Комплекс артикуляционной гимнастики

для шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ]

Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тон­кие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом (при [ч] - сначала смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зу­бам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; теплая воздушная струя идет посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи спо­собствуют следующие упражнения.

«Приклей конфетку»

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, при­клеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал только язык - нижняя челюсть должна быть неподвижна.

2. Рот открывать не шире чем на 1,5 - 2 см.

3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку меж­ду коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).

4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

«Грибок»

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъя­зычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, при­жав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

Методические указания.

1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.

3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

«Загнать мяч в ворота». Описание упражнения и методические указания см. во втором комплексе.

«Наказать непослушный язык».

Описание упражнения и мето­дические указания см. во втором комплексе.

«Сделать язык широким».

Описание упражнения и методические указания см. во втором комплексе.

«Вкусное варенье»

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

2. Язык должен быть широким.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упраж­нению «Наказать непослушный язык».

«Гармошка»

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связ­ку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягива­ются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражне­ния надо стараться открывать рот все шире и все дольше удержи­вать язык в верхнем положении.

Методические указания.

1. Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.

2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом поло­жении под счет от трех до пяти.

3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

«Фокус»

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ват­ку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания.

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе;

посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Комплекс артикуляционной гимнастики

для звуков [л], [л']

Для произнесения этих звуков необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка: кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, передняя и средняя части спинки языка опускаются, задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю.

Выработке необходимых движений языка способствуют следую­щие упражнения:

«Наказать непослушный язык».

Описание упражнения и методи­ческие указания см. во втором комплексе.

«Вкусное варенье».

Описание упражнения и методические указания см. в третьем комплексе.

«Пароход гудит»

Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] (как гудит пароход).

Методические указания.

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глу­бине рта, а спинка была поднята к нёбу.

«Индюк»

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его пе­редней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верх­ней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится [бл-бл] (как индюк болбочет).

Методические указания.

1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из сторо­ны в сторону.

3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасывать­ся вперед.

«Качели»

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [л] и [л'] с гласными [а], [ы], [о], [у].

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, поло­жить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней сторо­ны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно ме­нять положение языка 4-6 раз.

Методические указания.

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

«Лошадка»

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и по­щелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания.

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предло­жить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вер­нуться к этому упражнению.

4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

«Беззвучно пощелкать кончиком языка»

Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука [л].

Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Методические указания.

1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны:

упражнение выполняет только язык.

2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.

3. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не вы­совывается изо рта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: