Психологический комментарий. Это упражнение направлено, в первую очередь, на Определение каждым уча­стником собственных слабых сторон

Это упражнение направлено, в первую очередь, на Определение каждым уча­стником собственных слабых сторон, на фор­мирование привычки анализировать свои не­достатки, но при его выполнении у участника должна быть возможность опереться на силь­ные стороны своего характера. Для этого по­сле каждого выступления необходимо прово­дить небольшую психологическую поддержку.

6. «Свет мой, зеркальце, скажи...»

Если бы люди стремились совершенствовать сами себя вместо того, чтобы спасать весь мир.

Китайская мудрость

«Вернемся к нашему волшебному зеркалу. Возьмите ваш лист бумаги. Вы отвечали на вопрос уже несколько раз. Но на каждом заня­тии вы узнаете что-то новое о себе, своих отношениях с людьми, делаете определенные выводы. Все это, так или иначе, влияет на ваше представление о себе. Вот и сегодня подумай­те, как еще вы могли бы ответить на этот же вопрос. Может быть, вы что-то хотели бы до­бавить, а написанное ранее изменить. У вас есть 3 минуты. Отвечайте на вопрос «Кто я?»

Если у вас уже нет информации для ответа на этот вопрос, то стоит задуматься, а знаете ли вы себя? Неужели за три раза вы смогли сказать о себе все! Или причина в другом? Мо­жет быть, вы устали от самого себя? Или что-то еще мешает вам продолжать эту трудную, но очень важную (прежде всего для вас же) ра­боту? Преодолейте свою пассивность и вклю­чайтесь с тем же энтузиазмом, который был у вас в первый день тренинга».

Рекомендации ведущему. Если часть группы начинает говорить о том, что все уже написано и больше не стоит тратить время на эту «ерунду», вам следует найти слова и убедить группу еще раз порабо­тать над этим заданием.

Не забудьте собрать записи участников до следующего занятия.

7. «Я глазами группы»

Чем бессодержательнее жизнь, тем она тяжелее.

Восточная мудрость

«Это домашнее задание. Вы прекрасно по­нимаете, что у каждого члена группы за время прошедших занятий сформировалось о вас определенное представление. Кому-то вы бо­лее симпатичны и приятны, кто-то вас так и не понял. Вам нужно ответить на один вопрос: «Каким человеком меня воспринимает группа

и отдельные участники?» Опишите подробно, как вас оценивает группа. Например: «Группа в целом воспринимает меня как спокойного, малоподвижного человека, неэмоционально­го, обеспокоенного чем-то не очень серьез­ным. Игорь, наверное, считает меня застенчи­вым, а Светлана - не очень симпатичным», и т. д. На следующем занятии мы выслушаем каждого и, естественно, внесем в случае необ­ходимости коррективы, т. е. тот, в чьем мне­нии о себе вы ошиблись, поправит вас, ска­жет, что он действительно думает о вашем ха­рактере, манере общаться».

Рекомендации ведущему. Опти­мальная организация работы - в фор­ме большого психологического круга (если группа численностью до 15-18 чело­век). Если же группа более многочисленная, тогда целесообразнее провести это упражне­ние в больших «малых» группах (по7-8 человек), но с обязательной возможностью для каждого члена группы поделиться своими вы­водами со всей группой. Если такие желаю­щие находятся, то ведущий должен найти время для работы большого круга, где желаю­щие могут выступить со своими наблюдения­ми и размышлениями.

8. Тест «Моя благоразумность»

Станьте режиссером своей жизни, вместо того чтобы быть актером.

Ф. Эйр, психотерапевт

«Одни из нас пассивны перед внешними обстоятельствами и с места не сдвинутся, да­же если что-то серьезное происходит на виду У них. Они любят комфорт и, прежде чем что-

то сделать, подумают много раз. Другие легко вмешиваются решительно во все, даже если об этом их не просят или это не касается их лично. Они мчатся по жизни сломя голову, им все нипочем! Они могут рискнуть, даже если успех дела не гарантирован.

А вы? К какой категории людей относитесь вы? Сейчас определим степень вашей благо-разумности. Вам нужно ответить на все пред­лагаемые вопросы «да» или «нет», заполняя бланк для ответов».

Вопросы:

1. Увидев, что в школьной раздевалке со­вершается кража, закричите ли вы: «Держите вора!»?

2. В столовой вам дают не совсем качест­венное блюдо, станете ли вы возражать, тре­бовать его замены?

3. Сердитесь ли вы, когда вам делают заме­чания, укоряют вас в чем-то?

4. Получая сдачу у кассы, пересчитываете ли вы деньги?

5. Если вы обнаружили недостаток денег, станете ли вы громко возражать и требовать возврата недостачи?

6. Держите ли вы свои деньги, тщательно спрятав их, закрыв на ключ?

7. Легко ли вы поддаетесь на розыгрыш, на разные шутки?

8. Стараетесь ли вы ответить на розыгрыш или шутку, направленные в ваш адрес?

9. Выйдете ли вы из дому без зонтика или плаща, если обещали ясную погоду?

10. Купите ли вы то, что вам и не особенно нравится, только потому, что нужного товара нет?

11. Даете ли вы в пользование друзьям свои любимые вещи?

12. Одолжив какую-то вещь или деньги, ста­нете ли вы требовать их возврата в установ­ленный срок?

13- Любите ли вы сидеть часами на солнце?

14. Говорите ли вы друзьям о своих прома­хах, неудачах?

15. Возражаете ли вы, когда кто-то списывает у вас на контрольной?

16. Стараетесь ли вы пройти мимо, не вме­шиваясь, когда два человека дерутся?

17. Считаете ли вы, что всегда нужно отве­чать ударом на удар?

18. Готовы ли вы пропустить впереди себя спешащего человека, например, в автобус или в очереди за хлебом?

19. Сможете ли вы сказать врущему: «Ты врешь!», если знаете, что врун сильнее вас?

20. Заблудившись, станете ли вы уточнять до­рогу у 2-3 прохожих, чтобы проверить, прави­льно ли сказал первый из них?

Обработка результатов

Поставьте себе по одному очку за ответы «да» на вопросы:

1,2,4,5, 11, 12, 13, 15, 18,19,20.

Поставьте себе по одному очку за ответы «нет» на остальные вопросы.

Интерпретация результатов и психотехнические упражнения

От О до 6 очков. Вы очень «благоразум­ны», довольно пассивны в жизни. Требуются значительные усилия, чтобы вас расшевелить. Но эта позиция не очень благоразумна, так как в конце концов вы сами можете оказаться в ситуации, когда вам потребуется помощь, а рядом никого не будет.

Упражнение «Борец за справедливость»

Для преодоления своей «гражданской пас­сивности» регулярно включайтесь в происхо­дящие события в роли «борца за справедли­вость». Начинать следует с незначительных событий, в которых участвуют один-два чело­века, разумеется, кроме вас. Проявите себя, ак­тивно участвуя в том, что происходит, причем добейтесь справедливости, которая должна быть, с вашей точки зрения, установлена в данном конкретном случае.

Запомните свои ощущения, как реагирова­ли на ваши слова и действия участники разго­вора. Затем включайтесь в более серьезные дела, добиваясь нужного вам результата, опи­раясь на уже имеющийся опыт «установления справедливости».

От 7 до 14 очков. Вы весьма благоразум­ны. Вы можете возразить, если не согласны,

но при этом, вероятнее всего, воздерживае­тесь от действий и поступков слишком риско­ванных. Вы осторожны и осмотрительны в отношениях с людьми и в отношении своих вещей.

Упражнение «Готовность рискнуть»

Подумайте, всегда ли эта ваша позиция оправданна. Наверное, есть случаи, когда вам просто необходимо действовать более реши­тельно. Поэтому в тех случаях, когда вы начи­наете испытывать колебания, скажите себе: «Риск - дело благородное», и действуйте. Ра­зумеется, могут быть ошибки и досадные про­махи, но всегда ли оправданна ваша нереши­тельность? В конце концов, ваша решитель­ность и готовность к риску изменят вашу жизнь и украсят ее новыми интересными пе­реживаниями.

От 15 до 20 очков. Вас считают довольно активным из-за вашего чувства справедливо­сти. Вам хочется везде установить справедли­вость, вы смелы и решительны, даже если вам угрожает опасность.

Упражнение «Ограничитель активности»

Советуем вам иногда быть более сдержан­ным в своей праведной борьбе за всеобщую справедливость. Поэтому будьте осмотрите­льнее во время принятия решений, разговора с людьми и т. д. Как только почувствуете, что переходите определенную границу, мыслен­но включите своеобразный ограничитель ак­тивности» и сделайте шаг назад. Это поможет вам избежать серьезных конфликтов и сдела­ет жизнь более спокойной и уравновешенной.

Рекомендации ведущему. Естест­венно, что интерпретация, которую огласит тренер после подсчета суммы очков, вызывает неоднозначную реакцию участников. Те из них, кто оказался в середи­не показателей (эта категория в тексте ха­рактеризуется наиболее положительно), будут отстаивать мнение, что автор прав и тест «правильный». Другие участники, особенно те, у кого оказалось меньше всего очков, будут утверждать, что автор не прав, что тест «не­правильный» и т. п.

Это и есть одна из основных целей тести­рования - обсуждение тех нравственных си­туаций, принципов и категорий, которые встретились участникам в тесте. Целесообраз­но выслушать всех желающих, но обязатель­но требуя от них веских аргументов в защиту своих позиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: