Понятие политики

В научной литературе существует огромное количество определений понятия «политика». Разнообразие определений демонстрирует сложность явления, которое описывается данным понятием. Зафиксируем важнейшие черты этого явления.

Во-первых, в соответствии с взглядами основателей учения о политике, к совместной жизни людей толкает их собственная природа: естественная необходимость во взаимной помощи. Главный мотив коллективного существования – умножение сил относительно слабых природных индивидов. Таким образом, политика возникает там, где общение создает объединенные ресурсы, и люди имеют возможность воспользоваться ими.

Во-вторых. Со времен античности государство выросло из границ отдельных городов-полисов с их предместьями. Общественные отношения существенно изменились. Теперь политическое общение осуществляется между регионами и внутри регионов, между населенными пунктами и внутри них, между различными слоями общества, которые не сосредоточены в одном населенном пункте, и т.д. И люди в регионах строят отношения не только с государственными (т.е. центральными), но и с местными органами управления, а также с органами управления других всевозможных организаций. Поэтому наряду с государственной, выделяют также региональную, партийную, корпоративную, клановую и другие формы политики. Эти формы представляют собой использование объединенной силы соответствующих общностей. Таким образом, политика – это явление более широкое, чем отношение с государством.

В-третьих. Сообщества, которые образуют индивиды, призваны использовать объединенные ресурсы от имени и во имя всех этих индивидов. Известно, что первоочередными политическими являются решения, преследующие цель обеспечить безопасность людей, собравшихся в данную общность.[1] Эта цель в масштабах всей страны является основой внешней и внутренней политики государства. Но очевидно, что любое государство способно решить лишь самые общие вопросы, касающиеся совместной безопасности граждан, что находит отражение в законодательстве. Частные же интересы граждан способны защитить их разнообразные отдельные объединения: негосударственные политические, экономические, этнические (и другие социальные), религиозные (и другие духовные). И для обеспечения этих частных интересов граждан главным условием существования таких организаций становится их собственная безопасность: экономическая, правовая и другая. Это находит отражение в формальных или неформальных принципах отношений в данных объединениях. Поэтому политика имеет место в любой общности.

В-четвертых. Политика – это явление более широкое, чем осуществление властных функций и стремление к участию в органах власти. Во властные органы различных уровней стремятся не все люди, а значительное меньшинство. Ведь стремление к власти в обществе – это стремление к получению права строить систему общественных отношений по своему усмотрению, т.е. руководить. И не для всех людей руководство общественными отношениями является делом, к которому они стремятся.[2] Многие люди предпочитают другие виды занятий, создавая при этом совокупные ресурсы общества. Как обладатели этих ресурсов и участники разнообразных акций, проводимых в интересах всей общности, все люди втянуты в политические отношения. То есть, властные отношения не исчерпываются действиями органов власти и вообще не исчерпывают политику целиком. Помимо властной, существует еще и организаторская составляющая политики: распределение социальных статусов и социальных ролей, то есть распределение прав и обязанностей различных социальных субъектов. Попросту говоря, правитель призван знать не только ответы на вопросы «Чего нельзя делать и что за это будет нарушителям?» Он обязан находить ответы на вопрос «Что нужно делать для процветания общности и как для этого использовать ресурсы общества?» Очевидно, что поиски ответов на последний вопрос выходят за рамки принуждения, а требуют еще и организации оптимальных отношений в обществе. Всякая власть – это влияние, но не всякое влияние – это власть.

В-пятых. Очевидно, что общество разнородно. Различные социальные группы (профессиональные, демографические, этнические и т.д.), имеют несовпадающие, а то противоречащие интересы, что с неизбежностью ведет их к столкновению и борьбе. И чтобы эта естественная борьба, не приняла насильственные формы, требуются особые усилия всего сообщества или специальных социальных институтов. Эти усилия призваны обеспечить необходимый минимум устойчивости коллективной формы жизни за счет справедливого распределения общественных ресурсов. Поэтому более глубоко суть политики раскрывается в наличии общественного посредничества между индивидами и группами.

В-шестых. В большинстве современных определений в качестве родового для понятия «политика» указывается понятие «деятельность». Анализ соотношения понятий «активность», «поведение» и «деятельность»[3] позволяет утверждать следующее. Первое, деятельность – это только один из видов активности. Второе, в политической сфере поддержание жизненно важных связей с окружающим миром не всегда требует активности (борьбы или интеграции). Нередко интересы людей как раз требуют пассивности, т.е. не включения в борьбу с одними общественными силами и (или) отказа от интеграции с другими общественными силами. Порой неучастие в выборах, игнорирование призывов участвовать в митингах и демонстрациях является ярким показателем политической позиции каких-либо субъектов.

Таким образом, определение понятия «политика» через родовое понятие «деятельность» и даже через понятие «активность» является узким. Адекватным в этом ряду является понятие «отношение». Любое отношение по определению подразумевает наличие нескольких сторон. Однако долгое время на поверхности политических событий были заметны лишь активные участники этих отношений. Поэтому политику и определяли как деятельность людей, обладающих властью, прежде всего, властью государственной. В условиях роста прав и свобод граждан, демократизации общественной жизни данный подход к пониманию политики не соответствует реалиям.

Поэтому политика – это осуществление различными субъектами таких отношений, которые за счет объединенных ресурсов сообщества могут обеспечить им безопасность.

Наличие и состояние политики зависит от ряда факторов, т.е. связана с ними. Эти устойчивые необходимые связи и есть законы политики. К этим связям можно отнести следующие:

1. зависимость политики субъекта от интереса к другому субъекту; политику выстраивает тот, кто испытывает недостаток безопасности: в благах, в том числе в жизни и здоровье, в социальном положении, в общении и т.д. кто обладает большими ресурсами, тот и диктует условия политического (коллективного) существования; т.е. диктует тот, кто меньше заинтересован;

2. зависимость устойчивости политических отношений от готовности субъектов жертвовать некоторыми частными (личными) интересами;

3. зависимость совместной безопасности сообщества от справедливости распределения социальных позиций субъектов политики.

Безопасность, в основном, содержит три элемента. Социальная безопасность подразумевает сохранение существования субъекта в определенном статусе. Экономическая безопасность означает наличие доступа к средствам существования. Духовная безопасность предполагает возможность свободного выбора идей, веры, вкусов и т.п., не ущемляющих интересы других людей.

Сущность политики любого субъекта (индивида, группы, организации и т.д.) заключается в определении своей позиции (позиционировании) в социальной системе. Идеи, мотивы, эмоции на этот счет могут быть различные, нередко противоречивые, но трезвый расчет требует осуществления отношений, выбора социальной позиции, которая обеспечит субъекту безопасность. Различные субъекты политики могут защищать государственный суверенитет, национальные или религиозные традиции, права и свободы граждан, честь и достоинство личности и т.д.

Функции людей, втянутых в политические отношения.

В любом сообществе (начиная с малой группы и кончая обществом в целом) эти функции могут быть сведены к следующему:

- выяснение смысла существования данной общности и системы её приоритетов; если смысл отсутствует, то общность распадается, тогда исчезает и политика, поэтому главное – сохранение общности ради совместного выживания в ее рамках;

- согласование интересов всех её членов, выработка приемлемых для всех правил поведения и жизнедея­тельности, первое из которых – готовность всех жертвовать некоторыми личными интересами для обеспечения коллективных;

- распределение ролей между всеми субъектами дан­ной общности.

Высшая цель политики – объединение членов общества, согласование конфликтующих устремлений субъектов. Из-за индивидуального и группового эгоизма эта цель достигается трудно, всегда на некоторое время. Окончательно эта цель политики не достигнута нигде.

Вопросы для повторения:

1. каковы основные аспекты анализа политики?

2. каково содержание понятия «политика»?

3. каковы виды политики?

4. каково соотношение политических и властных отношений?

5. каковы функции людей, втянутых в политику?

6. какова высшая цель политики?

Тема 1.2. Структура политической сферы.

Политика – это специфический способ реализации интересов людей, специфическая форма общественных отношений. Из-за этой специфики политику выделяют в отдельную сферу жизни общества. Политическая сфера – это совокупность отношений людей, обеспечивающих им совместную безопасность.

Конкретное содержание сфер жизни общества можно представить с помощью отношений в соответствующих социальных институтах. Социальный институт – это организованный процесс отношений индивидов и групп, представленный в системе формальных прав и обязанностей. Более конкретно под социальным институтом понимают группу людей, отношения между которыми построены по определенным правилам (например, семья, армия и т.д.) или совокупность правил для каких-то социальных субъектов (например, институт президентства).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: