Психоанализ

Образ человека как совокупность инстинктов, влечений, конфликтов возникает в психоанализе.

Согласно концепции К. Г. Юнга, психологический тип человека, направленный преимущественно на внешний мир, общительный, активный, называется экстравертом. Обоснование этой концепции представлено в работе К. Г. Юнга «Психологические типы» (1921 г.).

Автором[A1] психоаналитической типологии характеров человека (экстраверт-интроверт) является Клавдий Гален, врач II-го века нашей эры.

Экзистенциализм

Экзистенциализм Концепция, с позиций которой человек лишен какой-либо заданной природы, определяющей его личное бытие. Человек ничем не детерминирован, он «есть не что иное, как проект самого себя» (Ж.-П. Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм»).

Для экзистенциализма характерно Отрицание общественно-исторической природы личности

Техниками переживания человеком своего бытия в экзистенциализме являются экзистенциалы:

«страх».

«временность»,

«свобода»,

«тошнота»,

«забота».

Понятие «экзистенциал» было введено М. Хайдеггером. Основные характеристики бытия человека - его конечность, которая осознается самим человеком (это единственное существо, знающее о своей смертности) - «страх»: структуру человеческого бытия, в целом. М.Хайдеггер характеризует как «заботу», в которой содержатся измерения прошлого, будущего и настоящего -«временность»; неудовлетворенность человека собой - «тошнота»; «свобода» - подлинное существование человека, которое возможно через осознание человеком своей конечности и историчности.

Сущность человека как проблема

Наиболее остро «двойственность» человеческой сущности проявляется в антиномии (противоречии) духа и тела. Человек занимает срединное место во Вселенной, соединяя в себе разнообразные силы сущего - природное и божественное, низменное и высокое, «земное» и «небесное», что делает сущность человека антиномичной, заключающей в себе противоположно направленные свойства и возможности: одни - обусловленные его телесной организацией, другие - сознанием, духом.

Человек как единство двух субстанций - тела и духа - предстает в философии

Р. Декарта. Он заложил основы психофизического параллелизма философии Нового Времени.

Согласно иррационализму, слияние индивидуального Я и мира возможно как сострадание.

Буддизм, христианство, волюнтаризм полагают, что сострадание, или эмпатия, выступает в качестве универсального отношения к миру и является основанием морали, так как ведет к осознанию тождественности всего сущего


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: