Это упражнение направлено, в первую очередь, на Определение каждым участником собственных слабых сторон, на формирование привычки анализировать свои недостатки, но при его выполнении у участника должна быть возможность опереться на сильные стороны своего характера. Для этого после каждого выступления необходимо проводить небольшую психологическую поддержку.
6. «Свет мой, зеркальце, скажи...»
Если бы люди стремились совершенствовать сами себя вместо того, чтобы спасать весь мир.
Китайская мудрость
«Вернемся к нашему волшебному зеркалу. Возьмите ваш лист бумаги. Вы отвечали на вопрос уже несколько раз. Но на каждом занятии вы узнаете что-то новое о себе, своих отношениях с людьми, делаете определенные выводы. Все это, так или иначе, влияет на ваше представление о себе. Вот и сегодня подумайте, как еще вы могли бы ответить на этот же вопрос. Может быть, вы что-то хотели бы добавить, а написанное ранее изменить. У вас есть 3 минуты. Отвечайте на вопрос «Кто я?»
Если у вас уже нет информации для ответа на этот вопрос, то стоит задуматься, а знаете ли вы себя? Неужели за три раза вы смогли сказать о себе все! Или причина в другом? Может быть, вы устали от самого себя? Или что-то еще мешает вам продолжать эту трудную, но очень важную (прежде всего для вас же) работу? Преодолейте свою пассивность и включайтесь с тем же энтузиазмом, который был у вас в первый день тренинга».
|
|
Рекомендации ведущему. Если часть группы начинает говорить о том, что все уже написано и больше не стоит тратить время на эту «ерунду», вам следует найти слова и убедить группу еще раз поработать над этим заданием.
Не забудьте собрать записи участников до следующего занятия.
7. «Я глазами группы»
Чем бессодержательнее жизнь, тем она тяжелее.
Восточная мудрость
«Это домашнее задание. Вы прекрасно понимаете, что у каждого члена группы за время прошедших занятий сформировалось о вас определенное представление. Кому-то вы более симпатичны и приятны, кто-то вас так и не понял. Вам нужно ответить на один вопрос: «Каким человеком меня воспринимает группа
и отдельные участники?» Опишите подробно, как вас оценивает группа. Например: «Группа в целом воспринимает меня как спокойного, малоподвижного человека, неэмоционального, обеспокоенного чем-то не очень серьезным. Игорь, наверное, считает меня застенчивым, а Светлана - не очень симпатичным», и т. д. На следующем занятии мы выслушаем каждого и, естественно, внесем в случае необходимости коррективы, т. е. тот, в чьем мнении о себе вы ошиблись, поправит вас, скажет, что он действительно думает о вашем характере, манере общаться».
|
|
Рекомендации ведущему. Оптимальная организация работы - в форме большого психологического круга (если группа численностью до 15-18 человек). Если же группа более многочисленная, тогда целесообразнее провести это упражнение в больших «малых» группах (по7-8 человек), но с обязательной возможностью для каждого члена группы поделиться своими выводами со всей группой. Если такие желающие находятся, то ведущий должен найти время для работы большого круга, где желающие могут выступить со своими наблюдениями и размышлениями.
8. Тест «Моя благоразумность»
Станьте режиссером своей жизни, вместо того чтобы быть актером.
Ф. Эйр, психотерапевт
«Одни из нас пассивны перед внешними обстоятельствами и с места не сдвинутся, даже если что-то серьезное происходит на виду У них. Они любят комфорт и, прежде чем что-
то сделать, подумают много раз. Другие легко вмешиваются решительно во все, даже если об этом их не просят или это не касается их лично. Они мчатся по жизни сломя голову, им все нипочем! Они могут рискнуть, даже если успех дела не гарантирован.
А вы? К какой категории людей относитесь вы? Сейчас определим степень вашей благо-разумности. Вам нужно ответить на все предлагаемые вопросы «да» или «нет», заполняя бланк для ответов».
Вопросы:
1. Увидев, что в школьной раздевалке совершается кража, закричите ли вы: «Держите вора!»?
2. В столовой вам дают не совсем качественное блюдо, станете ли вы возражать, требовать его замены?
3. Сердитесь ли вы, когда вам делают замечания, укоряют вас в чем-то?
4. Получая сдачу у кассы, пересчитываете ли вы деньги?
5. Если вы обнаружили недостаток денег, станете ли вы громко возражать и требовать возврата недостачи?
6. Держите ли вы свои деньги, тщательно спрятав их, закрыв на ключ?
7. Легко ли вы поддаетесь на розыгрыш, на разные шутки?
8. Стараетесь ли вы ответить на розыгрыш или шутку, направленные в ваш адрес?
9. Выйдете ли вы из дому без зонтика или плаща, если обещали ясную погоду?
10. Купите ли вы то, что вам и не особенно нравится, только потому, что нужного товара нет?
11. Даете ли вы в пользование друзьям свои любимые вещи?
12. Одолжив какую-то вещь или деньги, станете ли вы требовать их возврата в установленный срок?
13- Любите ли вы сидеть часами на солнце?
14. Говорите ли вы друзьям о своих промахах, неудачах?
15. Возражаете ли вы, когда кто-то списывает у вас на контрольной?
16. Стараетесь ли вы пройти мимо, не вмешиваясь, когда два человека дерутся?
17. Считаете ли вы, что всегда нужно отвечать ударом на удар?
18. Готовы ли вы пропустить впереди себя спешащего человека, например, в автобус или в очереди за хлебом?
19. Сможете ли вы сказать врущему: «Ты врешь!», если знаете, что врун сильнее вас?
20. Заблудившись, станете ли вы уточнять дорогу у 2-3 прохожих, чтобы проверить, правильно ли сказал первый из них?
Обработка результатов
Поставьте себе по одному очку за ответы «да» на вопросы:
1,2,4,5, 11, 12, 13, 15, 18,19,20.
Поставьте себе по одному очку за ответы «нет» на остальные вопросы.
Интерпретация результатов и психотехнические упражнения
От О до 6 очков. Вы очень «благоразумны», довольно пассивны в жизни. Требуются значительные усилия, чтобы вас расшевелить. Но эта позиция не очень благоразумна, так как в конце концов вы сами можете оказаться в ситуации, когда вам потребуется помощь, а рядом никого не будет.
Упражнение «Борец за справедливость»
Для преодоления своей «гражданской пассивности» регулярно включайтесь в происходящие события в роли «борца за справедливость». Начинать следует с незначительных событий, в которых участвуют один-два человека, разумеется, кроме вас. Проявите себя, активно участвуя в том, что происходит, причем добейтесь справедливости, которая должна быть, с вашей точки зрения, установлена в данном конкретном случае.
|
|
Запомните свои ощущения, как реагировали на ваши слова и действия участники разговора. Затем включайтесь в более серьезные дела, добиваясь нужного вам результата, опираясь на уже имеющийся опыт «установления справедливости».
От 7 до 14 очков. Вы весьма благоразумны. Вы можете возразить, если не согласны,
но при этом, вероятнее всего, воздерживаетесь от действий и поступков слишком рискованных. Вы осторожны и осмотрительны в отношениях с людьми и в отношении своих вещей.
Упражнение «Готовность рискнуть»
Подумайте, всегда ли эта ваша позиция оправданна. Наверное, есть случаи, когда вам просто необходимо действовать более решительно. Поэтому в тех случаях, когда вы начинаете испытывать колебания, скажите себе: «Риск - дело благородное», и действуйте. Разумеется, могут быть ошибки и досадные промахи, но всегда ли оправданна ваша нерешительность? В конце концов, ваша решительность и готовность к риску изменят вашу жизнь и украсят ее новыми интересными переживаниями.
От 15 до 20 очков. Вас считают довольно активным из-за вашего чувства справедливости. Вам хочется везде установить справедливость, вы смелы и решительны, даже если вам угрожает опасность.
Упражнение «Ограничитель активности»
Советуем вам иногда быть более сдержанным в своей праведной борьбе за всеобщую справедливость. Поэтому будьте осмотрительнее во время принятия решений, разговора с людьми и т. д. Как только почувствуете, что переходите определенную границу, мысленно включите своеобразный ограничитель активности» и сделайте шаг назад. Это поможет вам избежать серьезных конфликтов и сделает жизнь более спокойной и уравновешенной.
Рекомендации ведущему. Естественно, что интерпретация, которую огласит тренер после подсчета суммы очков, вызывает неоднозначную реакцию участников. Те из них, кто оказался в середине показателей (эта категория в тексте характеризуется наиболее положительно), будут отстаивать мнение, что автор прав и тест «правильный». Другие участники, особенно те, у кого оказалось меньше всего очков, будут утверждать, что автор не прав, что тест «неправильный» и т. п.
|
|
Это и есть одна из основных целей тестирования - обсуждение тех нравственных ситуаций, принципов и категорий, которые встретились участникам в тесте. Целесообразно выслушать всех желающих, но обязательно требуя от них веских аргументов в защиту своих позиций.