликвидации ЧС.

Председатель комиссии по ЧС (ПКЧС), используя прогностические и первоначальные данные о характере и масштабах ЧС анализирует и оценивает обстановку, принимает решение, в котором определяет последовательность выполнения мероприятий по защите персонала, распределение сил и средств, задачи НАСФ и отдает указания по вопросам организации обеспечения и управления.

Для получения достоверной информации в зоне бедствия (это часть зоны ЧС, требующая дополнительной и немедленно предоставляемой помощи и материальных ресурсов для ликвидации ЧС) организуется комплексная разведка с привлечением специалистов-химиков, инженеров, пожарных и медиков.

Звено радиационной и химической разведки определяет наличие радиоактивного загрязнения (мощности дозы в различных точках, динамику их увеличения или спада) и химического заражения (тип опасного химического вещества, направление и скорость ветра, температуру воздуха и почвы, требуемые средства индивидуальной защиты при производстве работ).

Звено инженерной разведки устанавливает характер и степень разрушения дорог, сооружений, коммунально-энергетических сетей, виды завалов, определяет ориентировочный объем работ и необходимую инженерную технику.

Звено разведки команды пожаротушения выявляет пожарную обстановку — участки сплошных и отдельных пожаров, рубежи локализации и способы тушения пожаров, положение водоисточников и примерную потребность в противопожарных силах.

Звено медицинской разведки оценивает санитарно-гигиеническую обстановку, выявляет места нахождения пораженных, их примерное количество и виды поражения, устанавливает необходимый объем работ по оказанию медицинской помощи. При необходимости в звено включают специалистов-эпидемиологов, которые отбирают пробы воздуха и почвы для лабораторного определения вида возбудителей инфекции. Для разведки на объектах сельскохозяйственного производства привлекаются специалисты фитосанитарного надзора и ветеринары.

На основе данных, полученных из различных органов и от специальной комплексной разведки, председатель комиссии по ЧС оценивает обстановку и уточняет ранее принятое решение.

3.1. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в зонах бедствия района чрезвычайной ситуации является одной из основных задач сил и средств РСЧС (в т.ч. и ГО).

Целью проведения АСДНР в очагах поражения является спасение людей и оказание медицинской помощи пораженным, локализация аварий и устранение повреждений, препятствующих ведению спасательных работ, создание условий для последующего проведения восстановительных работ.

Аварийно-спасательные работы проводятся в целях розыска пораженных и извлечения их из-под завалов и из разрушенных защитных сооружений, оказания им первой медицинской и первой врачебной помощи и эвакуации их из очагов поражения и зон затопления в лечебные учреждения.

Содержание аварийно-спасательных работ:

· ведение разведки маршрутов выдвижения формирований ГО и участков (объектов) работ;

· локализация и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;

· розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;

· вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;

· подача воздуха в заваленные защитные сооружения;

· оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;

· вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;

· санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, продовольствия, воды.

В основу организации аварийно-спасательных работ должен быть положен дифференцированный подход в зависимости от обстановки, предусмотрена двухэтапная система лечебно-эвакуационного обеспе­чения: первая медицинская и первая врачебная помощь оказываются непосредственно в районе аварии, а специализированная и стационарное лечение за пределами района аварии (в лечебных учреждениях).

Для эвакуации пострадавших установлены определенные правила. В первую очередь на транспорт грузят тяжелопораженных, а затем пораженных средней тяжести, которые могут ехать сидя, последними — легкопораженных.

Основное требование к организации первой медицинской помощи — оказывать ее максимальному числу пострадавших и в минимально короткие сроки в зоне ЧС с последующей их эвакуацией в лечебные учреждения.

Другие неотложные работы имеют целью создать условия для проведения спасательных работ и обеспечения работоспособности объекта.

Содержание других неотложных работ:

· прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;

· локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;

· укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;

· ремонт и восстановление разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей;

· обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;

· ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.

Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов аварий и катастроф. Наиболее сложные условия для ведения АСДНР могут возникать в очаге комбинированного поражения. В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСДНР. Непрерывность работ достигается своевременным наращиванием усилий, умелым маневром силами и средствами, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материальными средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.

Специфика организации практических действий в аварийной ситуации с ОХВ требует большого объема первичной информации о конкретном токсичном веществе, определяющем химическую обстановку в районе аварии.

Опыт практических действий в такой обстановке показывает, что подспорьем при решении задач АСДНР могут являться аварийные карточки. В них отражаются следующие вопросы: наименование вещества, номер, установленный Организацией Объединенных Наций, степень токсичности, основные свойства, вид опасности (взрыво- и пожароопасность, опасность для

человека), средства индивидуальной защиты, необходимые действия (общего характера, при утечке и разливе, при нейтрализации, при пожаре, при возгорании), меры первой помощи (доврачебной и первой врачебной).

Для работы на объекте в зоне заражения командиру формирования выдается наряд-допуск, утвержденный председателем комиссии по ЧС и подписанный начальником штаба (отдела) по делам ГЗ объекта

3.2. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ зоне бедствия

Последовательность проведения АСДНР в зоне бедствия во многом зависит от характера сложившейся обстановки и определяется председателем комиссии по ЧС.

Анализ проведения АСДНР при ликвидации последствий ЧС в различных зонах бедствия (очагах поражения) показывает, что все задачи выполняются поэтапно (три этапа) в определенной последовательности и в минимально короткие сроки.

На первом этапе решаются задачи по экстренной защите персонала объектов и населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия последствий аварий (катастроф) и подготовке к проведению (выполнению) АСДНР. В первую очередь осуществляется оповещение персонала объекта и населения о ЧС.

На втором этапе основной задачей является непосредственное выполнение АСДНР. Одновременно продолжается выполнение задач первого этапа. В первоочередном порядке проводятся работы по устройству проездов и проходов в завалах к защитным сооружениям, поврежденным и разрушенным зданиям и сооружениям, где могут находиться пострадавшие, местам аварий, которые препятствуют или затрудняют проведение АСДНР.

Химики-разведчики (совместно с группами обеззараживания) определяют, какими ОХВ образован очаг химического заражения, степень заражения местности, зданий, сооружений и обозначают границы очага и пути его обхода.

Группы обеззараживания в первую очередь локализуют очаг химического заражения, дегазируют проходы для доступа к объектам, где необходимо вести тушение пожаров, работы по розыску пораженных и оказанию им помощи, а также для вывода людей с зараженной местности.

При обеззараживании ОХВ следует учитывать, что некоторые из них, вступая в реакцию с дегазирующими веществами, выделяют большое количество тепла, а это может привести к пожарам и

взрывам. В этих случаях обеззараживание производится смесью дегазирующих веществ с песком или землей.

Команды пожаротушения во взаимодействии с НАСФ, используя устроенные проезды и обходя препятствия, выходят к местам пожаров, в первую очередь ведут борьбу с пожарами, препятствующими продвижению сил к участкам (объектам) работ и затрудняющими проведение АСДНР. В дальнейшем они локализуют и тушат пожары особенно в местах размещения аппаратуры, находящейся под высоким давлением, взрывоопасных и ядовитых веществ, спасают и эвакуируют людей из горящих зданий, сооружений и зоны пожара.

Аварии технологического оборудования на объектах химической промышленности нередко сопровождаются растеканием горящей жидкости по поверхности, в результате пожаром может быть охвачена большая площадь. При локализации таких пожаров в первую очередь принимаются меры к предотвращению дальнейшего разлива горящей жидкости.

Спасение людей из горящих зданий и сооружений противопожарные формирования осуществляют во взаимодействии со спасательными и другими формированиями.

Противопожарные формирования, завершившие работы, выводятся из очага поражения. Они проводят специальную обработку, ремонтируют пожарную технику и пополняют запасы огнетушащих веществ.

Спасательные формирования, усиленные средствами механизации, санитарными дружинами (звеньями), с выходом на участок (объект) работ рассредоточиваются и осуществляют розыск пораженных, извлекают их из завалов, вскрывают защитные сооружения, спасают людей из поврежденных и горящих зданий и оказывают им первую медицинскую помощь, выносят к местам погрузки на транспорт.

Первая медицинская помощь пораженным оказывается в порядке само- и взаимопомощи, а также личным составом медицинских пунктов формирований, санитарных дружин и спасательных формирований непосредственно на месте обнаружения пострадавших. При этом прежде всего помощь оказывают пораженным ОХВ (надевают противогазы, при необходимости вводят антидоты, с открытых участков тела смывают ядовитую жидкость), а также пораженным с асфикцией, кровотечением, проникающими ранениями живота и груди.

Вынос пораженных с участков (объектов) работ к местам погрузки на автотранспорт осуществляется носилочными звеньями. Легкопораженные следуют пешком на медицинские пункты самостоятельно или с сопровождающими.

На местах погрузки на автотранспорт проводится медицинская сортировка пораженных по срочности эвакуации, проверяется правильность наложения жгутов, повязок, шин; вводятся обезболивающие средства, проверяется приспособление транспорта к перевозке пораженных, правильное их размещение на транспорте; назначается сопровождающий персонал из числа сандружин (звеньев) или легкопораженных.

Первая врачебная помощь пораженным оказывается в отрядах первой медицинской помощи и в лечебных учреждениях.

На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в районах, пострадавших в результате аварии (катастрофы) и по восстановлению функционирования объекта. Осуществляются мероприятия по восстановлению жилья (или возведению временных жилых построек), энерго- и водоснабжению объектов коммунального обслуживания, линий связи, организации медицинского обслуживания производственного персонала и населения, снабжения продуктами и предметами первой необходимости. При заражении жилого массива проводится его дезактивация, дегазация и дезинфекция. По окончании этих работ осуществляется возвращение эвакуированного производственного персонала и населения.

Одновременно с этими работами начинаются работы по восстановлению функционирования предприятий химической промышленности.

Меры безопасности при проведении АСДНР

Условия проведения АСДНР требуют от личного состава формирований строгого соблюдения мер безопасности. Это позволит предотвратить несчастные случаи, потери личного состава формирований и населения при проведении АСДНР.

Командиры формирований обязаны заблаговременно разъяснить личному составу характерные особенности предстоящих действий, ознакомить его с порядком проведения работ и правилами безопасности, строго следить за их выполнением.

Конкретные меры безопасности указываются личному составу на участке работ одновременно с постановкой задачи.

Перед началом работ необходимо внимательно осмотреть разрушения, установить опасные места поврежденных зданий и сооружений.

Спасательные работы в полуразрушенных, горящих, задымленных помещениях, в завалах проводятся группами (не менее двух человек) при взаимной страховке.

В ходе спасательных работ передвижение машин, эвакуация пораженных и населения организуются по разведанным и обозначен­ным путям. Опасные места ограждаются предупредительными знаками.

При проведении работ на загазованных участках (объектах) запрещается пользоваться открытыми источниками огня. Работы, как правило, ведутся в изолирующих дыхательных аппаратах, инструментом из цветных металлов или омедненных. Для освещения рабочих мест применяются взрывобезопасные аккумуляторы.

Аварийные работы на электросетях проводятся после отключения поврежденных участков сети на распределительных пунктах (щитах), в резиновых перчатках и сапогах, с соблюдением при этом мер электробезопасности (наложение заземления, вывешивание предупредительных знаков и др.).

На местности, загрязненной радиоактивными веществами, необходимо соблюдать режим, регламентирующий допустимое время нахождения под воздействием облучения. Весь личный состав должен быть обеспечен индивидуальными дозиметрами для контроля облучения. При уровнях радиации 0,5 р/ч и выше и в условиях пылеобразования работа должна проводиться в противогазах (респираторах).

При ликвидации аварий на технологических линиях (сетях) и емкостях с ОХВ, при обеззараживании ядовитых и агрессивных жидкостей к месту аварии следует подходить с наветренной стороны, в изолирующих дыхательных аппаратах и защитной одежде. Фильтрующие противогазы можно использовать при отсутствии высоких концентраций ОХВ. В зависимости от температуры воздуха необходимо соблюдать допустимое время пребывания в защитной одежде.

К действиям в очаге бактериологического поражения допускаются только специально подготовленные формирования, обеспеченные необходимыми средствами защиты.

При работах в зонах пожара и задымления личный состав обеспечивается противогазами и дополнительными патронами к ним, обеспечивающими защиту от оксида углерода, а также специальной одеждой и касками.

Рекомендуемая литература:

1.Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий. Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство КНОРУС», 2008.

2.Хохлов Н.В. Управление риском. М.: ЮНИТИ, 1999.

3.Измалков В.И., Измалков А.В. Техногенная и экологическая безопасность и управление риском. М.: С-Петербург, МЧС России, 1998.

Вопросы для самоконтроля

1.Основной документ, определяющий содержание и последовательность работы руководителя предприятия в различных режимах функционирования объекта.

2.Названия и содержание официальных распоряжений руководителя предприятия.

3.Мероприятия, проводимые в режиме повышенной готовности.

4.Сущность управления предприятием при возникновении ЧС.

5.Основные превентивные мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС.

6.Содержание аварийно-спасательных и других неотложных работ и последовательность их проведения.

7.Меры безопасности при проведении АСДНР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: