Виды политических отношений

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им занимать относительно безопасную позицию в структуре их социальных связей. Люди используют коллективные формы жизни, поскольку являются слабыми биологическими существами. Однако совместное существование социальных субъектов требует определенной организации. Поэтому политические отношения – это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных социальных групп. Это искусственные, то есть функциональные связи между людьми.

Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института. В политической сфере основным институтом в масштабе всей страны выступает государство. Оно состоит из множества составляющих его институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства существует масса организаций гражданского общества, в которых люди реализуют свои политические права, т.е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают политические партии и общественные движения. Кроме них могут существовать организации регионального и местного уровня.

Управление сообществом осуществляется в двух формах: административной и политической. Разница заключается в том, что в первом случае правитель (должностное лицо) назначается вышестоящим органом управления, а во втором случае правитель (правление) выбирается членами данного сообщества. В этом смысле политическим является любой социальный институт, в котором руководящие должности являются выборными (парламент, политическая партия, акционерное общество, творческий союз, религиозная организация и т.д.).

Политическая жизнь, также как и любая другая (в том числе биологическая), для своего осуществления требует создания определенных условий. Такими условиями, в частности, выступают материальные и духовные блага, как результаты, соответственно материального и духовного производства. На наш взгляд, понятие «производство» и все отношения, связанные с ним, правомерно распространить и на политическую сферу жизни общества. Дело в том, что политика – это результат сознательного построения отношений между людьми, вышедшими из «естественного состояния» животных, где главным фактором выживания являлось личное преимущество, прежде всего в силе. Коллективная форма жизни создает человека, не только как социальное существо, но и как «существо политическое». Воспитание соответствующих свойств осуществляется посредством институтов морали, религии и права. Всем взрослым людям известен факт, что привитие ребенку коллективистских свойств стоит определенного труда.

Таким образом, есть основания утверждать, что производство существует и в политической сфере, а видами политическихотношений здесь являются активность и пассивность при производстве продукта под названием «общественная безопасность».

Этот продукт, будучи произведен, также подвергается распределению, обмену и потреблению. При этом важна принадлежность производимого продукта, в чьем владении, распоряжении и пользовании он находится, кто претендует на право собственности по отношению к нему. Все отношения между людьми, возникающие при производстве и движении данного продукта и составляют структуру политической сферы жизни общества. Она организуется посредством специально созданных социальных институтов, хотя может осуществляться и в соответствии с неформальными отношениями. О каких конкретных отношениях (активности и пассивности) может идти речь в политической сфере?

Присвоение права руководить общественными отношениями, реальное распоряжение коллективными ресурсами, использование преимуществ организованной жизни общества характеризуют отношения собственности на средства политического влияния.

Поддержка курса правителей (или равнодушие, пассивность) обеспечивают появление и воспроизводство определенного политического режима, то есть конкретной формы организации коллективной безопасности. Но, если такая форма удовлетворяет не все общество, а только правящую группу, то протесты, наоборот, заставляют «снимать с производства» один политический режим и осуществлять другой. Такая активность или пассивность и составляют отношения по поводу производства главного политического продукта – общественной безопасности.

Отношения распределения заключаются в активности и пассивности субъектов политики при решении вопросов, какими и в каком объеме правами и свободами будут обладать отдельные граждане, группы (например, элиты), организации и политические институты (государственные органы, политические партии и т.д.).

Отношения обмена своими правами осуществляются гражданами постоянно. Это происходит, например, тогда, когда они уступают другим право решать за себя, что бы то ни было: в дружеской компании решает лидер, в семье – старший по возрасту и т.д. Но особенно ярко эти отношения проявляются во время выборов кандидатов на замещение должностей в органах власти. Здесь граждане за свои голоса «покупают» себе направление и характер развития общественной жизни. Граждане обменивают часть своих прав на принятие общественно важных решений на то, что кто-то другой будет беспокоиться о коллективной безопасности. А они в это время смогут сосредоточиться на решении свои частных проблем. Такие отношения обмена строятся не только в масштабах всей страны, но и в других, когда осуществляется делегирование прав взамен на какие-то блага.

Отношения потребления находят свое выражение в активности или пассивности граждан при использовании предоставленных им прав и свобод.

Политические отношения можно классифицировать и по другим основаниям. Различают конфликтные, компромиссные, нейтральные и союзные отношения. В масштабе отдельной страны эти отношения могут охватываться некоторым типом законодательства. Такая практика получила теоретическое оформление в концепции «Общественного договора», т.е. договорных отношений государства и общества. Договорная природа этих отношений была оформлена конституциями ряда стран, начиная с XVIII века, и со временем стала договорной основой политическихотношений большинства стран мира.

Проникновение политики в другие сферы жизни общества, образуют новые, смежные и сложные формы политическихотношений.При этом они не только объединяют и сближают стороны таких отношений, но и разделяют их, фиксируя уменьшение взаимодействия сторон или даже конфликт. Такие явления обнаруживаются в парламентской работе, в межпартийных и внутрипартийных отношениях, в отношениях различных организаций и институтов между собой и отдельными гражданами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: