Комплекс артикуляционной гимнастики. Для произнесении звука [р] необходима сложная работа всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к альвео­лам

для звуков [р], [р']

Для произнесении звука [р] необходима сложная работа всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к альвео­лам, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам; выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

«Чьи зубы чище?»

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верх­ние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из сторо­ны в сторону.

Методические указания.

1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов.

3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

«Маляр»

Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Методические указания.

1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

2. Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперед, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.

«Загнать мяч в ворота?»

Описание упражнения и методические указания см. во втором комплексе.

«Лошадка».

Описание упражнения и методические указания см. в четвертом комплексе.

«Вкусное варенье».

Описание упражнения и методические указа­ния см. в третьем комплексе.

«Индюк».

Описание упражнения и методические указания см. в четвертом комплексе.

«Барабанщики»

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]: д-д-д. Сначала звук [д] произносить медленно. Постепенно убыст­рять темп.

Методические указания.

1. Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. Следить, чтобы звук [д] носил характер четкого удара - не был хлюпающим.

3. Кончик языка не должен подворачиваться.

4. Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бума­ги. При правильном выполнении упражнения она будет откло­няться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: