Представителем позднего французского Ренессанса, выступившим против отождествления человека с земным богом, был философ М. Монтень. Мишель Эйкем де Монтень – французский философ-скептик, писатель-гуманист и просветитель эпохи Возрождения. Провозгласив, что «философствовать – значит сомневаться», Монтень выступает с критикой притязаний человеческого разума на «всеведение». В отличие от философов-рационалистов он видит не только силу разума, но и его слабость, ограниченность и тенденциозность. Монтень развенчивает схоластическую трактовку человека как «царя природы» и считает его «сыном природы», как бы «забывая» о его сотворении Богом «по своему образу и подобию».
Проблема человека в истории философии. Новое время
С точки зрения Ж.-Ж. Руссо, индивид, не испорченный условностями и предрассудками культуры, называется естественным человеком. Естественный человек – категория, в которой выражено представление о человеке как природном существе, которое в естественном состоянии изолировано от других, обладает одинаковыми с ними способностями и равными правами. Представления о некоем «благородном дикаре», наделенном всеми положительными нравственными чертами, можно найти у Вольтера, Руссо, Локка, Дидро и др.
Философы, склонные рассматривать человека как машину,
Ж. Ламметри («Человек-машина»).
П. Гольбах («Система природы»).
Проблема человека в истории философии. Русская философия.
Истинная жизнь личности, по И. Канту, состоит в стремлении к прекрасному, к жизни по законам Истины, Добра и Красоты
Русская философия
Понятия «Богочеловек» и «Богочеловечество» характерны для русской религиозной философии.
Три основные черты, отличающие человека от животного, по B.C. Соловьеву. - это стыд, жалость, благоговение.
Личность является главной темой философского творчества следующих отечественных мыслителей: Ф.М. Достоевского. Н.А. Бердяева
Проблема человека в истории философии. XIX и XX вв.
Э. Тайлор - автор произведения «Первобытная культура»
«Сверхчеловеческое» в сущности человека усматривал Ф. Ницше.
Персонализм -Концепция, согласно которой личность рассматривается в качестве высшей ценности, смыслом земной цивилизации. С позиций персонализма, личность – единство духовности, душевности и телесности.
Фрейдизм, Марксизм, Экзистенциализм
Общим в решении проблемы человека в марксизме, фрейдизме и экзистенциализме является отрицание внеисторической сущности человека.
Философским концепциям человека XX века, представленным: в марксизме, фрейдизме и экзистенциализме, свойственен историцизм. то есть рассмотрение человека как существа, не предопределенного высшей сущностью, а осознающего себя в процессе существования.